Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Мы достаточно терпеливый народ»

Фото: из архива Вячеслава Ракова
 

Историк Вячеслав Раков — о православии, упреках Звягинцева и закате Европы

Анастасия Зырянова
18 февраля, 2015 16:08
16 мин
В 1918 году вышел в свет первый том «Заката Европы» Освальда Шпенглера. Книга анонсировала упадок западного мира, на смену которому неизбежно должна прийти новая цивилизация — русско-сибирская. Прошло почти сто лет, и в России на государственном уровне зазвучали похожие утверждения. О том, сбудется ли пророчество немецкого философа, корреспонденту «Русской планеты» рассказал историк, преподаватель кафедры теологии Пермского университета Вячеслав Раков.
– Первый вопрос вам хотелось бы задать как преподавателю кафедры теологии. Сейчас в России усиливается роль православия, во многом благодаря власти. Многие это критикуют, появляются даже такие термины как «православный талибан». Не переусердствовало ли государство в дружбе с церковью?
– С одной стороны, движение государства в сторону церкви — естественное движение, поскольку Россия, как никогда, нуждается в укреплении моральных оснований социальной жизни, и государство ищет что-то, на что мы все вместе могли бы опереться. Церковь и вера — один из наших «спасательных кругов». Власть нуждается в церкви также потому, что ей самой также необходима моральная легитимация. С другой стороны, церковь должна оставаться церковью, а государство должно оставаться государством. Не должно быть слияния. Да, церковь должна выходить за пределы церковной ограды, у нее должны быть собственные социальные практики, например, в области филантропии или духовного просвещения. Церковь должна высказываться по общественным и культурным проблемам — это нормально. Но церковь не должна политизироваться, иначе она теряет себя. Если говорить языком христианства, церковь — это Богочеловеческий организм, это мистическое Тело Христово, и потому глубинное существо церкви не в это мире. Церковь не должна жертвовать своим кровным, своим внутренним. Ни в коем случае она не должна быть «овнешнена». Религиозность не должна быть только формальной, она должна идти вглубь. Но точной формулы соотношения церкви и общества нет, потому что жизнь подвижна и формулы за ней не успевают.
– Но в последнее время начинают появляться православные радикалы. Откуда они берутся? Не из этого ли союза церкви и государства?
– Сама культурная почва, социальное неблагополучие, кризис — все это вызывает их к жизни. С одной стороны, их появление связано с сиеминутными вещами — в условиях кризиса психика становится нестабильной. С другой стороны, есть фундаментальные структуры, лежащие в основе нашего менталитета. Мы — страна, где нет культурной и психологической середины. Об этом пишут еще с конца XIX века. На Западе есть так называемая средняя культура — там полюса в ходе истории все более отодвигаются на периферию, поэтому середина постепенно заволакивает все. Нельзя сказать, что это только позитивный процесс. У нас же напротив — середины мало или даже вообще нет. Мы не умеем жить в среднем состоянии: политкорректность, формальная вежливость, правила хорошего тона — это не для нас. Мы не будем улыбаться, если нам не хочется. Нам бы немного здравомыслия к нашим крайностям. Крайности, кстати сказать, — это не всегда плохо, благодаря близости к ним мы все еще остаемся интересным народом, но нам нужна еще и середина. Отсутствие такой середины — одна из причин, почему у нас появляются православные радикалы. Пока, на мой взгляд, эти люди не дестабилизируют социальную ситуацию. Православный радикализм не является заметным течением внутри церкви. Например, у нас пока нет современного аналога Черной сотни.
– А современное казачество, Антимайдан, НОД, хоругвеносцы?
– При желании их можно связать с традицией Черной сотни, но пока, как мне кажется, их деятельность не выходит за рамки своего рода шоу. В серьезную политическую жизнь они все же не вошли. Черная сотня — это уже серьезно, это не шоу, это кровь, это срыв. В данный момент я не вижу этого срыва. Мы достаточно терпеливый и терпимый народ. Это еще одна особенность нашей цивилизации, до известной степени сдерживающая нас от очередного впадения в крайность. Мы, например, гораздо терпеливее мусульман. Чтобы вывести нас из себя, надо постараться.
– А как же ужесточение законодательства в сфере защиты чувств верующих? Это не показатель того, что православные выходят из себя? Не проявление клерикализма?
– Пока, мне кажется, некорректно говорить о клерикализации общественной жизни и тем более общественного сознания. Мы все еще располагаем, так сказать, некоторым запасом спокойствия, к которому в последние годы добавилось откровенное равнодушие в отношении нашей внутриполитической и идеологической жизни. Мы сейчас заняты вполне тривиальными вопросами: ценами на гречку, курсом рубля. Все это достает нас гораздо больше. Радикально-либеральное неприятие церкви пока явно неадекватно нашей ситуации. Оно идет не столько от реальности, сколько от некой эмоционально насыщенной презумпции и догматического априори: «Да может ли идти от церкви что-нибудь доброе!?» При этом теоретически я не могу исключить, что в случае снижения духовной требовательности к себе среди православных христиан всех званий и уровней церковь может столкнуться с упреками, сходными с теми, что были художественно высказаны в фильме Андрея Звягинцева «Левиафан».
- Кстати, о «Левиафане». Не могу не спросить, как вам фильм.
- Фильм Звягинцева оставил во мне двойственное чувство. Во-первых, я воспринял его как крик, и даже как вопль предостережения: если мы будем продолжать жить столь же тупо, пьяно и инертно, как мы живем сейчас, то у нас нет будущего. В фильме показана страна без солнца и без неба — «Россия во мгле», «Апокалипсис сегодня». Этот крик дошел до меня и задел меня.
Вместе с тем фильм показался мне скорее публицистическим текстом, чем живописным полотном. Эстетически я на него никак не откликнулся. Все сложности, присущие жизни, в нем тщательно срезаны и отретушированы. Перед нами скорее формула, чем процесс.
– Вы сказали о цивилизационных различиях России и Европы. То есть вы не считаете нашу страну частью европейского мира?
– Это сложный вопрос. Если с 1989-1991 годов мы в очередной раз пытаемся стать частью большой Европы, простершейся от Лиссабона до Владивостока, то в связи с украинскими событиями Россия резко «втягивается в себя» и начинается активная рефлексия по поводу российской идентичности. В результате большинство из нас перестали быть приверженцами «европейского выбора», рассматривая Россию как особую цивилизацию. Не стал исключением и ваш покорный слуга: на мой взгляд, Россия слишком велика в пространственном смысле, чтобы стать частью Европы. Хотя, если вспомнить наше прошлое, начиная с XVI, а то и с конца XV века, с момента, когда к нам приезжает Аристотель Фиораванти и строит Успенский собор в Кремле, начинается наш диалог с Европой. При Петре Великом он усиливается. В XIX веке мы европейская держава. Даже если у нас есть особый путь, европейская цивилизация нам гораздо ближе, чем любая другая. Мы воспитаны на европейской литературе, мы слушали и слушаем европейскую классическую музыку. В известном смысле Европа стала частью нас. Но если брать структуры коллективного бессознательного, мы видим, что европеец и русский — это разные люди. У европейцев есть внутренняя форма, то есть внутренняя дисциплина и склонность к порядку во всем, а у нас нет. Вместо этого у нас — широта души, которую один из героев Достоевского хотел бы сузить: «Широк человек! Я б сузил!». Да ничего из этого не вышло, однако.
– Обычно, когда говорят про Европу, принято иметь в виду ее западную часть, а ведь есть еще и восточная.
– Граница между Европой и Россией подвижна. Как писал Сэмюэл Хангтингтон, граница Европы кончается там, где заканчивается западное христианство, а дальше начинается Россия. То есть Польша, Чехия, Прибалтика — это Европа. А Балканы — это особый случай. Возможно, Запад переварит и балканское православие.
– Западный мир сейчас на официальном уровне принято обвинять в распущенности и отсутствии духовности. Действительно ли Европа такая аморальная?
– Если говорить о моральном состоянии Европы и сравнивать его с тем, что сейчас происходит у нас, то это, как говорится, две большие разницы. Европа гораздо более благополучна и стабильна, она не переживает морального кризиса, в отличие от России. Мы больше других пьем, наша страна занимает первое в мире место по употреблению героина, по абортам… Мы действительно переживаем жестокий моральный кризис, и не ясно, сможем ли мы из него выбраться. Мы ожесточены, мы не доверяем друг другу (и правильно, кстати, делаем, потому что доверять сейчас нельзя никому). Мы достигли края, если не дна. А в Европе все нормально. Ну да, там есть гомосексуальные браки, но пока показатели моральности европейцев совсем другие, чем в России. Вот когда мы «станем хорошими», тогда и получим полное право на моральную критику Запада. Пока же мы это делаем в контексте информационной войны. Нам нужно показать себе, что мы не хуже, чем другие. И это вполне понятно.
Впрочем, повод для критики Европы все же есть: европейцы лишены высокой мотивации. Они живут за счет того, что «проедают» старый моральный капитал. Давайте вспомним Европу XIX века — серьезную, строгую, с жесткими условностями — и нынешнюю Европу. Нельзя бесконечно снижать ценностно-мотивационную напряженность культуры, как это делает Европа последних десятилетий. Это слишком рискованно. Результатом может быть декаданс. Другое дело американцы. У них есть национальный миф, они свято верят в то что, что они — богоизбранный народ. Они считают себя коллективным мессией современного человечества. Это, однако, приводит к тому, что США всюду видят сферу своих непосредственных интересов и хотят оставаться бессменным дирижером глобального оркестра. Понятно, что у большинства россиян (и не только россиян) это вызывает не самые приятные чувства.
– Европу хоронят уже довольно давно, но каждый раз она и не думают умирать. Или это просто такой длительный процесс «загнивания»?
– Первый том «Заката Европы» Шпенглера вышел в 1918 году, потом появилось понятие «еврокризис», потом «евросклероз». Тем не менее, Европа смогла доказать, что она умеет меняться. Есть такое выражение: «Европа — это не структура, а процесс». Во второй половине ХХ века европейская историческая интрига продолжилась. Немцы и французы смогли преодолеть свои противоречия, появилось европейское сообщество, потом заключаются Маастрихские договоренности 1992 года (договор, положивший начало ЕС), а в первом десятилетии нового века в Европейский Союз вошло большинство стран региона. Главное, чтобы это не привело к инфляции европейского духа. Когда в насыщенный раствор наливают воду, он становится все более разбавленным и пресным.
– То есть «Заката Европы» не будет?
– Я думаю, у Европы еще есть время — в том числе на то, чтобы скорректировать негативные моменты своего исторического сценария. История Европы продолжается.
– И на смену европейской цивилизации не придет «русско-сибирская», как предрекал Шпенглер?
– Что касается будущего российской цивилизации, мне кажется, что мы живем от импульса до импульса. Предпоследний импульс был на рубеже 80-90-х годов. Несколько лет он держал страну в напряжении. Мы вновь уверовали в «общечеловеческие ценности», поверили, что мы можем стать «нормальной» страной. Но уже с середины 90-х импульс явственно гаснет. С этого времени мы живем достаточно скучной жизнью, по инерции. А Россия, как писал Бердяев, это самая антибуржуазная страна в мире. Мы вполне становимся собой только тогда, когда в нас включается мотор сверхмотивации. Не мотивации, а именно сверхмотивации. Прошедший год дал нам импульс, который может привести к всплеску ценностного напряжения в обществе. Если мы выйдем из морального кризиса — у нас появляются шансы на будущее. Одним из ключевых моментов, условий оздоровления русской общественной жизни может стать рецепция традиции, ее новое открытие. Мы должны нащупать собственную почву под ногами. Другое условие — мы должны освоить мировой цивилизационный опыт. Мы должны уметь делать все, что умеют делать другие. При этом, мы должны уметь делать то, что никто кроме нас делать не умеет. Мы должны осуществить синтез своего и чужого. Это и есть полная формула модернизации. Пока, надо признать, мы далеки от ее осуществления.
– А было ли такое золотое время, когда Россия отвечала этим двум условиям?
– Да. Я думаю, это была вторая половина XIX — начало XX века. Это время, когда мы становились европейской страной, оставаясь при этом собой. У нас была своя основа, в частности, православие, но кроме того, мы активно усваивали и осваивали европейский цивилизационный опыт. В ходе александровских реформ у нас появился современный суд, современная система образования, местное самоуправление. В начале XX века Россия стала конституционной монархией и получила, наконец, парламент и прообраз конституции. Мы становились современной страной. Если бы не 1914-й год, если бы Россия не дала втянуть себя в Первую Мировую войну, если бы она проскочила эту развилку (оказавшуюся фатальной), тогда модернизация пошла бы вглубь, охватив еще и крестьянскую Россию. 1917 год я воспринимаю как трагический срыв российской модернизации и исторический срыв в целом. Этот срыв предопределил наш трагический XX век, который, по словам А. Солженицына, мы проиграли. За советский цивилизационный эксперимент мы заплатили несоразмерно большую цену — прежде всего жизнями миллионов людей.
Ровно через сто лет мы оказались перед подобной же развилкой. Если мы уйдем в глухую оборону и станем второй Северной Кореей, мы проиграем. Быть изолированной страной в ХХI веке — означает поражение. Я за то, чтобы мы пытались сочетать свой дух, свои традиции и современные цивилизационные институты и технологии в новой российской модернизации. Я за то, чтобы мы оставались собой, будучи современной страной. Для этого нам нужна сверхмотивация. Но где ее взять?
– Считается, что ХХ век начался в 1914 году. Можно ли сказать, что XXI век начался в 2014-м?
– Есть много мнений о том, когда кончился ХХ век. Большинство считает, что на рубеже 80-90-х годов, когда происходит мировая либеральная революция и мир становится «плоским». Это было время эйфории, когда все были уверены, что под XX столетием подведена черта, что «история закончилась», по выражению Френсиса Фукуямы. А вопрос о том, когда начался XXI век — это сложнее. Мне кажется, он начинается не с определенного события, а с нескольких. Они связываются в определенную траекторию, выводящую нас из безмятежного глобализма 90-х в рискованный и неравновесный глобализм XXI века. Первый звонок прозвучал 11 сентября 2001 года, когда стало понятно, что мир совсем не плоский и совсем не розовый. Второй звонок — это признание Ангелы Меркель в 2010 году в том, что политика мультикультурализма рухнула. Арабы никогда не станут французами, а турки — немцами. Третий звонок пришелся на 2014 год. Возникает второй цивилизационный разлом (Запад — Россия) в дополнение к первому (Запад — ислам) и оказывается, что мир живет не по Фукуяме, а по Хантингтону (см. его книгу «Столкновение цивилизаций») и что история совсем не закончилась. Она продолжается во всей своей суровой наготе. Оказалось, что мир становится миром цивилизаций, между которыми есть различия. Прежде всего — различия в ценностях. И за эти ценности могут вестись войны. Так что третий звонок прозвенел, занавес открывается, но что мы увидим на сцене — пока не ясно. Нельзя исключить и того, что за занавесом может открыться и глобальная трагедия.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ