Новости – Люди












Люди
«Привыкли опираться на факты»

Раскопки Казбуруновских курганов. Фото предоставлено Николаем Щербаковым
Уфимские археологи развеяли распространенные мифы о столице Башкортостана
28 июля, 2014 14:57
13 мин
О возрасте столицы Башкортостана историки спорят до сих пор. Возможно, Уфа действительно намного древнее, чем мы привыкли думать. Тем более, свидетели этому — найденные археологами на территории раскопок более 30 археологических памятников, оружие, глиняные черепки, инструменты из камня и бронзы, относящихся к различным историческим эпохам. Мифов о столице Башкирии великое множество. Развеять некоторые из них «Русской планете» помогли кандидаты исторических наук, археологи Николай Щербаков и Ия Шутелева, недавно вернувшиеся с раскопок с ценными и неоспоримыми артефактами.
Миф 1. 12 июня 2014 года городу Уфе исполнилось 440 лет.
- Вы говорите о возрасте Уфимской крепости, построенной в 1574 году по приказу Ивана Грозного на месте современного Монумента Дружбы, но не о самом городе. К тому же, согласно летописям, в 1574 году московские стрельцы прибыли на берег реки Белая Волошка (Белая), а непосредственно к строительству крепости приступили лишь в 1586-ом. Нельзя забывать и о городище Уфа-I (Чертовом городище) — ставке ногайского хана (на месте санатория «Зеленая Роща»), которое подробно исследовалось в начале XX века Верой Гольмстен.
Но даже если бы всех других артефактов не было и в помине, о солидном возрасте нашей столицы можно говорить с полной уверенностью, опираясь на раскопки городища Уфа-II, в работе над которыми мы с женой принимаем деятельное участие, — рассказывает Николай Щербаков. — Под руководством вице-президента Академии наук РБ Нияза Мажитова и директора музея «Древняя Уфа» Гаухар Батталовой на месте современной Уфы обнаружены более чем убедительные доказательства существования крупного торгового центра, датированного VII-VIII веками. Приглашенный в качестве эксперта доктор исторических наук, профессор Института археологии РАН (Москва) Игорь Кызласов подтвердил международное значение находки — аналогичных памятников нет во всей Восточной Европе, а определенные архитектурные особенности роднят этот исторический объект с культурами Средней Азии и Ближнего Востока. Два небольших мыса, ограниченные ручьями в квартале улиц Пушкина-Новомостовая-Воровского, и остатки древних стен в районе Монумента Дружбы, представляли собой торговый центр древнего поселения.

Мы, археологи, привыкли опираться на факты, поэтому не принимать во внимание такие серьезные находки просто не имеем права. Можно, конечно, по-разному относиться к предположениям Нияза Мажитова о существовании «города Башкорт» задолго до «официального» основания Уфы. Но чтобы быть уверенными окончательно, требуются дальнейшие комплексные стационарные и архивные исследования, чего сегодня и добивается Гаухар Батталова.
Миф 2. Уфу основали башкиры, поэтому она стала столицей Башкирии.
- Существует мнение, подтвержденное экспертным заключением Института Российской истории, что Уфу основали русские поселенцы, как и другие города на территории Башкирии. Проще говоря, история башкирского народа начинается с того дня, как пало Казанское ханство и русские перешли реку Агидель. До середины XVI века на месте так называемой Старой Уфы существовало древнее ногайское укрепленное поселение Туратау (известное в русских источниках как Чертово городище). В 1574 году здесь, при слиянии рек Белая и Уфа, была основана русская крепость Уфа, которая уже в 1586 году получила статус города.
Что касается самой Республики Башкортостан, она была образована 23 марта 1919 года как Башкирская АССР на базе нескольких населенных башкирами северных уездов Оренбургской губернии. И, хотя до 1922 года фактическую роль столицы Башкирии играл находившийся в соседней Уфимской губернии город Стерлитамак, специальным декретом ВЦИК от 14 июня 1922 года «О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики» молодая Башкирская Автономия была присоединена к Уфимской губернии. Появилась так называемая «Большая Башкирия» со столицей в Уфе.
Миф 3. Герб Башкирии — куница, бегущая по полю, — первый и единственный, поскольку этот зверек наиболее часто встречается на территории республики.
- На самом деле, куница была не единственным гербом Башкирии, какое-то время разделяя эту честь с белой лошадью. Если же рассказывать по порядку, изначально изображение куницы появилось в середине XVII века на серебряной печати Уфимской губернии воеводы Ивана Нагова.
О гербе Уфы заговорили лишь во время реформ Петра I. Тогда герольдмейстер Санти с петербуржскими художниками Чернавским и Гусятниковым предложили сразу два варианта: в виде бегущей белой лошади на золотом щите и зеленой траве и с изображением куницы. Оба герба властям понравились и были утверждены в 1730 году, однако прижилась все-таки куница, а лошадь на долгое время перекочевала на знамена Уфимского гарнизона. Когда же в XIX веке Уфа вновь стала губернским городом, герб слегка видоизменился. «Лазоревая» куница «с червлеными глазами и языком» бежала уже не в поле, а на «серебряном щите», в окружении императорской короны и золотых дубовых листьев, соединенных «Андреевской лентою».
Если трактовать герб, ссылаясь на законы геральдики, каждая деталь способна рассказать о многом. Например, высунутый язык куницы является символом ярости, глаза навыкате говорят о прозорливости. Бегущий зверек определенно может постоять за себя, поднятый хвост обозначает независимость и горделивость, а чуть приподнятая голова — символ спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. Цвета герба — предмет особого разговора. Лазоревая (голубая) куница — показатель миролюбия народа, белый щит говорит о мудрости.
В советское время, с середины 1950-х годов, после присоединения города Черниковска к Уфе (ныне — промышленного района Черниковки), в качестве городской символики использовались индустриальные мотивы. Герб снова видоизменился — куница приобрела белый цвет, а щит горизонтально рассекли на две половинки. И только в 2007 году гербу вернули прежнее обрамление — венок из золотых дубовых листьев с желудями, перевитый золотой лентой с датой основания Уфимской крепости — «1574».
Миф 4. Название «Уфа» — это производное от вздоха усталых путников, которые, добравшись в далекий край, от усталости произносили продолжительное «уффф!»
- До сих пор точно не определено происхождение названия города, но есть предположение, которое вполне может оказаться правдой. Когда-то давно эти края населяли финно-угорские народы — марийцы, мордва, удмурты. У них в языке есть такое слово «ува», что буквально переводится, как «медвежья река». Думаю, название «Уфа» — производная этого слова.

Миф 5. Под Уфой находится подземный город, тоннелями соединенный с пещерами Уральских гор. Его возраст значительно древнее надземной столицы.
- Большинство людей, живущих в Уфе, и не подозревают, что в городе есть какие-либо подземные объекты, кроме пешеходных переходов и подвалов домов. У нас же не Москва и нет метро. Но в Уфе, как и во всех крупных городах, есть свое подземелье, состоящее из 20 естественных пещер и штолен для выработки гипса. Многие из них взорваны, но часть еще неплохо сохранилась и доступна для посещения всем желающим, как, например, штольня у Дудкинской переправы (район ВДНХ). Со стороны улицы Пугачева одна из штолен используется как склады госрезерва; вход в нее защищен воротами, достаточными для проезда больших грузовых машин. Известно, что самая длинная пещера (Дудкинская) имеет протяженность 2620 метров, но насчет того, что подземные переходы под Уфой соединяются с пещерами Уральских гор, никаких точных сведений нет. Пока это только слухи.
Миф 6. На старых домах Уфы сохранились изображения дракона; в древности считалось, что он живет в подземельях Уфы и охраняет край от завоевателей. Дракон — самый древний символ Башкирии, ему поклонялись и почитали.
- Дракон абсолютно точно был изображен на древнем гербе казанского ханства. Что касается нашей республики, таких достоверных сведений нет. Правда, башкирский эпос буквально наводнен этими существами: якобы, гора Ямантау образовалась из останков дивов и драконов, истребленных Урал-батыром, где в образе дракона живет злой демон Аждаха.
Также, при упоминании о «драконах Башкирии» сразу приходит на ум «сказ о Великом Полозе» писателя Павла Бажова. Полоз предстает в облике огромного змея с человеческой головой, он способен навсегда «увести» золотую жилу в землю, подальше от «алчных душонок», а вот тех, кто придется по сердцу, наоборот, одарит богатством. Известная собирательница фольклора, свердловский (ныне екатеринбургский) ученый Вера Кругляшова, десятки лет изучая предания и легенды Урала в тех же местах, что и сказочник Бажов, пришла к выводу, что прототип Полоза существовал на самом деле. Правда, речь идет не о мифическом чудище, а о каком-то реальном животном — возможно, некогда на Урале обитали не только большие змеи, но и рептилии вроде гигантских варанов. Что еще любопытнее: если внимательно изучить фольклор прилегающих районов, «уральские драконы» отнюдь не выглядят чем-то из ряда вон выходящим.
Много сотен лет от Урала до Балтики с завидным постоянством рассказывали о неких ящерах, напоминающих реальных рептилий, описанных кем-то, кто хорошо знал их повадки и, возможно, видел своими глазами. Конечно, трудно поверить, что некие крупные рептилии до сих пор обитают в уральской тайге. Вполне возможно, они существовали, но вымерли, и наши далекие предки сталкивались с последними особями вымирающих видов. Действительно, древние ящеры, к которым относятся динозавры, расселялись в юрском периоде и на территории Башкирии, правда, предположить, что люди в древности имели контакты с этими реликтами, достаточно тяжело. Несмотря на то, что обнаружение костей мамонтов и шерстистых носорогов на территории республики – не редкость.
Что касается изображений драконов на зданиях Уфы (самый известный — дом губернатора, улица Тукаева-23), это всего лишь дань моде, следствие увлечения востоком в духе неоклассицизма второй половины XIX века, не более того.
Миф 7. Салават Юлаев – башкирский национальный герой, сражавшийся за свободу своего народа и погибший в страшных муках от рук царских палачей.
- Возможно, кому-то не понравится то, что скажем сейчас, но национальный башкирский герой Салават Юлаев, мягко говоря, не соответствует той роли, которую ему отвели в настоящее время в республике. Памятник Салавату Юлаеву, площадь Салавата Юлаева, проспект Салавата Юлаева, сад Салавата Юлаева… С подобными названиями в нашем городе явный перебор, даже великому писателю Сергею Аксакову не оставили места в старинном парке рядом с его усадьбой, как будто и не было в Башкирии такого. В том-то и дело, что писатель Сергей Аксаков – реальная историческая фигура, он действительно жил в XIX веке и написал все свои замечательные книги, здесь ошибки нет никакой. А Салават Юлаев, хоть и в пугачевском движении участвовал, и был произведен в генералы, но все-таки не являлся фигурой такой значимости, как Кинзя Арсланов, — личность, судя по всему, легендарная, сильная и харизматичная, обладающая большим влиянием на людей, непререкаемым авторитетом. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что башкиры не выдали Кинзю царским властям, несмотря на угрозы и обещания наград. Как бы «откупившись» и желая «загладить вину», показали на других участников бунта, в числе которых был и Салават Юлаев.
Долгое время в школах республики преподавали искаженную версию событий, в красках изображая детям мученическую смерть героя-поэта в 19 лет. На самом деле, все это неправда. Вообще, Екатерина II, придя к власти в результате очередного дворцового переворота (низвергнув своего супруга, русского императора Петра III, именем которого, кстати, и прикрывался Емельян Пугачев), чрезвычайно опасалась за свою власть. Она усиленно создавала себе ореол просвещенной императрицы, поэтому смертная казнь в период ее правления была практически отменена. Исключения можно пересчитать по пальцам одной руки, и Емельян Пугачев попал в это число казненных. Салават Юлаев с отцом Юлаем Азналиным были наказаны куда более мягко – сосланы в Рогервик (Палдиски) – город в Эстонии, порт на берегу Финского залива. Там Салават работал портовым грузчиком, обзавелся семьей, дожил до 50 с лишним лет и умер в окружении родных. В Палдиски в 1989 году в честь него был установлен памятник-бюст из кованой меди, который, кстати, намного более приближен к реальным параметрам Салавата, — был он роста совсем небольшого. Что, конечно, трудно предположить при взгляде на монумент работы скульптора Сосланбека Тавасиева, установленный в Уфе и по праву считающийся самой крупной конной статуей в Европе. К сожалению, история часто служит орудием государственной политики, и факты искажаются, как выгодно в том или ином случае. Из Салавата Юлаева в Башкирии сделали фетиш, небожителя, хотя он таким не был. Думаю, народный герой сильно бы удивился, узнав, как преувеличена его роль в восстании 1773 – 1775 годов. Его помнят и чтят, а Кинзю Арсланова совсем забыли, – такая вот кривая усмешка судьбы…
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости