Новости – Люди












Люди
«На грешный район снизойдет благодать»

План благоустройства парка Морской Славы в Канищеве. Фото: Екатерина Вулих
В Рязани обсудили планы по строительству храма в парке Морской Славы в Канищеве
26 ноября, 2014 10:25
10 мин
Жители микрорайона Канищево, в особенности многоквартирных домов по улице Бирюзова, несколько лет отстаивали парк Морской Славы — единственный зеленый «пятачок» на весь район. В 2011 году в парке внезапно появился забор и строительная техника — жители узнали, что там будет построен ресторан и пошли в суд. Тогда единственный на всю округу парк удалось отстоять, строительство точки общепита было отменено. Забор демонтировали, но проложенные коммуникации остались.
В конце июля этого года жители внезапно узнали, что в парке будет построен двухэтажный храмовый комплекс. Первый этаж будет посвящен святому праведному адмиралу Феодору (Ушакову), второй — равноапостольному великому князю Владимиру. Место под строительство храма уже освящено, установлен деревянный крест.
Жители микрорайона снова активизировались: писали и в администрацию города Рязани, и в региональные СМИ, и губернатору Олегу Ковалеву. Проводили постоянные собрания, собирали подписи против строительства храма. За несколько дней до публичных слушаний, назначенных на 25 ноября, пришли на акцию протеста. В тот день, 22 ноября, людей обдало пылью из-под щеток уборочного трактора, который в парке, по свидетельству местных, появился впервые. Тракторист сбежал, активисты договорились встретиться на публичных слушаниях.
«Нужен храм»
Публичные слушания по поводу концепции парка Морской Славы перенесли из Малого зала городской администрации в Большой зал из-за количества участников. Но даже там места хватило не всем. На входе клубилась толпа.
Пробравшись сквозь «затор», я натолкнулась на молодого человека в белой майке с буквой «М» на груди. Это был один из студентов РГУ, все вместе они являли собой одну фразу — «Нужен храм».
Ту же стояла группа, рассуждающая о целесообразности строительства церкви.
– Чем вам храм помешал? Храм — это культурный центр, это благодать, туда люди будут ходить молиться, — втолковывал высокий мужчина сопредседателю РПР–ПАРНАС Юрию Богомолову.
– Молитесь, а в парки лезть не надо! Парк — это парк, церковь — это церковь. Я тоже православный, тоже молюсь, только дома. Мне посредники в разговоре с Богом не нужны, — отрезал Богомолов.
– А как же проповеди? А исповеди?
Богомолов попытался отдалиться от назойливого собеседника, но было некуда.
«Покойников носить не будут»
Официальная часть мероприятия открылась напоминанием о том, что слушания касаются проекта изменений Генерального плана города (а именно — парка Морской Славы). Участок площадью 1233 кв. метра планируется перевести из зоны городских парков, скверов и бульваров в зону прочих обслуживающих и деловых объектов. Почти сразу же было объявлено, что за строительство храма было собрано 3773 подписи, против — всего 984.
– Ну, тут все понятно, — прошелестело среди участников. — По всем заводам, церквям и институтам собирали.
– Уж дождемся решения, зря по пробкам с другого конца города ехали?
Пока оглашались имена председательствующих, участники делились своими мнениями по поводу строительства храма. Так, одни жители Канищево уверены, что иерей Владимир Скоробогатов является зятем Василия Гришина — руководителя Комитета ветеранов Военно-Морского флота города. Того самого, в чьем ведении внезапно оказался парк — ранее он закладывался непосредственно самими жителями микрорайона как парк в честь 900–летия Рязани. Но это только слух. Устойчивый, насколько я поняла.
– Решение о строительстве храма было принято по инициативе Рязанской епархии и жителей микрорайона Канищево, — объявил тем временем председатель комитета по муниципальной собственности и земельным вопросам гордумы Владислав Фролов и предоставил слово иерею Владимиру Скоробогатову.
Он рассказал, что строительство храма будет благом для всего микрорайона. Что, благодаря появлению храма, наркоманов и алкоголиков в парке не будет.
– Тут специально распространяют слухи, пугают людей, что мимо окон людей будут носить покойников на отпевание. Это не так. У нас есть специальные часовни для отпевания при кладбищах. И не покойников надо бояться, а наркоманов, — предупредил он.
Владимир Скоробогатов особенно подчеркнул, что ни копейки из городского или областного бюджетов потрачено не будет.
– Вопрос можно? — голос из зала.
– Нет, — резко ответил Владислав Фролов.

Заместитель начальника управления городского планирования, пространственного развития и транспортной инфраструктуры администрации города Ольга Свинцова рассказала, что около 90% территории парка в проекте реконструкции предполагается развивать как рекреационную и мемориальную зоны, ориентированные на тихий отдых, и 10% — как детскую (игровую) и спортивную зоны. Она также рассказала о предполагаемой установке смотровых площадок и о том, что «36 единиц зеленых насаждений будут снесены и возмещены в 10-кратном объеме».
В это время на мониторах возникали картинки будущих объектов. Большинство участников обратили внимание на то, что на мониторах появилась картинка одного храма, а на наглядном пособии, вывешенном для всеобщего просмотра, совсем другого. В плакатном варианте храм выглядел небольшим и скромным, в компьютерном — просто огромным.
Главный рязанский архитектор Наталья Харибутова напомнила, что участок, на котором будет построена церковь, не подпадает под мораторий на застройку зеленых зон, так как в официальных документах не является объектом озеленения.
Официальные докладчики также напомнили слушателям, что участку, предназначенному для постройки храма, еще в 2006 году присвоен иной кадастровый номер, нежели остальной части парка. То есть этот участок по идее не входит в парк, несмотря на то, что располагается между двумя парковыми аллеями.
Слушатели пытались сказать, что этот участок решением суда был признан незаконно отделенным от парковой зоны. Им напомнили о необходимости уважать друг друга и не выкрикивать отдельные реплики.
– В чьем ведении сейчас находится этот участок? Кому он сдан в аренду? — голос из зала.
– Епархии, — ответил замглавы рязанской администрации Антон Воробьев.
– Тогда зачем же слушания, раз все уже решено? К чему этот спектакль?!
– Нарушители будут удалены из зала, — последовало предупреждение из «президиума».
«Батюшки подскажут истинный путь»
Заявки на публичные выступления подали 135 человек. Выступающие первой половины списка прочли несколько «проповедей», возмутились мнением несогласных со строительством храма и призвали найти путь к Богу.
– Как же так, выступать против храма? У вас же там, в Канищеве, алкоголизм, наркомания и аборты. А как построят храм — наркомании и абортов не будет, батюшки подскажут, наставят на путь истинный.
– Как мы можем забывать православные традиции? Раньше в Рязани было много храмов, и сейчас их надо строить как можно больше! Чтобы они были в шаговой доступности!
Слова другой стороны «баррикады» о том, что не против самого храма, а против его строительства именно в парке, тонули среди шума «согласных». Позже Владимир Скоробогатов пояснил, что храм будет возведен в честь выдающегося полководца Федора Ушакова, потому и вписывается в концепцию именно парка Морской Славы.
– А парковка при храме? Раньше было принято пешком в храмы ходить! — напомнил один из участников и сорвал бурные аплодисменты.

Просидевший все собрание с иконкой праведного адмирала Федора Ушакова в руках руководитель Комитета ветеранов ВМФ Василий Гришин категорично высказался за строительство. Очень пожилой моряк, сидящий рядом с Гришиным, тоже встал и произнес:
– Я считаю, что он нужен… и на своем месте.
Выступления православной молодежи в платочках и без очень сильно напоминали пламенные речи комсомольских вожаков из фильмов 60-х годов прошлого века.
– Только что в Канищеве погибли два молодых человека — наркоманы! Поэтому здесь разговор неуместен, храму — быть! — звонким голосом заявила девушка, сидящая в окружении парней, по всей видимости, учеников семинарии. — Я говорю за всю рязанскую молодежь!
Одна дама, тоже внесенная в списки выступающих, призналась, что не имеет никакого отношения к городу Рязани:
– Я не из микрорайона Канищево, я даже не из Рязани, но послушала, как люди вступаются за храм, и такая радость меня охватила! Я — за строительство храма.
Когда подошла очередь выступать противникам строительства храма, половина слушателей уже разошлась по домам — с начала собрания прошло более 2 часов. Активисты микрорайона еще несколько раз повторили, что не против строительства церкви, а против стройки в зеленом парке, что их дома и так все в трещинах и они боятся, что дома совсем разрушатся из-за близости оврага. Они предлагали эту церковь построить в другом месте и заняться восстановлением старых храмов — ценных объектов истории и архитектуры.
Слушания закончились около 9 часов вечера. Обсуждения не прекращались и в раздевалке городской Думы, и на улице. Люди обсуждали, стоит ли вносить какие-то предложения (которые будут приниматься в течение трех дней. — Примеч. авт.) или все уже предрешено.
Женщина в платочке радостно сказала своему маленькому ребенку, который очень тихо просидел все собрание:
– Ну вот, теперь на наш грешный район снизойдет благодать Божья…
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости