По состоянию на 1 июня 10:35
Заболевших414 878
За последние сутки9 035
Выздоровело175 877
Умерло4 855
Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Одни гитаристы в стране

Учить электротехников, радиоэлектроников и программистов скоро будет некому
Елена Коваленко
28 сентября, 2013 19:29
4 мин
Учащиеся политехнического колледжа во время занятий. Фото: РИА Новости, Евгений Самарин
Техникумы и колледжи Вологодской области могут остаться без преподавателей.
Причины тому две — одна старая, другая возникла лишь год назад. Но обе лишают среднее профессиональное образование кадров и приближают его к ситуации, когда учебные заведения просто не смогут обучать студентов целому ряду профессий и специальностей.
Причины кадрового провала в среднем профессиональном образовании корреспонденту «Русской планеты» объяснила  директор Вологодского колледжа связи и информационных технологий Ирина Дарманская. Во-первых, все последние годы учебные заведения держатся на старых преподавателях, поскольку приток новых окончательно иссяк где-то в середине 2000-х годов. Во-вторых, неравномерное повышение зарплат в общем и профессиональном образовании привело к перетоку преподавателей общеобразовательных предметов в школу, где их зарплата увеличивается примерно раза в два. Руководители профессиональных учебных заведений сглаживают этот перекос, как могут, но их возможности не беспредельны.
Здесь необходимо пояснить, что в профессиональном образовании преподаватели делятся на две категории — тех, кто ведет общеобразовательные предметы и может быть востребован в школе, и тех, кто должен иметь рабочую профессию, чтобы обучать ей других. Преподавателей-профессионалов найти труднее всего, поскольку бизнес предлагает им куда более высокие заработки, чем любое бюджетное учреждение. Однако с недавних пор не удается удержать и педагогов общеобразовательных предметов.
Ирина Дарманская напомнила о президентских указах о повышении зарплат бюджетникам, которые появились немногим более года назад. Казалось бы, хорошее дело. Но эти указы предусматривают повышение зарплат школьным учителям и преподавателям на разные величины и с разной скоростью. В итоге школьным учителям зарплату подняли в течение последнего года, а преподаватели профобразования почему-то должны ждать года 2018-го.
Совсем недавно колледж связи остался без педагога информатики. При адекватном уровне зарплат можно было бы найти педагога-совместителя среди школьных учителей.
– Однако школьные учителя к нам не идут, потому что по основному месту работы у них зарплата практически в два раза выше, чем у нас, — обрисовала ситуацию Ирина Дарманская.
Какова ситуация с оплатой труда в Вологодской области, корреспонденту «Русской планеты» на примере молодых педагогов показала заместитель директора по учебной работе и профессиональной подготовке колледжа связи Ирина Смолина:
– Новое положение об аттестации предполагает, что первые два года они не могут получить категорию. То есть молодой специалист с высшим образованием, но без категории получит у нас 57 рублей за час.
– Старые педагоги привыкли работать за идею, а молодежь за идею работать не хочет, — говорит Ирина Дарманская. — Сделал шаг и спрашивает — сколько это стоит? А у нас нет денег, чтобы заплатить за этот шаг столько, сколько он хочет.
Впрочем, найти информатика — это еще полбеды, колледжу нужны преподаватели технического профиля, например электротехник, радиоэлектроник, программист, специалисты по вычислительной технике, информационной безопасности и информационным технологиям.
Раньше колледж пополнял кадры из своих же выпускников: наиболее способные ребята, получив рабочую профессию, поступали в вуз и потом возвращались обратно уже в качестве мастеров производственного обучения. Однако последний раз местный выпускник вернулся в родные пенаты восемь лет назад. За это время в отрасли произошли колоссальные изменения: повсеместно менялось оборудование, внедрялись новые технологии. Научить студентов новым методам работы могли  производственники. К ним за помощью и стали обращаться руководители учебных заведений..
Сейчас в Вологодском колледже связи работает по совместительству порядка двадцати ведущих специалистов предприятий. Все они читают студентам лекции: кто-то вечерами, кто-то по субботам, кого-то отпускают с работы за час до завершения рабочего дня. Преподают отдельные курсы и модули.
– Я считаю, что они оказывают нам гуманитарную помощь, потому что мы платим им за это по 56 рублей в час, — прокомментировала ситуацию корреспонденту «Русской планеты» Ирина Дарманская. И объяснила, что кадровым специалистам предприятий колледж может заплатить базовую ставку в 3150 рублей, дать 25-процентную надбавку за высшее образование, 5-процентную отраслевую надбавку и 15-процентную доплату за работу в колледже — итого порядка 5 тыс. рублей.
– Вот таким образом бизнес поддерживает образование: направляет своих специалистов, которые ничего у нас не получают, зато читают лекции по серьезным дисциплинам — закладывают основу будущей профессиональной деятельности наших студентов, — подчеркнула руководитель колледжа.
Если сказать коротко, то сложившаяся практика сотрудничества профобразования с предприятиями логична и неустойчива одновременно. Логична потому, что заменить всех своих совместителей полноценными педагогами, которые бы работали на полную ставку, колледж не может в принципе, даже если вдруг найдет на это деньги.
– У нас в стандартах до 40 различных предметов по 50, 80, 100 часов. Подготовить преподавателя-универсала, который бы знал и электротехнику, и радиоэлектронику, и сети связи, и компьютерные сети, невозможно. Нам даже удобнее сотрудничать с предприятиями, потому что они практики, — пояснила Ирина Дарманская.
Как бы руководство учебного заведения ни подгоняло расписание уроков под график своих преподавателей-совместителей, рано или поздно тем придется выбирать между студентами и семьей. Однако после ухода кого-то из практиков колледж может закрыть подготовку специалистов по конкретной специальности или профессии, если ему не удастся найти замену. По словам Ирины Дарманской, в этом случае она просто не будет набирать новую группу по конкретной специальности.
Подчеркнем: решение о прекращении сотрудничества будут принимать скорее специалисты предприятий, чем их работодатели. Такой вывод напрашивается из разговора с директором вологодского филиала ОАО «МТС» Владимиром Шевердиным.
– Все крупные компании четко осознают, что человеческий ресурс является одним из конкурентных преимуществ. Оборудование и технологии у всех примерно одинаковые, и на первое место выходит профессионализм: если у тебя есть соответствующие кадры, то ты можешь решать большие задачи, — заявил корреспонденту «Русской планеты» Шевердин. Заметив, что его компания опирается прежде всего на собственный кадровый резерв, руководитель вологодского филиала пояснил, что рассматривает сотрудничество с колледжем связи как пилотный проект, который интересен не только студентам и руководству колледжа, но и сотрудникам компании, так как позволяет им развивать компетенции по преподаванию, делиться приобретенным опытом и самореализовываться.
Осознают ли неустойчивость нынешней системы сами педагоги? Безусловно. Профобразование опирается сейчас на помощь работодателей и старые кадры советской закалки.
– Здесь работают люди, которые умеют и могут трудиться, и для которых слово «надо» превыше слов «хочу» и «могу». Если не хочу и не могу, но надо, то захочу и смогу сделать, — так охарактеризовала их Ирина Дарманская. Однако она призналась, что с содроганием думает о «часе икс», когда основной костяк ее коллектива уже не сможет работать в силу своего преклонного возраста: «Сколько протянем? Год, два, три или полгода? Ведь замены нет». И так везде.
Подготовка кадров для профессиональных учебных заведений — это вопрос государственной политики, которой пока не просматривается. Но педагоги гонят от себя такие мысли.
– Мы жить должны, понимаете?! Нельзя говорить, что все плохо, когда за спиной 680 детей, полторы тысячи родителей и сто человек коллектива, — заключила Ирина Дарманская.
темы
4 мин