Новости – Титульная страница
Титульная страница
Неславянский базар
3 мая, Тверь. Выступление лидера тверского отделения байк-клуба «Ночные волки» на стихийном славянском митинге // фото © Юрий Сурин
В Тверской области разгорелось сразу несколько крупных межнациональных конфликтов
5 июня, 2013 13:57
6 мин
Более месяца минуло со времени злополучной ночи у одного из популярных тверских клубов, которая неожиданного для многих превратилась в повод вывести на площадь в центре города славянскую молодежь. В драке стенка на стенку тогда отличилась молодая поросль азербайджанской диаспоры, пустившая в ход ножи и травматический пистолет. Четыре человека серьезно пострадали. Последовавший несанкционированный митинг, собравший полтысячи человек, потребовал справедливого разбирательства в рамках закона.
За месяц ситуация вроде бы «подморозилась», но, судя по последним новостям, лето все-таки обещает быть жарким. Начались провокации, националисты точат топоры, диаспоры не спешат утихомириваться, а власти думают, как избежать жертв, если ситуация окончательно выйдет из-под контроля.
Непростая межнациональная обстановка обусловлена этнической и миграционной спецификой Тверской области. Территория огромная, но слабо заселенная, с недостаточно сильной вертикалью власти, в то же время располагается между крупнейшими экономическими центрами страны. Отсюда — множество переселенцев с Кавказа и из Средней Азии: узбеки, таджики, чеченцы, армяне, азербайджанцы.
Последние — народ хитрый: пока в 90-е годы диаспоры между собой воевали, выходцы из Азербайджана уверенно пускали корни. Известно, что их много в правоохранительных органах на достаточно высоких постах уровня заместителей начальника. Азербайджанцы составляют самую многочисленную диаспору региона — порядка 30 тыс. человек (для сравнения: в области проживают около 1,4 млн человек, примерно четверть — в Твери). В целом же в Верхневолжье «ютятся» представители порядка 80 национальностей. Символом этнической «тесноты» являются 20 метров в центре Твери, разделяющих католический собор и мечеть, построенную на месте некогда разрушенной православной церкви.
Во что вылился неконтролируемый поток мигрантов? Рабочая дискриминация местного населения, преступность в среде низших слоев мигрантов, в частности грабежи и изнасилования, постоянные конфликты в молодежной среде, наркотрафик. Ситуацию усугубляет экономическая специализация диаспор (торговля ведь всегда на виду) и то, как они держатся в городской среде — группами, компактно, достаточно агрессивно и нагло.
Зачастую местное население предпочитает не связываться с «гостями», поскольку все знают, что те сразу звонят друзьям, и за считанные минуты на месте конфликта собирается несколько десятков человек. Такова стратегия выживания мигрантов — эффективный способ, надо сказать.
Между тем если говорить об интересах всех сторон, то в эскалации конфликта никто конкретно не заинтересован. У диаспор в регионе существуют большие бизнес-интересы, заточенные под глав, которым есть что терять. Жертвовать доходными местами никто не желает, даже в угоду старой вражде. Например, после армяно-азербайджанской разборки за истекшее с тех пор время ничего подобного больше не случалось: значит, сумели договориться, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания специальных органов.
Для властей важно не допустить разжигания межнациональной розни, не портить инвестиционный климат региона и просто сохранять тишину в городе, области, где и так полно проблем с криминалом и «социалкой». Игру на поле межнациональных противоречий со стороны разных «правых сил» они считают «накоплением политического капитала».
Что до славянского населения… Оно отличается терпением и даже может долго выносить дерзость и наглость. Но до поры до времени. Ведь за последние пару лет конфликт у ночного клуба стал пятым (официальным, на столе у правоохранителей) с применением оружия со стороны «южан»…
В ходе мирного сценария по урегулированию конфликта власти 21 мая организовали круглый стол при участии силовиков и общественности, на котором государство выступило посредником между лидерами азербайджанской диаспоры и организаторами стихийного славянского митинга 3 мая на площади у памятника Михаилу Ярославичу. Сам инцидент выглядит весьма показательно.
Ягуб Алиев, глава азербайджанской диаспоры Тверской области, на круглом столе заявил в примирительных тонах:
– Я считаю, если человек совершил преступление, независимо от национальности, кто бы он ни был, он должен понести наказание. Никоим образом диаспора никого не хочет прикрывать. Мы сами заинтересованы в том, чтобы преступник был наказан. Все, что от нас зависело, мы сделали.
Действительно, этническая диаспора сама выдала подозреваемых, помогая следственным органам. Их оказалось трое, всем немногим за двадцать лет. Заведены уголовные дела. Но! Считать их мигрантами в полном смысле нельзя — они родились уже здесь и получили, кстати говоря, университетское образование. В общем, что называется, недоучили. А дальше можно долго и обстоятельно говорить про воспитание, культ насилия, горячие молодые головы, алкоголь и т.д.
Интересно, почему же тогда «обычный бытовой конфликт» разгоряченной молодежи перетек в плоскость этнического конфликта? Видимо, сказалась вся та копившаяся годами негативная энергетика совместного, но не желаемого общежития, возникающая на уровне быта (каждодневные поездки в одной маршрутке) и распространяющаяся на жизнь города в целом.
Ясно, что спрос на националистические настроения в области существует, но как людям выпустить пар, никто пока не знает. Например, подтвердилось, что славянская молодежь выходила на площадь, не располагая точными данными о национальности нападавших. К тому же город наводнили многочисленные слухи, средства массовой информации подогрели обстановку. Сообщалось, что азербайджанская диаспора в день митинга провела свой пикет с размахиванием национальными флагами, а по городу в течение нескольких дней якобы то и дело происходили мелкие столкновения молодежных групп.
За рассуждениями о бытовых первопричинах молодежного конфликта (кто круче!), казалось, сама проблема иссякла. Но один из участников — Дмитрий Карякин, руководитель молодежного направления тверского отделения «Союза десантников России» — вернул всех на землю:
– Я бы хотел обратиться к представителям диаспоры: русские, они терпимы к другим национальностям, но ровно до того момента, пока это не ущемляет коренное население. Почему собралось так много людей (на стихийный митинг 3 мая)? Это конфликт, и он есть. И отрицать его будет опасно в первую очередь для азербайджанской диаспоры. Вам нужно активизировать работу с молодежью, потому что конфликт может выйти из правового поля.
Корреспондент «Русской планеты» обратился за комментарием к экс-заместителю губернатора области, автору книг по истории карел, этнологу Анатолию Николаевичу Головкину. Ветеран госслужбы поделился своей точкой зрения о происходящем:
– Как я помню, все время, скажем, карелы с русскими ходили «деревня на деревню», в любой праздник бились, затем мирились, пили пиво, а затем снова бились. Я не считаю, что это межнациональный конфликт. Ведь они православные, и их сдерживает общая вера. Что касается проживающих здесь представителей других национальностей, у меня есть некоторое опасение. У нас приезжие начинают устанавливать свои порядки. Где это видано, чтобы в религиозный праздник посреди города Твери резали баранов, лилась кровь!
Понимаете, когда приезжают из южных краев, многие с деньгами, то русские чиновники сейчас могут за деньги продать все — маму, невесту, Родину... Приезжие с юга, пользуясь этим, проникают на рынки, в государственные, муниципальные структуры. Они здесь устанавливают свои порядки! Пока их не было, взяток было меньше.
Ко всему прочему нет переговорных процессов. Обстановка подогревается, и процесс может взорваться. Пример. 1998 год. В Удомле побили одного представителя азербайджанской диаспоры. Разгорелся большой скандал. Утихомирить удалось диаспоры через диалог и разъяснения на уровне глав общин. Ведь глава может навести порядок в течение полудня. Они знают все болевые точки. Они идут на переговоры. Просто с ними нужно вести разговор. А кто сейчас у нас может это сделать? Нет ни одного специалиста по национальной политике.
Получается, нужен диалог. Но с другой стороны, в какой стране мира сегодня нет конфликтов на почве «инаковости», «разности», «свой — чужой»? Пресловутая теория мультикультурализма с объединением представителей разных культур на основе понятий «гражданин», «право», «общество» так и осталась на бумаге…
Сегодня в мире не существует универсальной модели благополучного общежития разных по цвету кожи и культуре людей. Но в России концепта нет в принципе, даже какой-нибудь существенной дискуссии в академических кругах. Вот и получается, возвращаясь на бытовой уровень, поссорились два парня, посмотрели друг на друга, перешли на личности. Не забудет ли кто-то из них указать на национальную принадлежность другого? Конечно, не забудет! А почему? По-видимому, различия крови подобны основным инстинктам — они самые сильные. Вот так и начинаются настоящие побоища.
Как правильно заметили за круглым столом, шутить с русским терпением не стоит. Если народ вышел на улицу, значит, спрос на идею, которая вывела его из дома, существует. А идеи — вещь сильная, если их к тому же грамотно подать. Вряд ли русские постоянно будут подставлять вторую щеку, когда бьют по первой. Тем более у других национальностей принято сразу отвечать.
Все опасения людей знающих были не напрасны. От слухов дело перешло к реальным столкновениям. В первые выходные лета два дня стреляли в Удомле — городе, обслуживающем Калининскую атомную станцию и по совместительству считающемся «вотчиной» чеченской диаспоры. Молодые люди из этой диаспоры сцепились с русскими. В итоге три человека пострадали, один госпитализирован. Но на этом дело, кажется, только начинается. Сработал информационный «подогрев» ситуации в области.
Первыми отреагировали «соседи» Тверской области — националисты из Петербурга, объявив Удомлю «второй Сагрой». Организаторы «Русского марша» съезжаются в некогда закрытый город, чтобы провести там 7 июня «народный сход». Заявка в местную администрацию уже подана. «Русские Удомли дали отпор зарвавшимся мигрантам, но им нужна помощь», — сообщают активисты националистических движений. Пока же за конфликтом будут следить местные ребята — в Удомле собираются тверские боксеры.
В самом областном центре положение не стабильнее. Есть планы организовать очередной славянский митинг, на этот раз согласованный с властями, более масштабный и ультимативный. Предварительная дата — 15 июня. Повод к возможной акции недовольства уже есть — в минувшую воскресную ночь произошел неприятный инцидент, который, может, и совпадение, но тут уже «каждое лыко в строку». Сгорела машина Ивана Капышева, одного из организаторов майского митинга, лидера местной организации националистического толка. Как считает пострадавший, это был поджог, «который только обострит и без того накалившуюся обстановку в Твери».
Представляется, что вопрос социального мира в Верхневолжье в следующие пару недель встанет ребром — смогут ли власти удержать целый субъект федерации от полномасштабных беспорядков? Померяться силой желают, кажется, все, раз в правовом поле не удается решить многочисленные столкновения в молодежной среде.
Тверские события еще раз доказывают, что проблема с миграционной политикой в Российской Федерации перезрела. Необходимо тотально закручивать гайки, вводить по примеру Сингапура национальные квоты, организовывать жесткий отсев на этапе приезда в страну неадекватных и потенциально опасных личностей. Да, мы многонациональная страна, но сегодня не существует достойных факторов и механизмов скрепления российского общества по шву национальных противоречий.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости