Новости – Титульная страница












Титульная страница
Особые дети Братска

В коррекционной школе детей с синдромом Дауна считают не больными, а особенными. Фото: Татьяна Бакулина
В этом году школа для учеников с задержкой развития приняла почти две сотни детей
26 сентября, 2013 11:24
3 мин
С начала нынешнего учебного года в Братске появилось 12 новых классов для детей с умеренной умственной отсталостью. В них обучаются ребята с синдромом Дауна. Еще в позапрошлом году возможности учиться в Братске для них не было.
В 2011 в Братске появился первый и единственный класс для детей с синдромом Дауна. В 2012-м — еще один, на базе коррекционной школы № 33, и два в доме-интернате для детей с умственной отсталостью, который находится в Правобережном округе. В этом году добавилось два класса в школе и еще 10 классов в интернате. Всего 167 детей, которые считались необучаемыми, сели за парты.
Чтобы обучать таких детей, нужна лицензия, аккредитация и прежде всего условия. Директор коррекционной школы-интерната Александр Иванов рассказал, что пока он готовил документы на лицензию, родители принялись оборудовать классы. Самый первый, который открылся два года назад, практически полностью создан руками мам и пап первых учеников.
– Дети с умеренной умственной отсталостью в большинстве своем из состоятельных семей с хорошим достатком. Они могли нанять репетиров. Но ведь тогда ребенок был бы совсем изолирован от общества, — говорит Александр Иванов. — Гораздо лучше, когда ребята находятся в социуме, в классе со своими ровесниками. Такие дети живут очень дружно, тянутся друг к другу, и в процессе общения у них и навыки развиваются быстрее.
Корреспондент «Русской планеты» побывал на уроке в таком необычном классе для особенных учеников. В нем всего от пяти до восьми человек. Это достаточное количество, чтобы каждый ребенок мог получать персональное внимание от учителя. Такие дети зачастую на начальном этапе не могут даже себя обслуживать, поэтому круглосуточно находятся под присмотром взрослых.
Первую половину дня с ними занимается дефектолог, проводит обучающие занятия. Затем до 18 часов с детьми работает воспитатель: водит своих подопечных на прогулки, занимается внеурочной работой, различной творческой деятельностью, ездит с ними на школьном автобусе в бассейн в СК «Олимпия».
Как рассказала учитель-дефектолог Галина Склярова, у особенных детей во внеурочной программе множество различных мероприятий. Регулярно для них проводят экскурсии и выставки, творческие конкурсы.
–Для каждого праздника мы с ребятишками готовим поздравительную стенгазету, — говорит Склярова. — Мы рисуем контуры, а детки раскрашивают. Даже для того чтобы просто раскрасить, тоже нужны способности, умение подбирать цвета, соблюдать контур.
После 18:00 и до самого утра за детьми следит младший воспитатель. Ночуют дети здесь же. Помещение для особенных детей разделено на несколько отсеков: класс для занятий, игровой зал, кабинет для лечебной физкультуры, спальня.
В игровой комнате множество игрушек. Там проходят перемены, которые бывают такими же продолжительными, как и сами уроки. В кабинете физкультуры установлены специальные тренажеры для развития опорно-двигательного аппарата и физических занятий. В основном оборудование приобретали на средства родителей и спонсоров.
В спальне идеальный порядок: особенных детей учат не только и не столько школьным предметам, сколько простым жизненным умениям. Ухаживать за собой, соблюдать чистоту — важная часть воспитательного процесса. На специальном информационном стенде даже обозначены дежурства: воспитанники по очереди протирают пыль с тумбочек. Детям с умеренной умственной отсталостью необходимо привить основные бытовые навыки, чтобы во взрослой жизни они могли хоть немного ориентироваться.
В учебном кабинете — всего 4 парты. В классе из восьми человек самому младшему 9 лет, старшей девочке уже 16, но уровень развития у них примерно одинаковый. Занятия проходят по 20 минут.
Как рассказала учитель-дефектолог Галина Склярова, учебная программа у детей на дошкольном уровне. Учителя занимаются с особенными детьми по специальной программе. Ее разработали дефектологи в Иркутском институте повышения квалификации. Воспитанники изучают счет, письмо и чтение, хозяйственно-бытовой труд. Особое внимание здесь уделяют развитию речи. С каждым ребенком занимается логопед, поскольку практически у всех задержка речевого развития.
– Самое главное, чему мы должны научить ребенка — это говорить и писать, — рассказывает учитель-дефектолог Оксана Кондратьева. — Когда они к нам приходят, не все умеют разговаривать. Например, у нас есть мальчик, который может говорить только в специально созданной для него ситуации. И мы его понимаем, потому что проводим с ним много времени и уже приспособились, а посторонний человек его не поймет. Для ребенка с синдромом Дауна умение общаться, говорить внятно считается хорошим речевым уровнем. В зависимости от диагноза кто-то умеет лучше говорить, кто-то хуже. Во втором классе детки уже поразговорчивее. Но все равно они все косноязычные.
По проектной документации, школа-интернат может обучать только 200 детей. Для большего количества учеников просто нет помещений. Однако в обучении нуждаются более трехсот ребятишек с диагнозом синдром Дауна. Поэтому педагоги 33-й школы преподают в помещениях дома-интерната для умственно-отсталых.
Как рассказал Александр Иванов, уже сейчас есть запись будущих учеников на 2014-2015 учебный год. Для одного-двух человек новый класс открыть нет возможности, но если их будет 5 и более, то, возможно, образовательное учреждение займется обустройством еще одного класса.
Кроме того, директор школы считает, что родителей, связанных общими проблемами, тоже нужно объединить. В перспективе на базе 33-й школы появится Центр психологической помощи для мам и пап особенных детей.
– Есть в планах организовать центр помощи для родителей детей-инвалидов. В Иркутске такой центр существует. Нам нужно изучить опыт областного центра и воплотить его у нас. В нашей школе и так предоставляются услуги психологов. Но когда появится центр, то там смогут консультироваться не только родители наших учеников, но и вообще все взрослые, у которых дети имеют девиантное поведение.
В прошлом веке США и некоторые другие страны проводили принудительную стерилизацию лиц с синдромом Дауна, чтобы не допустить появления у них потомства. В нацистской Германии они подлежали умерщвлению. Научные достижения и протесты со стороны общества привели к отменам таких программ в течение десятилетия после окончания Второй Мировой войны. Однако до сих пор современное общество к умственно отсталым детям зачастую относится с некоторой долей брезгливости. По мнению многих, проще поставить на их будущем крест, чем пытаться помочь адаптироваться в этом мире.
До момента, когда в коррекционной школе открылись классы для детей с задержкой развития, вся тяжесть их воспитания ложилась на плечи родителей, которые оставались со своей бедой один на один. Благодаря неравнодушным людям, таким, как директор коррекционной школы, силами которого открываются эти классы, дети с синдромом Дауна получили шанс жить и расти в социуме, где к ним относятся не как к больным, а как к особенным.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости