Новости – Титульная страница












Титульная страница
Город без небоскребов

Вид на правый берег Новосибирска и первый железнодорожный мост через реку Обь. Фото: РИА Новости, Александр Кряжев
Власти Новосибирска собираются принять высотный регламент, ограничивающий строительство небоскребов в центре города
17 октября, 2013 15:41
5 мин
Высотные регламенты вошли в градостроительную моду: один принят в Москве, другой обсуждается в Санкт-Петербурге. Не остался в стороне и Новосибирск — власти разрабатывают документ, ограничивающий высотное строительство в центре. Не все эксперты видят в этом необходимость, а некоторые даже считают вредным, приводя в пример Чикаго.
Новосибирск — город молодой, быстро развивающийся, стал миллионником уже через 70 лет после образования, а 1,5-миллионный житель родился на 119-м году существования города. Естественно, что это один из лидеров в СФО и России по объемам жилищного строительства.
И даже странно, что в Новосибирске небоскребов пока практически нет. Пальму первенства много лет удерживает жилой дом на улице Коммунистической. В народе его называют «Бэтмен» из-за двойной башенки. Его высота — 86 м. Все остальные здания в городе ниже этой отметки.
В мэрии Новосибирска с середины 2013 года ведется подготовка регламента по высотному зонированию исторического центра города.
– Этот документ войдет в состав уже существующих правил землепользования и застройки Новосибирска, — сообщил на пресс-конференции главный архитектор города Владимир Фефелов. — Регламент призван обеспечить комфортность городской среды в ходе последующей застройки и реконструкции. Он должен быть понятен и прозрачен не только муниципальной власти, которая управляет территорией, но и инвесторам, и строителям, заходящим на конкретную площадку с уже обозначенными параметрами: назначения, этажности, общей площади и благоустройства будущего объекта.
В соответствии с регламентом территория города будет разделена на несколько специальных зон по типам застройки. Так, в зонах малоэтажного строительства, предусмотренных генеральным планом, например, в частном секторе Новосибирска вновь строящиеся здания должны быть не выше 4 этажей.
По информации пресс-центра мэрии, в исторической зоне города максимальная высотность зданий будет ограничена уровнем 7-9-го этажей. Однако если застройщик намерен возвести объект, параметры которого не вписываются в установленный регламент, то он должен вынести свой проект на публичные слушания и убедить городскую общественность в уникальности и необходимости данного строительства, считает Владимир Фефелов. Такая возможность будет заложена в новых правилах.
Необходимость введения высотного регламента ее авторы объясняют желанием упорядочить застройку, в том числе и по высоте. Впрочем, одна территория, где высотность зданий жестко регламентирована, в городе уже есть — это Ключ-Камышенское плато. В феврале 2013 года на публичные слушания были вынесен проект его зонирования, закрепляющий соблюдение архитектурного единства потенциальными застройщиками микрорайона. Особенность проекта состояла в том, что проектировщики задумали создать на этой территории деловой центр — «Сити». Поэтому при разработке концепции застройки ввели зоны, в которых заранее определены не только высотность, но и площадь зданий и принципы застройки.
– Независимо от того, какой застройщик придет на площадку через аукцион, вводимые ограничения помогут нам сохранить концепцию и общий стиль застройки, — подчеркнул Игорь Лукьяненко, начальник главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска, представляя проект.
Так, на Ключ-Камышенском плато выделены зоны общественной застройки, где можно строить 29-70-этажные здания, и зоны жилой застройки, где высота ограничена 14-18 или только 9-12 этажами. Теперь при выдаче разрешений на строительство учитывается и то, в какой зоне расположен земельный участок, на котором планируется возвести здание. Однако для того, чтобы делать какие-либо выводы об эффективности высотного зонирования, прошло слишком мало времени.
Тем не менее теперь этот опыт переносится на остальную территорию города, и прежде всего на его центральную или историческую часть. У города есть градостроительное ядро, сохранить самобытность которого и стремятся власти. Центр Новосибирска застраивался большей частью в 30-50-е годы прошлого века, и для него характерна квартальная застройка в отличие от современной — микрорайонной. Кварталы отличает сравнительно меньшая территория, небольшие дворы, наличие необходимой инфраструктуры. И при попытке строительства в таких дворах высотных зданий неизбежно возникает социальное напряжение. Принятие высотного регламента, как пояснил на пресс-конференции Сергей Новокшонов, заместитель начальника главного управления архитектуры и градостроительства мэрии, позволит осуществлять общественный контроль за застройкой, в том числе и в Центральном районе.
По замыслу разработчиков, регламент будет способствовать появлению в Новосибирске нового вида застройки — экологической: домов с зелеными террасами и газонами на крышах.
По мнению Игоря Поповского, завкафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА, известного новосибирского архитектора, появление этого документа — естественное продолжение разработки градостроительной документации, которая начиналась с Генерального плана, Правил застройки и землепользования, а продолжилась проектами планировки.
– Этот документ является правильной и разумной мерой, которая выведет политику застройки центральной части Новосибирска на новый уровень, — уверен Игорь Поповский. — Это делается для повышения комфортности проживания в центральной части города.
В рамках регламента будет предложена методика, учитывающая различные составляющие городской среды, на которые оказывает влияние появление высотных объектов, например площадь озеленения, количество парковочных мест, плотность застройки. Оптимальная высота здания будет просчитываться по математической формуле.
– Высота здания при проверке с помощью методики может сократиться с 25 до 13 этажей, а то и ниже, — говорит Игорь Поповский.
В поддержку введения высотного регламента архитектор привел пример Санкт-Петербурга, где ограничение высотности сначала по карнизу Зимнего дворца, а в советское время по зданию НКВД позволило сохранить самоидентификацию города, не потерять его уникальный архитектурный и исторический облик.
По мнению Евгения Загороднова, профессора НГАСУ (Сибстрин), бывшего главного архитектора города, высотный регламент является не только ненужным, но и вредным документом, ограничивающим развитие города. В разговоре с корреспондентом РП профессор привел пример Чикаго, где в конце XIX века было принято решение о запрещении строительства небоскребов, обоснованное необходимостью сохранить исторический облик города. Те самые инвесторы, за привлечение которых во все времена борются города и территории, сделали ставку на Нью-Йорк, где подобного запрета не существовало.
– В результате Нью-Йорк начал развиваться семимильными шагами, а Чикаго захирел, — резюмирует Евгений Загороднов. Конечно, позже в Чикаго тоже появились небоскребы.
Высотные здания в городе, включая и его центр, есть в каждом крупном городе Европы, Америки, Юго-Западной Азии. Исключение — города с тысячелетней историей, которые привлекают со всего мира туристов и паломников, приезжающих прикоснуться к древним камням, поклониться святыням. И здесь подобные ограничения вполне обоснованы. В Новосибирске, которому всего 120 лет, как таковых исторических архитектурных ансамблей не сохранилось — первые дома в городе были деревянными. Только после сильного пожара 1909 года, уничтожившего значительную часть городских построек, власти решили строить в центре города каменные здания.
По мнению Евгения Загородного, небоскребы в центральной части города нельзя запрещать, они необходимы в качестве высотных доминант. Таковые присутствовали даже в дореволюционном Ново-Николаевске, который был преимущественно 1-2-этажным. Их роль выполняли храмы, которые обозначали границы районов города, возводились на важных перекрестках, «привязывали» рядовую застройку к местности. В левобережной части Новосибирска такой доминантой служила знаменитая Башня. Сегодня ее роль утрачена, да и саму Башню уже не видно из-за построенных рядом боле высоких жилых домов.
– Исторической первородной архитектурной среды, которая требовала бы сохранения, в городе нет, — уверен Евгений Загороднов.
Даже ансамбль Оперного театра уже заслонен 23-этажным бизнес-центром «Сарет», черной громадиной, нависающей над главным зданием города. Сроки сдачи этого объекта в эксплуатацию в очередной раз перенесены, теперь на середину 2014 года.
Попытки строительства небоскребов в центре в последние годы чаще заканчиваются неудачей. Так, в конце 2009 года мэрия отменила постановление о согласовании земельного участка для строительства комплекса высотных зданий на ул. Каменской — за Оперным театром. Построить на этом участке конгресс-центр, отель, бизнес-центр, торгово-развлекательный центр планировал московский девелопер «Моссиб» совместно со швейцарской компанией Marc Rich Real Estate. Против проекта выступили не только общественность, но и управление Росохранкультуры по СФО, Новосибирский союз архитекторов. На площади Кондратюка, где должен был появиться «самый высокий небоскреб Сибири», ныне печальный пустырь, хотя власти города выиграли в суде и забрали у девелопера участок, чтобы устроить здесь небольшой сквер. Недостроенным стоит 23-этажный дом на ул. Депутатской.
Показательна история еще одного так и не случившегося небоскреба. На его месте сейчас разбит сквер с фонтаном. Долгие годы участок на ул. Орджоникидзе, клином врезающийся в площадь Ленина, стоял огороженным. По Генплану здесь должен был появиться бизнес-центр с подземной парковкой, который стал бы высотной доминантой площади Ленина.
– Мало кто знает, что высотка здесь предполагалась еще в Генплане 1937 года, — говорит Евгений Загороднов. Высотное по тем временам здание планировалось построить и на месте нынешней гостиницы «Центральная».
– Два этих здания должны были фланкировать площадь Ленина, — поясняет Евгений Загороднов задумку разработчиков Генплана.
К проекту небоскреба, который должен заменить здание гостиницы, вернулись в 2012 году. Инвестор предложил построить здесь отель и подземную парковку под площадью Ленина. Проект 26-этажной высотки (86 м) уже прошел все необходимые согласования, но общественность начала сопротивляться. Позже инвестор отказался от проекта.
Возможно, высотный регламент позволит уберечь город от таких неудачных попыток и, что гораздо важнее, от появления долгостроев и огороженных пустырей. Хотя, по мнению Евгения Загородного, решать, нужен ли в том или ином месте небоскреб, лучше индивидуально. И для этого в Новосибирске существует специальный орган — Архитектурно-градостроительный совет. В его составе не только архитекторы и проектировщики, но и инженеры, представители общественности, контрольных органов и чиновники. Возглавляет совет мэр Новосибирска Владимир Городецкий.
– Универсальных решений не существует, — отмечает Игорь Поповский, вспоминая историю Чикаго, а из современности — Перми.
Нужно понимать, каким видят Новосибирск его жители — европейским городом, Нью-Йорком или их смешением. В зависимости от этого нужно определять высотные и иные регламенты, а услышать мнение горожан можно на публичных слушаниях. Мэрия рассчитывает вынести правила землепользования и застройки Новосибирска, дополненные высотным зонированием, на публичное обсуждение уже в конце 2013 года.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости