Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Больная перемена

Профессия учителя все больше теряет популярность среди выпускников педвузов
Елена Коваленко
2 сентября, 2013 18:50
6 мин
Фото ИТАР-ТАСС/ Лидия Мухамадеева
В школах Кемеровской области не хватает учителей начальных классов. А также — филологов, преподавателей английского языка, математики, физики и физкультуры. Свободны около 1000 рабочих мест, как сообщает Департамент образования и науки. Однако молодые специалисты не спешат их занять — зарплата невысока, работа теряет престиж, реформы лишают покоя и стабильности.
Россия ежегодно сталкивается с дефицитом педагогических кадров. Как заявил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, сегодня в школах открыты 22 тыс. вакансий. В Кузбассе, как и по всей России, чаще всего требуются учителя начальных классов, математики и иностранного языка.
Между тем педагогические вузы ежегодно выпускают тысячи дипломированных специалистов. Но, как сообщает «Российская газета», в школу устраиваются не более четверти из них. «Русская планета» провела опрос студентов Кемеровского педагогического колледжа, а также филологических факультетов КемГУ и КузГПА. Девять из десяти опрошенных ответили, что не готовы работать в сфере образования. И дело не только в скромных зарплатах. Проблема намного глубже.
Маленькие школы особенно тяжело переживают кадровый голод. Во-первых, они менее привлекательны для потенциальных работников. Например, в жилом районе Промышленновский учится всего 500 детей. Значит, и финансирование невысокое, и часов академических не так много. А ведь из них складывается заработок. Во-вторых, невозможно пригласить учителя из другой школы, чтобы перераспределить нагрузку. Слишком далеко добираться.
– Мы сейчас ищем учителя английского, математики и педагога начальных классов. У нас в основном работают пенсионеры, — рассказывает Альфия Тимофеева, директор школы № 18. — Например, преподавателю физики почти 60 лет. Она сейчас вынуждена помимо своего предмета вести еще и математику, в сумме набегает 43 часа в неделю! Это две смены ежедневно — огромная нагрузка. Я понимаю, что пройдет еще три-четыре года – и многие наши учителя уйдут на заслуженный отдых. Это будет катастрофа. Такая ситуация складывается и во многих других школах.
По мнению собеседника «Русской планеты», главная проблема — это низкие зарплаты молодых специалистов. Оклад учителя с высшим образованием без стажа составляет 3 300 рублей — это за 18 часов. Можно, конечно, провести и больше уроков — в некоторых случаях это получается. Но при максимальной загруженности — 43 часа — зарплата едва превысит 20 тысяч рублей. Конечно, доплатят педагогу за проверку тетрадей. Математикам и филологам — по 15% от базового оклада, преподавателям информатики и иностранного языка — по 5%. Это гроши. К тому же придется постоянно жертвовать свободным временем. Не все вчерашние выпускники готовы на это.
– Учитель мало времени уделяет семье, — продолжает Альфия Ражаповна. — Помимо уроков есть еще и воспитательная работа — классное руководство (дают его практически всем) — родительские собрания, дневники, журналы — бумажный и электронный. А также проверка тетрадей, которой чаще всего мы занимаемся дома. К тому же к каждому уроку нужно готовиться. Провести его не так просто — надо объяснить материал каждому ребенку, заинтересовать, поддержать дисциплину в классе. Иногда это особенно сложно.
Отношение к педагогам изменилось — как со стороны детей, так и родителей. В сфере образования Альфия Ражаповна работает более 30 лет, поэтому может сравнить современную школу и советскую. Перемены большие, и не в лучшую сторону.
– Раньше наша профессия была почетной. К учителям относились с уважением, прислушивались, — говорит она. — Сейчас везде говорят и пишут, что школа предоставляет «образовательную услугу». Появился новый речевой штамп. А ведь слова «услуга» и «учитель» даже рядом поставить нельзя! Мы воспитываем будущее нашей страны. Обидно такое слышать. Отношение к преподавателям стало таким же, как к продавцам, официантам, уборщицам. Вот и получается, что клиент всегда прав и требует свое. Сейчас от ребенка часто можно услышать: «Вы не имеете права». Например, когда преподаватель хочет забрать у школьника до конца урока очередную игрушку — телефон или планшетный компьютер. Похожим образом ведут себя и родители. На учителей в наше время поступает огромное количество необоснованных жалоб. Мама или папа не сомневаются в правоте своих детей, даже когда те совершают непорядочные поступки.
Массовая культура также снижает престиж профессии учителя, считает директор. В восприятии многих школа превращается в опасное для ребенка место. На это повлияли «школьные» фильмы и сериалы, телесюжеты о конфликтах между педагогами и школьниками, которые нередко можно увидеть по центральным каналам. К тому же Альфию Ражаповну очень беспокоит, что снижается и сама ценность образования.
– Многие политики и представители шоу-бизнеса сейчас бравируют тем, что плохо учились в школе или даже были отчислены. А дети смотрят на это и думают: зачем мне школа, я и без нее всего добьюсь. Вот и получается, что интерес к учебе падает у детей. Им она не нужна. А когда не видишь заинтересованных учеников, то руки опускаются.
«Русская планета» встретилась с вчерашним учителем математики и мамой двух дочерей — Ириной. Сейчас она работает маркетологом в крупной компании сферы общественного питания. В школу возвращаться не хочет — слишком трудно ей там было.
– Я устроилась в школу сразу после вуза. Меня поразило, как дети вели себя по отношению к учителям. Они выказывали дерзость и откровенное неуважение, — вспоминает она. — Многие ребята мешали всему классу заниматься. Порой мне приходилось на них прикрикивать. Сейчас ведь нельзя вывести шумного ребенка из класса даже на короткое время — это запрещено. Вот и приходиться успокаивать. Однажды я столкнулась с оскорблением со стороны ученика. На уроке информатики старшеклассник написал программу, а в выводы добавил грубые слова обо мне. Вызвала родителей. Папа сказал: «Мой сын такого сделать не мог». Его даже не наказали.
Ирина считает, что грубость современных детей идет из их семей. Родители сами не уважают учителя, вот и дети ведут себя также:
– Мамы и папы приходят на собрание и говорят: дети вас не слушают, потому что ваши уроки неинтересные. Если бы увлекли их, то и проблем с дисциплиной не было! Но ведь далеко не все темы в алгебре и геометрии захватывающие. Многие ученики приходят на занятия, чтобы только отбыть повинность.
В школе наш собеседник вела три предмета — физику, математику, информатику. Потому что специалистов не хватало. К тому же приходилось брать классное руководство. По словам Ирины, жизни вне школы у нее практически не было. Да и зарплата при этом оставалась маленькой. Когда перешла на нынешнюю работу, уже на испытательном сроке стала получать в два раза больше.
– Сейчас в школе учится моя дочь, — делится Ирина. – За начальную школу у нее сменилось пять учителей! Для ребенка это плохо. Она же привыкает к педагогу, привязывается, расставаться не хочет. Да и проблемные дети есть, с которыми трудно наладить контакт — на это требуется время. Я постоянно объясняю дочери, что на учителей обижаться нельзя. И учу ее быть вежливой и почтительной с ними.
Кандидат филологических наук и доцент Станислав Оленев ежедневно общается со студентами различных факультетов. В том числе и с будущими учителями русского языка и литературы. Он убежден, что интерес к работе педагога падает по позитивным причинам — у выпускников появляется больше возможностей для самореализации.
– Сейчас существует довольно много новых профессий, к которым вузы пока не готовят, но которые привлекают выпускников, — рассказывает Станислав. — И, что немаловажно, студенты уже на 3-4 курсе ими занимаются. Это и фитнес-инструкторы, и контент-менеджеры, и комьюнити-менеджеры (специалисты по социальным сетям), и бизнес-тренеры. А школы, особенно в поселках и небольших городах, редко могут предложить все необходимые условия, в том числе и финансовые, для молодого специалиста. Часто можно слышать от выпускников слова вроде: «Я бы пошла учителем в школу, если бы зарплата была достойная». Впрочем, в последнее время, как мне кажется, ситуация несколько улучшается и мне известны люди, которые, работая в школе, получают вполне приличную зарплату, выше средней по региону.
Другое мнение у его коллеги с филологического факультета, не пожелавшего называть своего имени. Он убежден, что если бы молодым специалистам предоставлялось жилье, то в школе они бы работали гораздо охотнее.
– На факультете филологии и журналистики каждый год возле деканата появляется объявление: «Требуется учитель русского языка и литературы», — рассказал собеседник «Русской планеты». — На работу приглашают школы Ленинска-Кузнецкого, Юрги, разного рода деревень, других кузбасских городов. Казалось бы, иди и работай в школу, выпускник. Если бы не одна маленькая графа в этом объявлении. Она гласит: «Жилье не предоставляется». Возникает вопрос: как молодому специалисту ехать и устраиваться на работу без жилья? Зарплаты учительской, чтобы снимать квартиру или даже комнату, не хватит. Я думаю, что кадры есть (их, конечно, гораздо меньше, чем раньше), но не все желающие работать поедут в другой город. И материальная причина не единственная.
Преподаватель и собеседник «Русской планеты» также считает, что причина отказа выпускников от работы по специальности кроется и в последних реформах в сфере образования:
– «Закос» школьного образования под сдачу ЕГЭ — это тоже одна из причин бегства от школы. У меня, к примеру, был знакомый, который раньше работал в школе, вел там спецкурс по анализу текста. Сейчас школы от спецкурсов отказываются: какой смысл их проводить, если дополнительная программа в ЕГЭ не входит? В некоторых школах выпускникам педвузов отказывают в трудоустройстве еще по одной простой причине. Идет сокращение учебных часов. И преподаватели, работающие в школе, просто забирают освободившиеся часы себе. Конечно, есть еще одна причина. Работа учителем, к сожалению, становится менее престижной по сравнению с «рыночными» профессиями. В школу сейчас идут исключительно энтузиасты, которые без педагогики просто жить не могут, видят в ней смысл своей жизни (даже несмотря на низкую зарплату). Может быть, кстати, это и хорошо. Главное — чтобы это воодушевление не прошло.
И правда, энтузиасты среди молодых педагогов есть. Одна из них — Екатерина Корюкина, учитель русского языка и литературы. Она отказалась этим летом от работы секретаря-референта в престижном банке, чтобы снова вернуться в школу.
– После университета я год проработала в одном из техникумов, — рассказывает девушка. — Мне очень нравилось общаться с ребятами, передавать им свои знания. Но заработная плата была очень маленькой. И стремиться было не к чему. Мои опытные коллеги с высоким стажем и квалификацией получали по 15 тыс. рублей! Нельзя прожить на эти деньги. Мне предложили работу в банке. За год он показался мне золотой клеткой. Да, график был стабильный и зарплата намного выше, чем в любом образовательном учреждении. Но я приходила домой измученной и усталой, а утром не хотела идти на работу. Я поняла, что это не жизнь. Со 2 сентября буду работать в гимназии, с детьми. И очень рада этому! Да, заработок, вероятно, теперь уменьшится. Но я останусь верна своему призванию. А ведь это и помогает нам быть счастливыми!
темы
6 мин