Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Электронная корова

На улицах Смоленска появились молочные вендинговые автоматы
Елена Коваленко
18 октября, 2013 20:25
2 мин
Панель молочного вендингового автомата. Фото: Екатерина Русилова
Прошел почти месяц с тех пор, как в разных районах города начали работать 24-часовые автоматы по продаже молока. На молокомате размещена информация для потребителей и инструкция по использованию. Покупатели могут купить фермерское молоко из автомата в любом количестве в собственную емкость или купить пластиковую бутылку в самом аппарате. Литр молока стоит 30 рублей. Для поддержания стерильности внутри отсека для тары и внутри самого автомата применяются ультрафиолетовая лампа, мойка и дезинфекция специальными составами и растворами.
По поводу этого продукта у горожан возникло множество вопросов. Ответы на них корреспондент РП искала у производителя молока, в администрации области и Роспотребнадзоре.
Генеральный директор ОАО «Смоленское» Николай Шумейко рассказал «Русской планете», что со второй половины сентября он установил в городе пять чешских молочных автоматов. И, по его мнению, только чешские автоматы приспособлены для эксплуатации в смоленских климатических условиях.
В каждом автомате находится GSM-модуль: по мере опустошения резервуара с молоком персонал предприятия получает уведомление по СМС и планирует дополнительную поставку.
– Автомат рассчитан на продажу 400 литров молока: разовая загрузка включает 2 емкости по 200 литров. По нашей реализации этого хватает на сутки. Поэтому мы завозим продукцию раз в сутки. Пока тенденция такова, — уточнил Николай Шумейко.
Поскольку в день через автоматы продается 2 т молока, а предприятие производит ежедневно 4 т, генеральный директор планирует расширить сеть к весне еще на пять аппаратов. За это время можно будет проанализировать зимний период работы и учесть возможные недоработки для новой партии.
Молоко продается не сырое, а пастеризованное, его можно употреблять в пищу без дополнительной термообработки. Завозы осуществляются ежедневно в специальных стерильных и герметичных емкостях из нержавеющей стали. Холодильные установки в автоматах поддерживают стабильную температуру –4 градуса.
Начальник департамента Смоленской области по сельскому хозяйств и продовольствию Татьяна Рыбченко рассказала, что выбор пал именно на  ОАО «Смоленское» потому, что предприятие находится недалеко от города, производит молоко высшего сорта и имеет подходящий объем партий молока — до 4 т. Маленькое поголовье скота не позволяет компании стать крупным молочным игроком, которым считается производство с объемами от 20 т молока ежедневно.
– Поэтому они, чтобы как-то выжить, понимая, что завод «Юнимилк» покупает у него максимум за 17-18 рублей за литр (это был пик цены), реализуют через автомат, где литр идет за 30 рублей, — отметила начальник департамента.
В планах стоит привлечение уже существующих фермерских хозяйств, которые готовы пойти по пути кооперации, и распространение сети молочных автоматов в других населенных пунктах Смоленской области: в Сафоново, Рославле, Вязьме.
– Молоко — это ценнейший продукт как для детского питания, так и для людей пожилого возраста, — говорит Рыбченко. — Америки я не открываю. Молодежь была несколько обескуражена и приятно удивлена, что сегодня стоят в городе автоматы не пивные, не с газировкой, а именно молочные, из которых можно действительно в любое время суток выпить стаканчик молока. То есть мы отвлекаем, уводим в позитив ту же самую молодежь, которая ходит по улочкам-проулочкам. Автоматы доступны для любого гражданина.
Практика внедрения молочных автоматов была опробована в СССР в конце 1960-х годов. Тогда в Москве напротив Театра имени Ленинского комсомола открылся первый опытный магазин «Автоматторг». В нем автоматы продавали бутерброды и молочные продукты. Просуществовал магазин недолго. Вендинг (продажа товаров и услуг через специальные торговые автоматы без участия человека. — Примеч. авт.) не получил серьезного развития.
Николай Шумейко прокомментировал корреспонденту РП неудачный советский опыт, назвав несколько причин:
– Первая заключается в том, что в то время технологии не были столь развиты, чтобы гарантировать качество и своевременные поставки, а также технологический уровень не был продуман. Вторая причина состоит в том, что тогда качественное молоко не было таким уж дефицитом. Раньше производители и разработчики не применяли химических добавок. Можно было в любом магазине купить нормальный продукт. И это молоко было качественное. И третья причина — менталитет людей еще не был готов.
В Европе, первоначально в Швейцарии и Италии, опыт по использованию аппаратов для розничной продажи сырого фермерского молока успешно накапливается с начала 2000-х годов.
В России современная история молокоматов насчитывает лишь несколько лет. Аппараты появились на российском вендинговом рынке в 2008 году. И начиная с 2011-2012 годов стали активно распространяться в городах.
С момента появления первых аппаратов практически всех потребителей стал волновать вопрос безопасности молока из автоматов. Этим летом в Санкт-Петербурге был прецедент, связанный с отравлением и летальным исходом после употребления молока из автомата.
О качестве продукции смоленских молокоматов корреспондент РП спросила начальника Роспотребназдзора по Смоленской области Сергея Рогутского.
– Я не располагаю информацией о вредном воздействии этих автоматов на здоровье человека, — ответил он.
темы
2 мин