Новости – Титульная страница












Титульная страница
Триумф или фиаско

Фото: Театральная фантазия «Прощальная гастроль князя К.» по повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон» в постановке режиссера Анатолия Морозова (Санкт-Петербург). В центре — Сергей Герт. Фото: http://www.chehovsky.ru/
Не отомрет ли вскоре классический театр? На вопрос попыталась ответить наш корреспондент в Таганроге
27 августа, 2013 10:51
2 мин
Таганрогский драматический театр имени А. П. Чехова — один из старейших театров юга России, был основан в 1827 году. Его здание – в стиле неоклассицизма, построенное по проекту архитектора К. Лондерона, сохранилось до наших дней практически в неизменном виде: бархатные кресла, великолепная акустика, гардероб, буфет в антракте, духота в зале — по крайней мере летом, из-за отсутствия кондиционеров. Форма осталась неизменна. А что же содержание?
А оно, по сути, тоже неизменно. В репертуаре таганрогского театра в основном классика: в первую очередь играют Чехова, во вторую — тоже Чехова (великий земляк всех таганрожцев все-таки!), а также Гоголя и Шекспира, Достоевского и Мольера, комедии и драмы, водевили и детские сказки по воскресеньям. С последних, собственно, и начинается театр в жизни маленького человека. Или заканчивается?..
Таганроженка Елена П. привела свою 3-летнюю дочь Женю в театр на музыкальный спектакль по мотивам русской сказки «Заюшкина избушка».
- Мультфильм она уже такой смотрела, и ей эта сказка очень нравится — жалеет зайчика, радуется, что в конце концов справедливость восторжествовала, — рассказывает Елена. — Я думала, со знакомым сюжетом все пройдет гладко. Но спектакль мы высидели ровно 20 минут. Сначала она спросила меня, «а что на сцене делают эти дяди и тети». Я ей сказала, что это в данном случае это не дядя и тетя, а лиса и зайчик. Поверила, посидела 15 минут, понадобилось срочно выйти, говорит — мама, поставь на паузу. Это же театр, это не телевизор, и не компьютер, говорю. Все тебя ждать не будут — вон сколько деток в зале (а зал был полностью заполнен). Ушли, вернулись, интерес у ребенка угас, песенке она похлопала и опять попросилась выйти, возвращаться второй раз и греметь опять стульями было неловко. В общем, первый блин комом, — завершает свой рассказ мама маленькой театралки.
Значит ли это, что театр современные дети, люди ближайшего будущего, не могут воспринимать в силу своего интерактивного (с пеленок!) окружения? А может, он и не нужен в мире, где книжки поют, игрушечные собачки по команде идут к ноге, и это не говоря уже о 3D-кинотеатрах прямо у себя дома и прочих мультимедийных штучках? А может, он и взрослым, кроме кучки ретрочудаков, не нужен? По крайней мере, в таком почти что архаичном виде?
Психолог Людмила Бекова дает свой парадоксальный ответ на этот вопрос:
- Кому-то, и очень многим, да, и вправду не нужен. Театральный спектакль действительно для них выглядит блекло на фоне современных визуальных технологий. Не возбуждаются эмоциональные рецепторы, привычные к более острым ощущениям. Актеры — всего лишь люди, и у них нет суперспособностей кино- и мультяшных героев. Здесь нет ни того звука, ни того цвета, ни той скорости. Здесь всего лишь люди. Актеры маленького провинциального театра. А с другой стороны — здесь люди! Они живые, у них может сорваться голос, они могут споткнуться — в шутку или нет, во время своего какого-то пассажа подмигнуть мальчику Ване, или поймать взгляд девочки Насти. И уметь видеть лису и зайца — настоящих, там, где дядя и тетя в костюмах — это прерогатива лишь развитой во всех отношениях личности. Будь то взрослый или ребенок – неважно. Ребенку, кстати, проще простого поверить в выдумку, включить его величество Воображение. Надо только дать ему такую возможность, привести его в театр, и не раз. Прийти с ним, смотреть и сопереживать. Вместо тонны мультиков и компьютерных игр, которые не развивают, а убивают всякое воображение.
Чего же ждет от современного театра взрослый зритель? Каким он должен быть, чтобы стать ему действительно интересным?
Игорь Пащенко, писатель, автор книги «Были и небыли Таганрога», актер театра-клуба САД (содружество актеров Дона), попытался ответить на этот вопрос корреспондента РП:
- Любой театр всегда подстерегает две крайности — излишняя консервативность и чрезмерный авангардизм. Как достойно пройти между ними? Я думаю, в Таганроге есть свой особый путь — классическая театральная школа, вынесенная на подмостки самого города. Проживание исторического материала в интерьерах зданий, площадей, моря, — всего, что составляет особую ауру Таганрога. А как конкретно это будет выражаться, дело второстепенное — главное стараться донести зрителю не внешнюю оболочку, о содержание, пропущенное через сердце и только через сердце актера, будь то классическая пьеса или современные зарисовки.
Нынешний директор таганрогского театра, по совместительству его ведущий актер заслуженный артист РФ Сергей Герт считает именно сохранение исконно русских театральных традиций заслугой современного провинциального театра. На пресс-конференции, посвященной очередному театральному фестивалю «На родине А. П. Чехова», который пройдет в Таганроге в сентябре, Сергей Давидович рассуждает о роли театра в современной жизни, сравнивая, условно говоря, столичные подмостки и театры средних и малых городов России.
- Когда в театре главный упор делается на всевозможные спецэффекты — это неправильно, — считает Герт. — Мы не можем соперничать с киношными спецэффектами — проиграем. Когда театр делает упор на эпатаже — это тоже неправильно. Когда со спектакля надо просто-напросто выводить тех, кому нет 18 лет, когда мат, обнаженная натура и т.п., — говорит Герт. — Я считаю Таганрог прежде всего родиной Чехова, великого драматурга, театральным городом, а свой театр — настоящим русским традиционным психологическим театром. В нем главное — душа. И не что иное.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости