Новости – Люди












Люди
«Женщина одна ребенка протянула»

Фото: Лариса Бахмацкая
Корреспондент «Русской планеты» встретила олимпийский огонь в Ставрополе и поговорила с факелоносцами
24 января, 2014 16:28
9 мин
«Любо, любо огонь!»
С утра центр Ставрополя было не узнать из-за отсутствия транспорта и непривычного для Юга снегопада. На проезжей части возле натянутых красных лент через каждые 10 метров стояли сотрудники полиции. Ближе к железнодорожному вокзалу, на который утром пришел поезд с олимпийским огнем, встречались группы казаков. Конные всадники в парадной синей форме стояли возле здания цирка. К зданию вокзала по пустынным улицам шли небольшие группы молодежи из близлежащих школ и учебных заведений. Некоторые ребята держали флаги России и Ставропольского края, другие — красные флажки с символикой «Кока-колы». Привокзальная площадь была заполнена, людей развлекали местные народные ансамбли.

Глава города Андрей Джатдоев и зампред правительства Ирина Кувалдина, курирующая проведение эстафеты, стояли на перроне. Стоявший поезд символически проехал несколько метров, сигнализируя таким образом начало действа, организаторы начали сгонять присутствующих в одну кучу, покрикивая: «Быстро, а то сорвем бейдж с аккредитацией». Казачий хор дружно запел песню, которая больше чем наполовину состояла из слов «Ура, ура, Ставрополь, ура!».
После традиционных хлеба-соли на импровизированной сцене зажгли первый факел, который держал ставропольский олимпиец, чемпион и рекордсмен мира и Европы по тяжелой атлетике Андрей Чемеркин. Он побежал под непривычные для спортивных мероприятий крики «Любо, любо огонь». После 150 метров дистанции Чемеркин рассказал «Русской планете», что специально сидел на диете.
– Волнения до последнего момента не было, но я переживал, что на меня костюм, как обычно, не налезет. Такое часто бывало. Но так как я последнее время сел на диету и подсушился, он мне оказался впору. И когда он налез, я обрадовался, понял, что это судьба, что побегу. Когда я начал эстафету, внутри было ощущение, что на последнем подходе к штанге надо выиграть последний килограмм, и мандраж был, это прекрасное ощущение. Но быстро пробежал, а хотелось еще продлить. Скоренько все. Многие не попали, правда, из знакомых спортсменов в число факелоносцев. Это обидно очень, я буду откровенен, я не знаю для чего, но я на всякий случай даже прививку от брюшного тифа сделал, где-то про такое условие прочел. Боялся, что без прививки не пустят на эстафету.
– Андрей Иванович, существует ли особая диета «от Чемеркина»?
– Это просто зашивание рта. Меньше кушать и больше двигаться, и нормально все будет.
Мастер спорта СССР международного класса, четырехкратная чемпионка Советского Союза и двухкратная чемпионка всемирной Универсиады 1985 года, бронзовый призер Игр доброй воли 1990 года в Сиэтле бегунья Надежда Лобойко, возглавляющая краевую детскую легкоатлетическую школу спортивного резерва, стояла за ограждениями и смотрела на эстафету с легкой грустью. Как оказалось, она должна была бежать, но из-за сокращения длины маршрута ее кандидатуру организаторы вычеркнули.
– Я заполнила необходимые бумаги, анкету, мне перезвонили и сказали, что все хорошо, мне будет присвоен номер. Но потом, говорят, длину эстафеты в Ставрополе решили сократить, и поэтому предложи пробежать в городе Урюпинске, а я даже не знаю, где такой находится. Они уточняют: тогда вы отказываетесь бежать? Я им говорю, что отказываюсь бежать в Урюпинске, хочу в Ставрополе. На этом наш разговор закончился, и я решила, что все-таки буду участвовать, тем более я деньги заплатила за факел, 12 тысяч 800 рублей, чтобы потом его к нам в школьный музей забрать, заочно выкупила. На прошлой неделе звоню организаторам, они говорят, подождите, проверим. Проверили списки, и говорят, что я отказалась. Но я ведь отказалась бежать в Урюпинске! Вот, все равно пришла.
Надежда Лобойко оказалась одной из ста человек, которые в последний момент не попали в основной список. Спортивному журналисту Сергею Визе предложили пробежать в Саранске, но он отказался. «Мне было бы приятнее сделать это в своем родном городе», — заявил он. Чемеркин, услышав это, одобрил решение журналиста, добавив, что в другом городе бы не побежал:
– Я бы отказался, никуда не уехал со Ставрополья, живу здесь уже 42 года и приятнее бежать здесь, по родной земле. Но с другой стороны, я бы отнесся нормально, если бы мне три дня назад сказали, что не побегу. Трагедии, в принципе, никакой нет.
Действующий чемпион Европы 2012 и 2013 годов Давид Беджанян, отдав факел дальше, оказался атакован поклонниками. «Я бежал, а они меня хватали за одежду, кричали: давайте сфотографируемся». Женщина одна ребенка протянула: «Возьми его на руки».

Краевой министр спорта, олимпиец Игорь Лавров сравнил эстафету Олимпийского огня с лотереей:
– Все списки факелоносцев утверждались оргкомитетом «Сочи-2014», и не каждый обязан знать, кто такой Лавров. Мы выросли здесь, мы живем здесь, и хотелось бы, чтобы наши друзья, тренеры, коллеги видели нас и радовались нашим успехам. Могу прекрасно понять расстройство тех, кто не участвует, я переживаю за них. Но это лотерея.
Президент олимпийского совета Ставропольского края, депутат краевой думы Елена Бондаренко заявила «Русской планете», что последнюю неделю очень волновалась, и не могла понять, что происходит со списками.
– Минспорт еще в мае объяснял, что каждый желающий должен был на сайте оргкомитета подать большую заявку, — говорит Бондаренко. — И не все ее правильно заполнили. По какому принципу оргкомитет выбирал этих людей — нам не известно. Второе — дистанция в Ставрополе должна была быть 36 километров. Но в связи с мерами безопасности дистанцию буквально в последний момент сократили до 14 км. Должны были факелы нести 193 человека, а оказалось — 93 человека. Ничего смертельного, что некоторым звонили и предлагали нести факел в другом городе, чтобы людей не обижать.
На параллельном маршруту эстафеты проспекте Октябрьской революции состоялось важное для филателистов событие — в здании главпочтамта происходило спецгашение почтовых марок с символикой эстафеты олимпийского огня XXII Олимпийских зимних игр в Сочи. С 10 утра нарядные работники почты штамповали тысячи конвертов, блоков марок, открыток с символикой Олимпиады и даже 100-рублевые олимпийские купюры.
– Люди постоянно идут, многие покупают сразу пачку конвертов или открыток, чтобы сохранить память об этом дне. Одна женщина купила тысячу конвертов. Для Ставрополя спецгашение — редкость, последнее проводилось в 1977 году, в день 200-летия краевого центра, — с гордостью рассказали корреспонденту «Русской планеты» на почте.
Кульминация спортивного праздника состоялась на площади Ленина, где врио губернатора региона Владимир Владимиров и финальный факелоносец, чемпион Олимпиады 2000 года Игорь Лавров зажгли городскую чашу олимпийского огня. «Думаю, та энергия, которую Ставрополь отдал Олимпийскому огню, поможет российским олимпийцам победить! — сказал Владимиров. Приветствуя жителей и гостей края с праздничной сцены, руководитель региона отметил, что факел с Олимпийским огнем по улицам краевой столицы пронесли призеры и участники Олимпийских игр прошлых лет, заслуженные тренеры, мастера спорта, общественные деятели, ставропольцы, которым близки идеалы олимпийского движения. Он также подчеркнул, что в их числе — ветеран Великой Отечественной войны Николай Дмитриевич Селютин.
В пресс-службе минспорта региона «Русской планете» сообщили, что факелы на память выкупили все участники эстафеты. Ни одного не осталось. Правда, перед этим из них вытащили газовые баллончики.
После эстафеты некоторые факелоносцы говорили, что обязательно поедут в Сочи поболеть за российскую команду. Правда, в этот раз в сборной страны ставропольцев не будет — они сильны в летних видах спорта. Исключением стала фигуристка Елена Бережная, которая после родов руководит детским ледовым театром в Санкт-Петербурге.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости