Новости – Титульная страница












Титульная страница
«Мертвая петля» аэродрома Мигалово
Самолеты над городом стали привычным явлением для тверичан. Фото: Святослав Сирин
Тверичане спорят о полетах военной авиации над городом
15 июля, 2013 10:20
4 мин
Из многочисленных болевых точек Твери на повестке дня периодически возникает такая проблема, как сосуществование аэродрома Мигалово и остального города. На стратегическом объекте базируется тяжелая военная транспортная авиация, которая с приходом в Минобороны Сергея Шойгу стала все чаще подниматься в воздух. И даже в поздний час гул турбин раздается каждые двадцать минут. Продолжающиеся далеко за полночь тренировки летчиков мешают сну добропорядочных граждан.
Аэродром строился еще до Великой Отечественной войны — в 1936-1941 годах. Калинин (Тверь) в то время был куда меньше, и, конечно, при дальнейшей застройке города это труднопереносимое соседство в расчет не принималось. При этом летное дело — штука тонкая. По проекту взлетная полоса расположена так, что взлет и посадка самолетов осуществляются в зависимости от «розы ветров», которая обычно позволяет летать только через город. Поэтому глиссада (траектория полета летательного аппарата, по которой он снижается непосредственно перед посадкой. — Примеч. ред.) проходит как раз над районами города или же многочисленными деревнями и дачными поселками, окружающими областной центр. Особенно не повезло Первомайскому и Пролетарскому районам Твери: там не спасают ни пластиковые окна, ни плеер в ушах. И, конечно, наиболее туго приходится детишкам.
В Мигалово тренируются транспортники армии АН-22 («Антей»), Ту-134, АН-12 — машины далеко не тихие и довольно старые. К примеру, «тяжеловоз» «Антей» обладает четырьмя турбовинтовыми двигателями. С 1965 года было построено около 70 таких машин, при этом 15% из них почти за полвека эксплуатации завершили свой летный стаж авариями и авиакатастрофами.
Специалисты по шумовым загрязнениям отмечают, что предельно допустимым уровнем шума считаются 80 децибел. Рядом с источником звука силой выше этой границы становится очень некомфортно. При этом шум от реактивных двигателей, к примеру АН-22, достигает 120 децибел. Чем это грозит здоровью? Стресс, боль в ушах, начальные стадии бессонницы, нервные расстройства...
Проверка прошлых лет показала, что в ряде жилых домов Твери допустимый уровень шума превышает значения, установленные ГОСТ 22283-88 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения». Это, в свою очередь, является нарушением п. 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и статьи 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
Боевая подготовка
Прекратить полеты просто так нельзя — это как минимум уровень согласования областных властей и Министерства обороны. К тому же, как сообщил РП Генрих Левкович, генерал-майор авиации, Заслуженный военный летчик России, член Общественной палаты города Твери, летчики и так делают все возможное для того, чтобы снизить в существующих условиях нагрузку на население:
– Полеты военной авиации над Тверью — это боевая подготовка, проверка боеспособности, решение тех задач, которые стоят перед воинской частью, базирующейся в Мигалово. Это полеты по маршрутам, которые начинаются на аэродроме и заканчиваются там же. Они составляют 95% от всех вылетов из Мигалово. Остальное — коммерческие полеты транспортников в другие страны.
Помимо шумового загрязнения, которое, конечно, действует не на всех граждан одинаково, рьяные противники полетов вспоминают катастрофы — случаи, которые ставят вопросы перед целым городом намного острее.
Люди вспоминают трагедию в Иркутске, произошедшую 6 декабря 1997 года. Тогда с полными баками горючего рухнул АН-124 «Руслан», совершавший рейс по маршруту Москва – Иркутск – Владивосток – Вьетнам. На взлете самолет из-за отказа трех из четырех двигателей рухнул на жилые дома. Пытаясь избежать падения на многоэтажки, гигант все же зацепил кирпичную четырехэтажку и детский дом. На борту «Руслана» размещались два штурмовых самолета СУ-27, проданных в Юго-Восточную Азию, и экипаж в составе 16 пилотов и 30 техников. По официальным данным, общее число жертв катастрофы составило 72 человек, в том числе 14 детей, без крова остались более 70 семей.
«Русланов» в Мигалово нет, а вот «Антеев» хватает. История взаимоотношения АН-22 с Мигаловским аэродром не такая уж и радужная. На постсоветскую Россию приходится три катастрофы этого самолета, связанные с Тверью.
11 ноября 1992 года «Антей» выполнял коммерческий рейс. Во время разворота при наборе высоты произошло сваливание самолета, перегруженного более чем на 20 тонн. Машина рухнула на землю близ деревни Некрасово недалеко от аэродрома. Погибли экипаж и 33 пассажира. Через два года, в январе 1994-го, еще один «Антей» разбился в районе деревень Антоново и Красная Гора. А зимой 2010 года крупная авиакатастрофа случилась в Тульской области — пустой Ан-22 с 12 летчиками на борту вылетел по маршруту Воронеж – аэропорт Мигалово и спустя полчаса после взлета разбился в 100 км от Тулы. По некоторым данным, воздушный гигант был выпущен в 1974 году, то есть до утилизации ему оставалось меньше месяца. А вообще АН-22 поступили в серийное производство в далеком 1968 году.
Нынешним летом в связи с участившимися ночными полетами громадин дискуссия в Твери обострилась. Тем более что противостояние мирных жителей и военных по всей стране стало массовым.
К примеру, в Челябинске суд запретил полеты над городом фронтовых бомбардировщиков Су-24 и Су-24М. Правда, затем Верховный суд отменил решение областной инстанции, но с оговоркой: «При условии соблюдения санитарных норм». А в Пермском крае удалось добиться еще большего. Там истребители перестали летать в ночное время и рано утром. Не говоря уже о том, что модернизация летного парка ВВС подразумевает оснащение самолетов новыми двигателями с меньшим шумом.
На городских форумах Твери тема вызывает оживленные дискуссии.
Пользователь Леонид Голиков: «Вот нам всем тут летчики советуют поменять квартиры или переехать вообще куда-нибудь подальше. Рассказывают, что город неправильно построен, что сначала появился аэродром, а потом город приблизился к нему, и теперь мешают им летать. Только и слышна эта чушь. Но не может же весь Пролетарский и Центральный район куда-то уехать! А сколько еще деревень с западной стороны аэродрома неправильно построенных?! А того не хотят признавать, что аэродром, построенный в 30-х годах ХХ века, и та малочисленная, легкая авиация не идут ни в какое сравнение с нынешней. Давно пора эту проблему решить. Если нужен аэродром, то надо строить новый, а этот закрыть. И тогда люди будут благодарны военным, а сейчас только один негатив в сторону летунов».
AlexG возражает: «Опять началось типичное нытье неудачников — "менеджеров на развале", торгующих симками на рынке. Профессия летчика связана с риском, отнимает много сил и здоровья. Это работа для настоящих мужчин. И никто из них не заинтересован, чтобы упасть на самолете на город. Они такие же люди и хотят жить. А если кого-то Бог здоровьем обидел или просто кишка тонка, сидите и молчите в тряпочку. Гораздо больше людей гибнет от пьяных, "низколетающих" уродов, показывающих свою крутость на встречке или пешеходном переходе. Аэродром никто переносить не будет, так живут во всем мире. Интересно, сколько бы человек расстреляли за подобные разговоры в советское время?»
Mikluha также встает на сторону военных: «Господа! Как много здесь недовольных работой аэродрома в Мигалово. Да, от этого соседства многие усматривают негативное влияние на комфортное проживание в городе, но не надо забывать, что это военный стратегический объект, который расположен с учетом розы ветров, и не дай Бог использовать этот объект по прямому назначению. В этом случае вас спрашивать будут или нет? Почему вас никак не раздражают дневные и ночные гонки на машинах и мотоциклах с прямотоками…».
В такой ситуации сами летчики оказываются заложниками обстоятельств. Много летают — плохо, мало летают — тоже плохо. В первом случае мешают людям спать и нервируют улицы протяжным гулом над головой, во втором — не добирают тренировочных полетов, что сказывается на боеспособности ВВС. Тем временем жители самого Мигалово признаются, что без гула самолетов, наоборот, не могут заснуть, а многие испытывают гордость при виде серьезных военных машин, стоящих на страже Родины.
Сойдет ли на нет очередной всплеск дискуссии, покажет наступление осени, когда восьмичасовая смена асов неба будет заканчиваться примерно в 23.00. Пока же у летчиков позиция одна — работать по приказу и установленному плану полетов на той технике, какая есть в распоряжении части. И, конечно, аэродром Мигалово всегда готов принять горожан в специальные «дни открытых дверей», когда каждый желающий может посидеть за штурвалом и сфотографироваться на фоне фюзеляжа. Разрешение же всех остальных вопросов требует как немалых бюджетных средств, так и определенных волевых решений.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости