Новости – Титульная страница
Титульная страница
Брендовая идея
фото © Валерий Мельников
В Таганроге разрабатывают марку «Сделано в Таганроге»
7 июня, 2013 13:42
4 мин
Слово «бренд», мода на которое в прошлом году докатилась наконец до Таганрога, прижилось потихоньку и вошло в обиход у представителей местной администрации. Но если с созданием бренда города в целом по примеру Омской области («Медвежья лапа») дело как-то заглохло само собой, то с брендированием того, что в городе производится, — как раз в самом разгаре.
Когда об этом заявил начальник управления экономического развития городской администрации Константин Савенко, горожане задумались. Мы, заявил г-н Савенко, работаем над созданием «единого бренда “Сделано в Таганроге”» (made in Taganrog, если вдруг представить расширение идеи, так сказать, до международного масштаба). Население тут же кинулось лихорадочно вспоминать, что ж такое общеизвестное производится в Таганроге и где это можно купить, кроме Центрального городского рынка.
Отчасти появлению на свет дерзкой идеи обозначить на всех уровнях таганрогских производителей посредством гордого ярлычка способствовало то обстоятельство, что у них, производителей, никак не складываются отношения с федеральными сетями. И даже попытки администрации сесть с тем же «Магнитом» (36 магазинов в городе — самая крупная сеть. — РП.) за стол переговоров, усадив рядом таганрогских производителей — мол, у нас товар, у вас купец, — ничего не изменили. И заголовки в прессе — «Мэрия Таганрога предложила сети “Магнит” пополнить ассортимент местными товарами» — остались только заголовками. По мнению таганрогских предпринимателей, условия, которые предлагаются торговой сетью, таковы, что сотрудничество оказывается просто невыгодным или вовсе невозможным. В их числе называют, например, отсрочку оплаты на срок до 45 дней, а также возврат всей партии товара в последний день истечения срока годности.
В очередной раз обратившись к сетевикам по поводу местных производителей, начальник управления торговли Татьяна Картавенко проинформировала общественность, что «решается вопрос об обращении в антимонопольную службу по поводу определения удельного веса сетевиков в обороте розничной торговли города».
– Ведь таганрожцы хотят видеть на прилавках магазинов местную продукцию, охотно ее приобретают, поэтому мы будем делать все возможное, чтобы решить проблему в пользу потребителей, — сказала она.
И тогда таганрогские власти решили сделать ход конем.
Мы, заявил Константин Савенко (сам, кстати, в недавнем прошлом владелец сети продуктовых магазинов местного значения), сначала «попытаемся поднять интерес наших жителей к местным товарам». Чтобы «наш покупатель, заходя в магазин, искал глазами товар со значком “Сделано в Таганроге”». Когда, по мнению Савенко, тот же покупатель будет заходить в «Магнитым с «Перекрестками» и, не увидев брендированных товаров, — внимание! — конечно же, «начнет спрашивать — а где у вас “Сделано в Таганроге”»? При этом сетевики осознают, что они отказывались от своего счастья самым глупым образом, и, по словам Савенко, «начнут думать — а не брать ли и нам эти товары»?
Поэтому администрация города объявила конкурс на разработку логотипа этого самого единого таганрогского бренда. С небольшим призовым фондом — победитель получит 30 тыс. рублей. Сам же начальник управления экономразвития считает, что «лучшей наградой победителю» будет вовсе не премия, а возможность созерцать разработанный им логотип на полках наших магазинов. На сайте городской администрации задача звучит так: «В бренд “Сделано в Таганроге” должно входить не только качество продуктов, товаров, но и восприятие “качества” самого города Таганрога, его имидж как внутри региона, так и по всей России. Логотипом будет маркирована продукция местных товаропроизводителей. Основная цель — привлечь людей покупать местные товары, причем акцент делать на качество товара и его доступность».
Известный таганрогский ресторатор и предприниматель Сергей Зубченко (раньше занимался производством пельменей и полуфабрикатов, теперь производит кондитерские изделия и торты) весьма скептически отнесся к идее продвижения местных товаров в массы при помощи значка.
– Вся эта лабуда с торговой маркой — от беспомощности в продвижении товаров местных производителей в торговые сети типа пятерочек и магнитов! — заявил он «Русской планете». — Работать с сетями — это заведомая головная боль, прежде всего по возврату денег (45 суток), во-вторых, работать они абы с кем не будут, у них своя мафия, свои производители. А местная власть никак сети работать с нами заставить не может, куда им тягаться с Москвой и Питером.
– Отказ сетей работать с местными и привел к этому бреду с брендом, — довольно категорично отзывается другой предприниматель, попросивший не называть его имя. — Есть много других способов помочь местным производителям. На одном из совещаний бизнесмены предлагали выделить на Центральном рынке места под магазины только для местных производителей. И что? И ничего — все уже забыли об этом. В работе нынешней администрации много популизма. А реальной работы мало.
Покупатель не так часто делает выбор того или иного продукта исходя из географических или патриотических соображений, говорят скептики. Он выбирает исходя из соотношения «цена — качество» плюс личные предпочтения и привычки. И если из двух аналогичных продуктов один будет дешевле и вкуснее, а второй «Сделан в Таганроге», то не факт, что покупатель «клюнет» на значок так же, как порой «клюет» на бросающиеся в глаза наклеечки «акция» или «красная цена». Опять же конкуренты тоже, скорее всего, не станут зевать и налепят без всякого конкурсов и призовых фондов на свои товары свои этикетки. Вы находите этикетку «Сделано в Таганроге», а рядом другая — «Зато у нас дешевле и вкуснее»…
«Зачастую наши люди не знают, что в городе производится», — стоят на своем таганрогские власти. Как выразился тот же начальник управления экономики Константин Савенко, мы (очевидно, администрация) сами иной раз узнаем, что у нас, оказывается, производят то или это…
Способствовать тому, чтобы знали, должен будет некий «каталог местных производителей». Его администрация намерена в скором времени выпустить. Размещать в этом каталоге информацию о себе наши производители смогут бесплатно. И даже при всем при этом, снова вздыхают власти, некоторых приходится уговаривать, что это не администрации надо, а им самим.
– Я довольно давно уехала из родного Таганрога, живу в столице, но считаю в душе себя истинной таганроженкой и всегда с гордостью говорю, откуда я родом. Так что идея создания бренда «Сделано в Таганроге» мне по душе, — говорит Юлиана Донская, член Союза композиторов России, автор песен Пугачевой, Киркорова, Леонтьева, Аллегровой. — Я всегда искренне радуюсь, когда вижу, что люди из самых разных городов и даже стран знают этот город, знаменитые имена, с ним связанные. Первое, что вспоминается мне из «брендов» моего таганрогского детства, — это восхитительное таганрогское мороженое. Мне кажется, что потом больше ничего подобного я не пробовала. Из детства всплывает и еще одна картина: бочки с удивительным квасом местного изготовления. А какое пиво выпускал наш пивзавод? Это ведь именно в Таганроге в свое время было выпущено роскошное темное пиво под маркой «Жириновский». Где это все сегодня? А вот несколько лет назад я увидела на прилавке колбасу в упаковке с символикой Таганрога и, соответственно, изображением Чехова... Идея, возможно, спорная. Но как-то сразу почувствовала вкус родного города.
Когда на пресс-конференции пришло время задавать вопросы, у г-на Савенко спросили, кого бы он сам отметил из местных производителей.
– У нас есть прекрасный таганрогский колбасный завод, — живо откликнулся Савенко. — Это колбасы от Акименко. У них есть сеть из 24 магазинов «1000 и 1 колбаска» — очень хорошая колбаса. Солдатенко тоже делает колбасу замечательного качества. У нас есть 20 пекарен, 4 обувных производства, кондитерские цеха, производство муки… газовые котлы от «Лемакса», автомобили от «ТагАЗа» и, в конце концов, самолеты от ТАНТК им. Бериева и трубы от Тагмета! Тоже ведь «Сделано в Таганроге»!
Наконец, администрация в лице управления экономического развития вознамерилась продвигать и развивать в городе туризм. Тоже ведь «Сделано в Таганроге»… Правда, в большинстве своем сделано давно и не нами и успело обветшать и обмелеть. Но есть Чехов, есть Раневская, есть какое-никакое море и неповторимый колорит грохочущих на побережье дискотек. Туризм и отдых ведь тоже можно попытаться сделать брендом Таганрога. Поэтому с 13 мая по 13 июня проходит еще один конкурс и тоже с небольшим призовым фондом. Называться он будет «Лучший туристический маршрут по Таганрогу». Примерно в те же сроки в Таганроге проходит исследование на тему «Позиционирование города как туристско-рекреационного центра».
В общем, Таганрог имеет твердое намерение познать наконец «сам себя». Не прошло и 310 лет…
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости