Новости – Люди












Люди
«В противном случае нас ждет банкротство»

ЧТЗ / Фото: Александр Молчанов
Сотрудники ООО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак» жалуются на задержку зарплаты и просят о помощи президента и врио губернатора
7 августа, 2014 15:06
10 мин
С 1 августа ООО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак» перешел на неполную рабочую неделю. Профсоюз добился, чтобы сокращение рабочего времени ограничилось августом и рассматривает возможность выражения недоверия гендиректору, проведения митингов и забастовок, сообщил «Русской планете» председатель профкома предприятия Олег Косых.
Переход на сокращенный график работы поможет сделать завод экономически более эффективным и, наращивая объемы производства, вернуться к приему персонала со стороны, сказал первый заместитель генерального директора ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Владимир Елистратов, пишет 74.ru.
Переход на неполную рабочую неделю обусловлен традиционным летним спадом спроса на дорожно-строительную технику, сообщила пресс-служба ЧТЗ, пишет Уралпрессинформ. На складах завода имеется достаточный запас машин, чтобы удовлетворить имеющиеся заявки потребителей. Реальное число рабочих дней будет определяться в каждом подразделении и по категориям сотрудников в зависимости от трудоемкости задач и загрузки. Дальнейший график работы профком и администрация будут ежемесячно корректировать в зависимости от реальных потребностей производства и сбыта.
Не все сотрудники знали о сокращении рабочей недели заранее. «Коллективу объявили об этом в конце июля, и все были шокированы», — рассказала корреспонденту РП сотрудница предприятия, которая находится в декретном отпуске, но знает о происходящем на ЧТЗ от мужа, работающего там же. Во избежание возможных неприятностей с руководством она просила называть ее в тексте не настоящим именем, а вымышленным — Ольга.
– Я работаю в цехе электроснабжения, муж — на дизельном производстве. В декрете сижу уже два года. Когда уходила, на заводе все было в порядке: зарплату платили вовремя, все декретные я тоже получила в срок. Да, деньги на ЧТЗ платят небольшие — к примеру, на заводе ЖБШ такие же, как и я, электромонтеры 3 разряда получают 20 тысяч рублей, а я — всего 10. Но туда меня не взяли, так как не было опыта. А на ЧТЗ приняли, к тому же устраивал график и то, что отпускали на сессии в институт с сохранением зарплаты.
– Когда вы почувствовали, что ситуация ухудшилась?
– Первая задержка зарплаты была в январе. Потом, вроде, несколько месяцев давали вовремя. А в мае опять стали задерживать. Дошло до того, что я написала в прокуратуру Тракторозаводского района. Мне пришел ответ, что директора оштрафовали на 50 тысяч рублей — я считаю, что для него это сущие копейки. В ответе было также написано, чтобы я обращалась, если ситуация повторится. Однако на дальнейшие мои обращения ответов уже не было.
По словам Ольги, в коллективном договоре записано, что аванс за предыдущий месяц работники должны получить до 15 числа текущего месяца, а с 27 по 30 числа — остальные 60 %. Однако аванс за апрель им выдали только в конце мая, а расчет уже в июне. Повторилась ситуация и со следующей зарплатой, причем некоторым сотрудникам до сих пор не выплатили расчет за май.
– Потом коллективу на собраниях стали объяснять, что у завода большие долги за электроэнергию и газ, мол, сначала надо их закрыть, а уж потом будут деньги на зарплату, — продолжает Ольга. — Но никаких дат не называют. Вот уже август, а за июнь ни копейки так и не дали. Мы пытаемся прожить втроем на зарплату мужа в 20 тысяч. Я получаю на ребенка с полутора до трех лет, которого не удалось устроить в детский сад, всего 57 рублей 50 копеек в месяц. Но как можно выжить, если даже и эту зарплату задерживают?
– Ваш муж попал под сокращенную рабочую неделю?
– Его подразделение работает по прежнему расписанию. Но ему просто не на что купить билет на транспорт, чтобы добраться до завода, потому что с пересадкой это обходится в 36 рублей в один конец. А ведь надо еще с собой что-то взять поесть! Мастер звонил, ругался, мол, почему ты не на работе? Муж объясняет, что нет денег на проезд, а тот говорит, что его это не волнует. Мастера получают больше, и, видимо, как-то могут растянуть свою зарплату, а мы все в долгах, и снова придется занимать! Конфликтовать и протестовать не охота, а то еще уволят по статье.
– А когда людей предупредили, что завод переходит на сокращенную неделю?
– Муж сказал, что об этом объявили в конце июля. Люди были в шоке — они получат около 9 тысяч, что это за деньги? Обещали, что в конце июля выдадут всем аванс, а до 10 августа дадут расчет за июнь, но по-прежнему ничего не заплатили. Я вообще не знаю, как люди добираются на работу, что едят. И думаю, что в ближайшее время ничего не изменится.
Артем — еще один молодой сотрудник ЧТЗ, который тоже попросил не называть своего имени и придумать псевдоним. Он работает на прессово-сварочном производстве, и, хотя сейчас в отпуске, знает, что в его подразделении трудится лишь процентов 5 коллектива. В середине июля он заболел, а потом пошел в отпуск. Когда в конце июля принес на работу закрытый больничный, увидел, что в цехе темно и тихо, за станками стоят единицы.
– У меня там работает отец, говорит, что ситуация такая же. Никто ничего не знает. Большинство отсутствует, а те, кого попросили выйти, работают, и надеются, что им заплатят. У многих ипотека и кредиты. За июнь деньги наш цех не получил. За май получили с задержкой, но не с такой большой, как сейчас.
– Что говорит начальство?
– Начальники участков сами ничего не знают. Перед сменой рабочих собирают на пятиминутки, где говорят о планах на день, о каких-то производственных нюансах, но про деньги их спрашивать бесполезно.
– Увольняться не думаете?
– Не хотелось бы. Те, кто ушли на другие заводы, жалуются — мол, за те же деньги больший спрос, тотальный контроль. А у нас можно и чай попить, и отлучится на 5 минут, за это не ругают. Поэтому, кстати, и бунтовать никто не хочет — боятся, что испортятся отношение с начальством, и начнутся придирки.
Некоторые подразделения ЧТЗ действительно находятся в простое по вине администрации еще с конца июля, сообщил корреспонденту РП председатель профкома предприятия Олег Косых. По его словам, в данном случае обошлось без нарушения трудового законодательства:
– В простое литейное производство и прессово-сварочное отделение. Вышел приказ, что люди получат за простойные дни две трети от средней заработной платы. По коллективному договору средняя зарплата рассчитывается или с 12 месяцев, или с трех последних. Какая сумма получается больше, ту работник и получит. Мы специально это записали в договор, чтобы защитить сотрудников.
– А что выплатят тем, кто на сокращенной рабочей неделе?
– Администрация завода выходила с предложением сделать один рабочий день в неделю, и чтобы это продолжалось три месяца — август, сентябрь, октябрь. Но профком добился двух дней в неделю и пока на один месяц. Потому что по предложенной администрацией схеме любая зарплата была бы ниже минимального размера оплаты труда по Челябинской области, которая составляет 7630 рублей. И нам удалось договориться с руководством, что зарплата любого работника на данный период не должна быть ниже этой суммы. Это закреплено в приказе гендиректора.
– А есть гарантия, что сокращенный график не продлится на сентябрь и дальше?
– Такой гарантии нет. Что будет дальше, чем будем заниматься осенью, пока не ясно. Объемы упали, деньги за исполняемые заказы уходят на долги по зарплате, закупать комплектующие не на что.
– С чем связана такая ситуация?
– С множеством внутренних проблем и ошибок, самая первая из которых — развал службы сбыта. Если бы это подразделение отрабатывало, как положено, мы бы не упали так низко. Кредитный портфель ЧТЗ переполнен, там более 10 млрд рублей, и те — под гарантии Уралвагонзавода, который и сам в таком же положении. Есть надежда, что дадут кредит под строительство нового производства. В противном случае нас ждет банкротство.
– Какова вероятность такого исхода?
– 50 на 50. Все зависит от деятельности руководства, которое пришло 8 месяцев назад. За три года, как мы вошли в корпорацию УЗВ, у нас сменилось три команды. Млодик, Голыгин, теперь Воропаев. И ситуация только ухудшается. Причем от третьей команды впечатления еще хуже, чем от первых двух. Таких задержек зарплаты не было никогда. Внешнеторговую службу, которая приносила 150 млн от продажи техники, развалили. Потеряны связи с крупными потребителями, все традиции отношений с дилерами. Всему виной непрофессионализм команды: берут своих людей, которые порой не имеют ни профильного образования, ни образования вообще.
– Олег Максимович, осенью прошлого года ЧТЗ уведомило службу занятости о массовом сокращении сотрудников. Сколько человек потеряли работу?
– Действительно, сокращения прошли в конце 2013 — начале 2014 года. Во-первых, сократили 950 вакансий. Плюс 1 тыс. 100 сотрудников. Но из них около 700 были уволены по соглашению сторон. А формально под сокращение попали около 400.
– Каковы намерения профсоюза в связи с задержкой зарплаты на заводе?
– Если долги не закроют в течение 3 дней, 19 августа мы устраиваем конференцию трудового коллектива, где выражаем недоверие гендиректору. Потом выходим на митинги, забастовки и так далее — чтобы привлечь внимание общественности и власти. Ведь, в конце концов, 16 % акций завода принадлежат области, остальные — УВЗ. Мы уже обращались в инстанции, но пока получили отписки от и.о. губернатора, гендиректора УЗВ, администрации президента: мол, ребята, ситуация сложная, но действует антикризисная программа, все под контролем «Уралвагонзавода». На деле же повторяется история многих предприятий, приобретенных УВЗ, везде одна и та же картина: не занимаются ни производством, ни модернизацией, ни поиском новых потребителей. Все спускается на тормоза. В результате предприятия терпят одни убытки. У ЧТЗ то же самое: убытки при Млодике — сотни миллионов, при Галыгине — 3 млрд. Мы не понимаем, откуда они. Встретимся с первым заместителем гендиректора УВЗ Бодяевым, будем задавать вопросы на эту тему.
Актив трудового коллектива направил врио губернатора Челябинской области Борису Дубровскому просьбу о встрече. В случае отказа или отсутствия ответа, профком намерен устроить пикет под окнами областной администрации, сообщил «Русской планете» Олег Косых.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости