Новости – Титульная страница












Титульная страница
Сводили в прошлое
Фото: Елена Аверьянова
В музее им. Д.Г. Бурылина прошла «Ночь искусств»
7 ноября, 2013 14:21
5 мин
В просторном зале старинного особняка вновь слышны звуки вальса. Кружатся пары: мужчины в элегантных фраках, дамы в бальных платьях.
– Что сделать этому фанту?
– Выпить бокал шампанского!
– Вы догадались, граф, так нельзя.
Шум, оживленный смех, гости увлечены игрой. Рядом, за столиком, министры обсуждают будущее России с самим императором. В историко-краеведческом музее имени Дмитрия Бурылина прошла «Ночь искусств». Ивановцы в ходе акции весьма необычного формата почти буквально прикоснулись к истории.
Здание, в котором ныне находится Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина, появилось волею самого Дмитрия Геннадьевича. Летом 1912 года был заложен первый камень в фундамент, в декабре 1914-го музей принял первых посетителей. Так иваново-вознесенский фабрикант, меценат и общественный деятель положил начало культурным основам жизни города, возникшего из двух ремесленных сел в эпоху промышленного бума.
Дмитрий Бурылин был необычным человеком, яркой личностью, эрудитом и исследователем. Удачливый промышленник, в глазах собратьев-фабрикантов он считался чудаком и мечтателем. Многочисленные дальние родственники называли его «Митькой, который все промотал».
Действительно, Дмитрий Бурылин мог потратить последние деньги на покупку заморской редкости для коллекции. Его дочь вспоминала, что из-за этого семья порой неделями питалась одними кислыми щами.
Бурылин регулярно находился в разъездах: Африка, Азия, Европа. Из своих экспедиций он возвращался с ящиками, полными редких книг, старинного оружия, загадочных предметов древних культов. Но однажды эти путешествия прекратились: Дмитрий Геннадьевич купил билет на печально знаменитый «Титаник», однако по счастливой случайности не смог ступить на борт, оказавшись в постели из-за внезапной пневмонии. С тех пор он поручал поиск уникальных экспонатов агентам-антикварам. Они рыскали по всему миру и скупали самые редкие предметы, прекрасно зная вкусы фабриканта.
Надо сказать, что страсть к собирательству Бурылин унаследовал от деда Диодора. Тот коллекционировал древние старообрядческие иконы и рукописные книги. Юный Дмитрий получил эту коллекцию в наследство еще 12 лет отроду. А отец будущего мецената увлекался сбором масонских атрибутов и разного рода монет. Так что для Бурылина-младшего все было предопределено. Он начал собирать свою ставшую в будущем знаменитой коллекцию. Но не для корысти, не ради собственной алчности: Бурылин мечтал создать музей.
Недаром дед Диодор, умирая, оставил ему и всем потомкам мудрое наставление: «Познания свои должно употреблять на истинную пользу и благо своих ближних и Отечества. Доверчивость качество благородное и великодушное, существует в одних чистых душах. Доверчивые люди бывают иногда обмануты, но те, кои проводят жизнь в недоверчивости, находятся беспрестанно в жалостном состоянии. Надежда на Бога есть лучшая подпора в жизни. Несчастия научают нас благоразумию».
Этим советам деда Дмитрий Бурылин следовал до конца дней. Нередко бывал предан и обманут, но продолжал печься о благе Отчизны. Он помогал беднякам, за собственный счет кормил неимущих, покупал рождественские подарки детям из приютов, спас от разрушения деревянный храм XVII века, перенеся его на Успенский погост.
Но главным делом его жизни был, безусловно, музей. Он так и писал: «Музей — это моя душа, а фабрика — источник средств для жизни и его пополнения». В своей книге «Дмитрий Геннадьевич Бурылин», изданной в 1997 году, его слова приводит старейший музейный работник Агриппина Додонова.
В итоге Музей промышленности и искусства (так он назывался тогда) стал одним из лучших частных собраний России. В нем были представлены самые разнообразные книги, монеты, оружие, живопись и скульптура, археологические артефакты, фарфор, посмертные маски великих людей, предметы древних культов, декоративно-прикладное искусство, текстиль, многочисленные издания редких Библий.
«Изюминкой» собрания считались, да теперь считаются уникальные астрономические часы, изготовленные парижским мастером Альбертом Биллете. Они на 95 циферблатах показывали время в 37 городах на пяти континентах, движение Солнца, Земли и других планет, все существующие виды календарей и летоисчислений — юлианское, грегорианское, иудейское, магометанское. Также в коллекции были три египетских мумии. По легенде, одна из них стала часто являться к Дмитрию Геннадьевичу во сне, и он велел ее захоронить.
Казалось бы, современники по достоинству оценили труд Дмитрия Бурылина. О его детище писали восторженные статьи, мецената сделали Почетным гражданином города, вручили орден святого Станислава II степени. Но реальной помощи власти не оказали. Бурылину приходилось самому содержать свой музей и финансировать его.
А когда случилась революция, большевики национализировали музей. Бурылина поначалу оставили служить хранителем. Но позже ложно обвинили в расхищении экспонатов и с позором выгнали. Меценат вынужден был доживать последние дни в подвале собственного дома.
Но Дмитрий Геннадьевич без особых усилий мог быть аскетом, его не слишком заботили земные блага. Он переживал за судьбу коллекции, хотел, чтобы она не была распродана и расхищена, осталась в Иваново-Вознесенске. Этим мечтам не суждено было сбыться: при советской власти часть редкостей передали в другие музеи, как великолепную масонскую коллекцию, которая пополнила фонды Эрмитажа, часть продали, что-то было безвозвратно утрачено, уникальные предметы из золота и серебра попросту переплавили.
Могилу Дмитрия Бурылина на старинном кладбище разорили. Прах самого мецената перезахоронили, а вот останки его родных попросту закатали под асфальт или выбросили. Лишь спустя много десятилетий музей вернул себе имя создателя, а память о нем воскресла. Теперь все ивановцы знают и чтят имя истинного патриота родного города Дмитрия Бурылина. А музейные работники стараются всеми доступными способами приобщить людей к его удивительной коллекции.
В предпраздничный день, 3 ноября, Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина присоединился к всероссийской акции «Ночь искусств». На самом деле так называемая «ночь» началась днем, но двери музея не закрывались до 22 часов. Поток желающих зримо и вещественно ощутить историю не иссякал. По подсчетам самих музейщиков, в необычной акции приняли участие несколько тысяч посетителей. Большинство остались в восторге от увиденного, ведь на этот раз не было обычных экскурсий, когда нужно смотреть налево или направо, слушая про то, что здесь ваза работы такого-то мастера, а там — арбалет этакого года.
Нина Оленева, которая привела в бурылинский музей своего внука-школьника, считает, что программа «Ночи искусств» интересна и детям, и взрослым.
– Очень увлекательно ходить по залам и осознавать, что это не просто музей, а словно машина времени, переносящая нас в прошлое, — говорит она. — На какой-то миг мне даже показалось, что сейчас на винтовой лестнице появится дама в голубом платье с одного из портретов. А ребенку полезно узнать, по каким правилам жили наши предки.
Сам внук Никита также уверял, что ему совсем не скучно. И в глазах других ребят и взрослых явно был интерес. Через предметы посетителям рассказывали о быте и этикете дворян XIX века, и быт этих людей становился понятнее и ближе, сами вещи — интереснее.
Гости плавно шли по залам и причудливым лестницам особняка, узнавали, как жили люди более века назад. Собравшимся на необычную экскурсию нравилось, глядя на старинные сервизы, слушать, что обед состоял из 12 блюд, но это не значило, что приглашенные объедались: порции были весьма скромными. По окончании трапезы мужчины шли в биллиардную, а чаепитие считалось исключительно дамским занятием.
Благодарить за приглашение полагалось письмом, и вот уже экскурсовод знакомит гостей с тонкостями эпистолярного жанра и особой эстетикой этого поистине творческого процесса. Рассказ подкрепляют предметы, которыми было окружено написание письма.
А потом женщины получают мастер-класс по владению веером, а мужчины познают правила проведения дуэлей. Модницы же могут полистать старые журналы и увидеть, какие фасоны нравились дамам 100 лет назад.
Зрители с удовольствием послушали выступление ансамбля народной песни «Купель» и лауреата международных и российских певческих конкурсов Александра Сибирева.
Гвоздем вечера стала реконструкция светского раута, инсценированная студентами и аспирантами исторического факультета ИвГУ. Был дан настоящий бал под аккомпанемент скрипок струнного ансамбля «Интермеццо», молодые люди представили светские беседы, игру в фанты и даже разоблачили покушение на Государя.
Под занавес, вечером, все спустились в знаменитый подземный ход, который соединяет Музей ситца (бывший дом Дмитрия Бурылина) и бурылинский музей. Там выступили ивановские андеграудные музыкальные коллективы «Говорящие с ветром», «Этнова купель», «Холм с кулями».
Заместитель директора музея по развитию Татьяна Соколова считает, что эксперимент завершился удачно.
– Некоторые сначала удивлялись, что в стенах музея будут звучать песни, молодые люди нарядятся в платья и фраки, — говорит она. — Но «Ночь искусств» показала, что музей не зря представил себя в таком интересном ракурсе. Конечно, мы и в обычные дни не испытываем дефицита посетителей. Но подобные новые формы помогают расширить диапазон интереса к нашей работе. Нестандартный формат очень хорошо получился в том числе и благодаря инициативе наших молодых сотрудников, которых поддерживает молодой директор. К нам не так давно пришло много одаренных выпускников университета. Они люди увлеченные, им нравится познавать новое и хочется как можно ярче продемонстрировать его другим.
И все же, по мнению Татьяны Соколовой и других сотрудников, музей всегда будет интересен людям и в своем академическом формате. А это значит, что он будет «служить искусству», как мечтал когда-то Дмитрий Бурылин.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости