Новости – Люди












Люди
Неимущие отпускают рычаги

Фото: presidentrb.ru
Сможет ли Рустэм Хамитов во время второго президентского срока по-настоящему завершить эру Муртазы Рахимова
15 сентября, 2014 11:14
6 мин
Еще до дня голосования было ясно, кто победит на выборах главы Башкирии. Трудно было угадать лишь такую фантастическую (по сравнению с другими региональными выборами) явку и, быть может, такой высокий процент проголосовавших за главного кандидата. Но даже такие впечатляющие показатели, не отменяют вопроса: что Рустэм Хамитов будет делать еще один срок на посту руководителя Башкортостана? Как будет вести себя региональная оппозиция? И сможет ли всенародно избранный башкирский начальник противостоять клану предыдущего президента республики Муртазы Рахимова?
На протяжении последних четырех лет, в течение которых Хамитов занимал пост главы Башкирии, ее прежний президент Муртаза Рахимов пытался сохранить влияние. СМИ, которые по данным «Русской планеты», финансируются благотворительным фондом «Урал» (его возглавляет Муртаза Рахимов) критиковали Хамитова по любому поводу. Сам Рахимов неоднократно публично подвергал критике деятельность своего приемника. Однако, после того, как с выборов был снят Раиль Сарбаев, нападки на Хамитова прекратились. Одновременно с этим оппозиция из старой элиты начала нести и информационные потери: сын бывшего главы региона Урал Рахимова стал фигурантом уголовного дела об отмывании денежных средств при продаже БашТЭКа. Все это дает основание политологам говорить о возможном окончании конфликта элит в регионе. Вопрос только в том, кто выйдет из него победителем. Уйдет ли старая элита с политической арены окончательно, уступив место Хамитову? Или отступит на время, сосредоточившись на подготовке нового кандидата?
Старая элита может взять реванш
По мнению декана гуманитарного факультета УГНТУ Эдуарда Гареева, старая элита «должна взять реванш, ведь у Рахимова и его политики огромное множества идейных сторонников в регионе».
– После выборов тенденция к затиханию конфликта продолжится, — считает политолог. — А у самого Хамитова прибавится уверенности, так как после выборов он обретает полную легитимность. Как говорится, собака лает, караван идет: он к оппозиции начнет относиться более снисходительно. А если еще и саммиты ШОС и БРИКС будут проведены успешно, то для оппозиции это будет своеобразным сигналом к конструктивной работе без конфликтов. В этой ситуации уйдут и оттенки межличностных отношений Хамитова и Рахимова.
Возможности для рахимовской команды появляются в связи с тем, что, по мнению некоторых политологов, Хамитов — слабый лидер.
– Если четыре года назад были некие новые надежды на ожидание перемен, то сейчас ничего этого нет. Поэтому сегодня, говоря о Хамитове, с одной стороны, мы видим доминирование, с другой — большие проблемы с реальным авторитетом его личности. Рахимов в силу возрастных ограничений сейчас, конечно, работает больше не на себя, а на элитные группы, которые были с ним связаны в годы его правления, что абсолютно закономерно, — отмечает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.
Миф о слабом лидере создан оппозицией
Уфимский политолог Евгений Беляев напротив уверен, что у старой элиты нет политического будущего. По его мнению, даже если кто-то из команды Рахимова и сможет прорваться во власть, «разрыв управленческой и политической традиции между ними и бывшим президентом уже произойдет».
- Эти люди уже не будут людьми команды Рахимова в прямом значении этого слова, — рассуждает политолог. — Рахимов управлял скорее по советской традиции. А кандидаты, которых можно рассматривать как людей из его команды — Хабиров (Радий Хабиров — заместитель главы управления внутренней политики администрации президента России — прим. ред.), Мавлияров (Хамит Мавлияров — первый вице-президент ГК «Олимпстрой» — прим. ред.), даже Сарбаев (Раиль Сарбаев — бывший премьер-министр правительства Башкирии — прим. ред.) так или иначе встроены в постсоветскую либеральную элиту.
Что касается слабых лидерских качеств у Хамитова, то, мнению Беляева, это «миф, возникший с подачи республиканской оппозиции». Как считает политолог, несмотря на демократическую риторику, для Хамитова характерен авторитарный стиль управления, а миф о слабом лидере «возник с подачи республиканской оппозиции». Частые ротации кадров в региональной власти, по его мнению, свидетельствуют о силе руководителя, о том, что он использует механизм сдержек и противовесов, а это исключает возможность манипулирования лидером республики со стороны своей же команды.
- У региональной оппозиции не будет серьезных рычагов осложнить ему жизнь, так как созданная за многие годы система жесткой властной вертикали минимизирует возможности общественного или корпоративного давления на глав исполнительной власти.
«Время губернаторов-тяжеловесов прошло»
Хамитов, полагает политолог Ильдар Габдрафиков, свой человек в политической системе, которая сложилась в стране в последние годы. По его словам, сейчас «время губернаторов-тяжеловесов прошло, а нужны хорошие менеджеры, хозяйственники, исполнители». Именно этими качествами, по его мнению, обладает Хамитов. И поэтому он — удобная кандидатура для федерального центра.
- Рахимов в свое время обладал огромными финансовыми возможностями и политическими полномочиями, а сейчас возможности региональных лидеров очень сужены, — поясняет Габдрафиков. — У Хамитова есть харизма, просто она другая. И если он в свой второй срок сможет выстроить систему управления республикой, успешно привлекать инвестиции, поднять экономику и одновременно идти на уступки, то в глазах федерального центра, он будет смотреться также выгодно, а это дает ему шансы на дальнейший успех.
«В душе он еще президент»
- Материальная база прежней региональной элиты сейчас испытывается на прочность, и в перспективе ее ресурсный потенциал, скорее всего, сузится, — отмечает руководитель Центра региональных исследований Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов. — Вообще это скорее ненормально, чем нормально, когда бывший глава региона, члены его семьи, команды сохраняют какое-то экономическое влияние и проявляют политические амбиции. Как правило, уход означает уход. А если даже прежний лидер сохраняет ресурсный потенциал, ни он, ни его люди не рвутся в политику. И даже если возникают какие-то трения, то это проходит без публичных заявлений, интервью. Все это должно проходить цивилизованно, как, например, в Казани. Я считаю, что здесь причиной являются особенности личности Рахимова: он, по-моему, в душе еще президент. Но влияние упало и будет падать дальше. А поскольку природа не терпит пустоты, в регионе будет наращивать влияние Хамитов и команда, которую он вокруг себя сформировал.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости