Новости – Общество
Общество
Пираты на маршруте
Фото: Ренарт Фасхутдинов
В Магнитогорске ездит в два раза больше маршруток, чем положено
6 июня, 2014 20:32
10 мин
Реальное количество магнитогорских маршруток вдвое превышает официальное. Начать наводить порядок власти собираются 9 июня, усилив рейды против нелегалов.
5 июня глава города Евгений Тефтелев собрал тематическое совещание. Обсудить проблему собрались руководители девяти легальных перевозчиков, а также представители силовых ведомств — прокуратуры, УФМС, транспортной инспекции.
«Внаглую выходят и ездят»
– На совещании с мэром присутствовали все наши легальные перевозчики, которые выиграли конкурс и получили право до 2017 года заниматься обслуживанием маршрутов. Проблема в том, что в последнее время появилось много нелегалов, выходящих на рейсы. Естественно, это создает напряжение на маршрутах. Но дело не только в аварийности, — поясняет корреспонденту РП эксперт управления инженерного обеспечения, транспорта и связи администрации Магнитогорска Александр Долгополов. — Поймите правильно, для пассажиров это особо не ощутимо, потому что маршрутки как ходили с определенным интервалом, так и ходят. Человек стоит на остановке, подходит транспорт, он садится и едет, не раздумывая, легальная это маршрутка или нет. Неудобство здесь чувствуют прежде всего сами водители, которые вынуждены делать меньше рейсов, потому что их место занял другой. Так бы они ездили чаще, у них была бы больше выручка. Поэтому владельцы коммерческого общественного транспорта совместно с администрацией города крайне заинтересованы в решении этой проблемы.
Александр Закиров, заместитель руководителя транспортной компании ООО «Прокатмонтаж», обслуживающей 11 городских маршрутов, уверен, что откладывать борьбу с нелегалами на дорогах нельзя:
– То, что сейчас происходит в городе, это, честно говоря, нонсенс. Есть добросовестные предприниматели, которые в конкурентной борьбе заслужили право возить население. Они прилагают все усилия для того чтобы пассажирам было комфортно ездить, чтобы водители были грамотные, умелые. Но параллельно с нами на рейсы выходят совершенно неизвестные люди, не участвовавшие ни в каких конкурсах, плюющие на все нормы, думающие лишь о том, как бы урвать куш покрупнее. Просто внаглую выходят и ездят. И никто им не указ! В два раза больше их, чем нужно на центральных маршрутах, это сам мэр признал! Какими методами с ними бороться, мы не знаем. Фактически это пираты, а в условиях, когда нет закона о прямом запрете такого пиратства, они всегда будут в выигрыше. А самое страшное, что все только усугубляется. Пару лет назад после «маршрутной войны» нелегалы как-то затаились и не высовывались какое-то время. А теперь чем дальше, тем больше их. Скоро не мы их, а они нас выдавливать из города начнут.
Александр Долгополов тоже недоволен отсутствием у города инструментов по наведению порядка на рынке маршрутных перевозок:
– Нюанс в том, что у нас нет отдельного механизма, который бы регулировал работу маршрутных такси. Поэтому мы вынуждены пользоваться, так сказать, косвенными методами. Какими? Смотрите, если они нелегалы, то у них могут работать непроверенные водители, иногда с нарушениями миграционного режима. С этим должны разбираться специалисты из УФМС. Их водители плохо знают правила дорожного движения, часто попадают в аварии. Значит, можно привлечь ГИБДД, чтобы они их проверяли и штрафовали. Дальше, путевые листы нелегальные маршрутчики подделывают, есть разные способы. Значит, тут работа для прокуратуры. Эти предприниматели не тратятся на страховку, у них нет целого ряда обязательных для легальных перевозчиков социальных расходов. Значит, идет недобросовестная конкуренция. Есть повод привлечь Роспотребнадзор, правильно? Вот поэтому и понадобилось собрать такое совещание, чтобы скоординировать совместную работу на разных участках. Каждый будет отвечать за какую-то свою сферу. С понедельника начнутся усиленные рейды, надеемся, что это даст эффект. Но, конечно, этого недостаточно, нужно еще и законодательство менять.
К урегулированию ситуации вокруг нелегальных маршруток подключился и депутатский корпус. С помощью депутатов будет составлено и направлено в область предложение о внесении изменений в закон об административных правонарушениях. Речь идет о 9-й статье областного закона, которая была отменена в 2011 году, предусматривавшей штрафы за нарушение муниципальных нормативных правовых актов в сфере организации транспортного обслуживания населения. Для граждан сумма выплаты составляла от 2 до 5 тыс. рублей, для должностных лиц — 20-50 тыс., а с юридических лиц взимали от 200 тыс. до 1 млн рублей.
– Ситуацию с транспортом городское собрание всегда держит под контролем, — сообщила «Русской планете» начальник отдела по взаимодействию со СМИ Магнитогорского городского собрания депутатов Анжелика Филиппова. — Она регулярно рассматривается профильным комитетом. Мы разрабатываем схему транспортного обслуживания, утверждаем ее. Думаю, обращение в законодательное собрание области с просьбой о внесении изменений в закон будет проходить именно через нас, через депутатский корпус. Собрание будет проходить 24 числа, там все и обсудим.
Проверки на дорогах
Сегодня в городе с населением в 410 тыс. человек и трамвайной сетью официально насчитывается 860 «газелей» и 62 маршрута. 1,5-миллионный Екатеринбург в 2011 году обходился 1500 маршрутными такси, пишет портал Ekburg.ru. Кроме того, у Магнитогорска свои особенности, пояснили РП в управлении инженерного обеспечения, транспорта и связи горадминистрации. Трафик устроен так, что основное движение приходится на утренние и вечерние часы, когда многотысячная армия сотрудников комбината едет на работу и с работы. В дневное время движение общественного транспорта почти замирает. Поэтому маршрутки вынуждены пытаться забрать максимальное количество пассажиров в утренний и вечерний часы пик. Такая неравномерная нагрузка тоже приводит к давлению на водителей.
В городской госавтоинспекции к усиленному режиму проверок на дорогах готовы и не видят повода для ажиотажа.
– Это обычная практика принятия таких решений по усилению контроля за перевозками на фоне увеличения аварийности, — говорит начальник отделения пропаганды ГИБДД Магнитогорска Федор Сумароковский. — В том, что о проверках объявлено заранее, нет ничего странного, мы постоянно так и работаем. И предприятия у нас так проверяются, согласовываем с ними, ничего удивительного здесь нет. Но усиление надзорной функции в любом случае дает положительный эффект. Горожане уже замечают, что маршрутки постепенно стали останавливаться за пешеходными переходами, а не на них.
Пока деятельность перевозчиков не регулируется, ГИБДД может привлекать к ответственности только за нарушение ПДД, говорит Сумароковский. Самыми опасными, по его мнению, является превышение допустимого количества пассажиров и остановка с нарушением правил — создание помехи для движения и остановка на пешеходных переходах. Особенно выделяется аварийностью 42-й маршрут.
— Планируемое усиление режима проверок означает, что шансы выявить нелегалов и нарушителей растут, тут все логично. Но, повторюсь, это всего лишь одна из функций воздействия. Только террор положения кардинально не исправит. Нужен закон и контроль со стороны не только госавтоинспекции, но и хотя бы должностных лиц транспортных предприятий. А сейчас мы понимаем прекрасно, в чем заключается функция их механиков — проконтролировать, как выехал, проконтролировать, как приехал. А вот чем занят водитель на маршруте, руководителям перевозок не интересно. Нет такого законодательного требования к должностным лицам предприятий, — подытожил Сумароковский.
Пессимистичную оценку планам борьбы с нелегальными маршрутками дал Егор Щепетнев — один из активистов движения маршрутчиков «Магпром»:
– Я не склонен думать, что те мероприятия, которые сейчас затеяла власть, серьезно повлияют на ситуацию с маршрутками в городе. Как ни крути, проблема есть и очень серьезная. Маршрутки — самый травмоопасный вид транспорта, а у нас он мало того что стал основным для горожан, так и еще и находится в условиях какой-то бесконечной войны всех против всех, дикого поля. Но главный недостаток всех решений, принимаемых администрацией для якобы наведения порядка, в том, что она не пытается встать над этой схваткой, а постоянно поддерживает определенную сторону. Разумеется, у многих есть сомнения в том, каким образом проводятся конкурсы и насколько заслужили нынешние официальные перевозчики право считаться официальными. Разумеется, постоянно появляются революционеры, которые бросают вызов этой системе и говорят — а чем мы хуже. Зачем на это совещание позвали перевозчиков? Как они будут участвовать в разруливании проблемы? Из того, что уже озвучено, понятно — никак. Просто они хотят держать руку на пульсе. Какой тут был бы правильный способ действий? Максимально дистанцироваться от всех сторон конфликта и предупредить всех хозяев транспортных предприятий, всех индивидуальных предпринимателей: есть санитарные нормы, есть правила перевозок, есть Трудовой кодекс, есть требования к состоянию транспорта, есть ПДД и так далее. Тот, кто их систематически нарушает, должен вылететь из города без права возвращения. И неважно, легальный это игрок или нет. А все эти рейды приведут разве что к череде штрафов, от которых никто и не почешется.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости