Новости – Титульная страница
Титульная страница
Сахалин: газ vs уголь
Полномасштабная газификация Сахалина грозит снижением востребованности угольной промышленности области. Фото с сайта http://www.chinese.cn/
Вытеснит ли углеводород уголь в результате газификации острова?
17 сентября, 2013 15:33
3 мин
Сахалин — самый крупный российский остров и одновременно новый энергетический центр в Северо-Восточной Азии. Сегодня островной край, откуда углеводороды шли в советское время в основном только на внутренний рынок, стал крупным экспортером нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако, как ни парадоксально, сам Сахалин потреблял до последнего времени мизерное количество углеводородов на собственные нужды: в первую очередь для энергетики.
В 2009 году в области была принята долгосрочная программа газификации, рассчитанная в перспективе до 2020 года. Документ, предусматривающий масштабные работы по переводу большей части энергетических мощностей островного края на «голубое топливо», был принят при активном участии ОАО «Газпром», который пришел в область в 2006 году, став акционером компании SakhalinEnergyInvestmentCompany (SEIC) по разработке нефтегазового проекта «Сахалин-2». Областная программа была состыкована c долговременной «Восточной программой» крупнейшей российской монополии, так как пока единственный газопровод с севера на юг острова принадлежит SEIC.
Позитивная динамика экономических процессов в регионе во многом базируется на развитии ресурсных секторов и в большей степени — нефтегазового сектора и связанных с ним отраслей. По итогам прошлого года Сахалинская область занимает 3-е место в России по добыче газа. Основной объем добычи газа обеспечен за счет проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
– Уровень газификации Сахалина пока ниже среднероссийского показателя и составляет немногим более 10%, но при этом имеет положительную динамику, — рассказал корреспонденту «Русской планеты» министр экономического развития области Сергей Карпенко. — Тем не менее со времени принятия областной программы объем поставок газа региональным потребителям ежегодно увеличивается. Газификация основного объекта энергетики региона — Южно-Сахалинской ТЭЦ -1 — изменила структуру топливно-энергетического баланса области. Только за 2012 год доля газа увеличилась на 16% и составила около 38%.
С начала реализации программы в регионе к системе газоснабжения в Сахалинской области подключено более 2 тыс. домов. А до 2020 года на Сахалине планируется газифицировать 13 муниципальных образований. Примечательно, что некоторые крупные предприятия области самостоятельно, не дожидаясь очереди, подключаются к газоснабжению своих энергетических объектов. Это, например, акционерные общества «Молочный комбинат "Южно-Сахалинский"» и птицефабрика «Островная». Планируется создавать инфраструктуру для автотранспорта на газе.
– В настоящее время совместно с ОАО «Газпром» в области разработана программа перевода автотранспорта на газомоторное топливо, — сообщил министр. — Уже в 2014 году в Южно-Сахалинске откроется первая на Сахалине автомобильная газозаправочная станция. Пока решено переводить на этот вид топлива общественный транспорт.
Вместе с этим возникает и другая проблема. Полномасштабная газификация Сахалина грозит снижением востребованности угольной промышленности области, считают некоторые аналитики. Напомним, что именно из-за угля в конце XIX – начале XX века между Россией и Японией возникли разногласия по поводу принадлежности острова Сахалин, который рассматривался как источник топлива для транспорта и энергетики в регионе. Исторически сложилось так, что российские и японские исследователи в первую очередь изучали месторождения угля на острове и все нынешние карьеры, шахты были описаны еще в то время.
– Опасения по поводу снижения востребованности угля в регионе являются необоснованными, так как промышленный потенциал Сахалинской области в сфере разработки этого вида топлива достаточно высок, но пока используется не в полной мере, — уверяет Сергей Карпенко. — Угольный потенциал острова — это 14 млрд тонн прогнозных ресурсов, из которых 2,5 млрд тонн составляют балансовые запасы. Это свидетельствует о больших перспективах развития угледобычи. Сегодня на Сахалине добывается ежегодно более 4 млн тонн угля. А вот в 2007 году объем добычи составлял лишь 3,4 млн тонн, так что рост есть. А потребность внутреннего рынка области в твердом топливе обеспечена в полном объеме за счет собственных ресурсов.
Тем не менее стоит отметить, что начиная с 2012 года в связи с переводом объектов большой энергетики (Южно-Сахалинской ТЭЦ-1) на газ объем внутреннего потребления угля стал заметно сокращаться. Например, в 2007 году — 2,3 млн тонн, а в прошлом году — 1,8 млн тонн.
В связи с этим на Сахалине активно прорабатывается вопрос об экспорте угля не только в соседние российские регионы Дальнего Востока, но и в сопредельные страны. Внешний спрос на уголь, напротив, имеет стабильно растущий характер. В 2012 году вывоз угля за пределы области достиг 2 млн тонн, в том числе на экспорт — 1,9 млн тонн. Для Сахалина это очень значительный рост. Для сравнения: в 2007 году из портов острова было отгружено всего 700 тыс. тонн.
Так что для максимального использования имеющихся запасов угля предстоит серьезно увеличить его отгрузку за пределы Сахалинской области.
По информации Министерства экономического развития области, уже реализуется ряд инвестиционных проектов, связанных с расширением логистических возможностей региона. Под программу попадают порты западного побережья Сахалина — Углегорск, Шахтерск, Холмск, ведется проработка вопроса отгрузки угля через порт Невельск.
Также на западном побережье острова планируется построить Сахалинскую ГРЭС-2 взамен выработавшей свой ресурс станции на восточном побережье. Она будет работать как на газе, так и угле. По прогнозам аналитиков, после ввода стации в эксплуатацию удастся компенсировать временный спад спроса на уголь на внутреннем рынка, вызванный газификацией области.
Кроме того, по итогам июльской рабочей поездки Владимира Путина на Сахалин подписано поручение главы государства, согласно которому в феврале 2014 года ему должно быть представлено обоснование проекта энергетического моста «Сахалин-Хоккайдо». По этому проекту, который разрабатывался РАО ЕЭС России, предусматривалось строительство в районе крупных угольных месторождений на западном побережье острова мощной электростанции на 1 Гвт.
Газификация объектов энергетики Сахалина также сказывается на работе островной железной дороги: перевозка угля железнодорожным транспортом достигает 70% от общего объема грузов.
– Сейчас уровень загрузки железнодорожного транспорта снижен, — говорит министр. — Чтобы компенсировать убытки железной дороги, правительством области совместно с РЖД решаются вопросы по увеличению объемов доставки угля к морским портам западного побережья Сахалина, по снижению тарифов на перевозку лесных грузов, по организации перевозки угля на нужды жилищно-коммунального хозяйства для ряда муниципальных образований, находящихся в стороне от магистрального газопровода.
Впрочем, железнодорожники не теряют оптимизма и ищут решения не терять прибыли в новых условиях. Так, с 2003 года ведется перешивка колеи сахалинской дороги с ширины 1067 мм, которая оставалась со времен японского владения югом острова, на ширину 1520 мм — российский стандарт. Это, а также замена старых японских мостов, позволит повысить скорость перевозки грузов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости