Новости – Люди












Люди
«Идет товарняк — трясется весь дом»

Жильцов этого дома недавно расселили
Корреспондент «Русской планеты» изучила жизнь обитателей домов, определенных под снос
5 февраля, 2014 22:22
7 мин
– Проходите, только здесь штукатурка на голову посыпаться может, — приглашает в общую кухню жительница дома № 6 в Северном переулке. Она представилась просто «тетей Светой». — И жарко очень, но окно здесь открывать нельзя — рама вывалится или стекло выпадет.
Снаружи дом кажется декорацией к фильму о войне; попав внутрь, начинаешь опасаться, что пол провалится прямо под ногами, гнилая труба прорвется и ошпарит кипятком. В общем длинном коридоре горит пара тусклых лампочек, свисают электрические провода, на потолке многочисленные ржавые разводы — последствия дождя и таяния снега. Обитатели этого общежития пытаются поддерживать в доме чистоту: мужчина по графику моет пол в коридоре, тетя Света приводит в порядок общую кухню. Оба туалета, женский и мужской, могли бы блестеть, если бы не их общее состояние: плитка давно отвалилась, раковины проржавели насквозь, унитазы почернели и периодически засоряются. Дети заходят в туалет только в сопровождении родителей.
– У нас в каждой комнате потолки протекают, трубы все в «хомутах». Ложимся спать в страхе — как бы чего ночью не произошло, ведь никого не дозовешься! — продолжает экскурсию тетя Света. Жильцы из других комнат «подтягиваются» в общий коридор и приглашают посмотреть их «хоромы» — с одинаковыми потеками на потолке и такими же одинаковыми ржавыми батареями.

– Принято считать, что в таких развалинах живут только опустившиеся маргиналы, — вступает в разговор молодой мужчина. — А вы посмотрите, у нас ни одного пьющего нет! Наши соседи либо работают, либо пенсионеры на заслуженном отдыхе, есть и молодые мамы с маленькими детьми. Вот и напишите, как им в таких условиях малышей растить!
Зато тараканы и крысы, с которыми ведется ежедневная многолетняя борьба, в общежитии чувствуют себя вольготно.
Комнаты по 8-12 «квадратов» можно было бы считать уютными, если бы не общее состояние потолков, коммуникаций и окон. Жилец угловой комнаты — пенсионер Александр Иванович — не в состоянии встретить гостей как подобает, потому что болен.
– Я всю жизнь на тяжелой работе трудился — каменщиком, теперь заболел, а вылечиться не могу, потому что жара, сырость и сквозняки! — жалуется он тихим голосом: говорить трудно.
Соседи рассказали, что осенью и ранней зимой прошлого года во время проливных дождей в его комнату ставили две ванны, потому что тазиками и кастрюлями собрать льющуюся с потолка воду было невозможно. Жаловались в местную управляющую компанию — рабочие кое-как залатали дыры, но сказали, что подниматься на такую крышу попросту опасно для жизни.

В соседней комнате рыжими потеками испорчен потолок и часть стены, оклеенной свежими обоями. Те же жалобы на постоянно прорывающуюся батарею, на которой красуются два «свежих» хомута и несколько старых.
– Менять батареи придется за свой счет, это выйдет недешево. Надо бы это сделать, но мы не знаем, когда дом снесут, — рассказывает хозяин комнаты. — Слесари говорят, что наши трубы тронуть страшно: в одном месте отрежешь — в другом все коммуникации разрушатся!
Но самое страшное, по словам обитателей дома, близость к железной дороге. «Товарный поезд идет — весь дом ходуном ходит! Можете у нас подождать очередной “товарняк”, сами убедитесь», — гостеприимно приглашают они.
По СанПиН из-за близости к железнодорожным путям домов в этом месте вообще быть не должно.
В ответ на вопрос, как пожилые люди спускаются и поднимаются по аварийной лестнице в подъезде, жильцы начинают перечислять случаи, когда кто-то вывихнул ногу, кто-то упал и ударился спиной, а кто-то получил травму головы. Список получился длинный.
Двухэтажное общежитие уже наполовину пустое: кто смог, купил другое жилье или переехал к родственникам. Заслуги застройщика или городской администрации в этом нет.
– В 2009-м году к нам приезжали из горадминистрации, провели собрание и пообещали, что следующий новый год мы встретим в новых квартирах. Уже 2014-й встретили, да все на старом месте! — говорит тетя Света и безнадежно добавляет: «Пишите, пишите, такое все равно не напечатают».
Жители частных домов по улицам Разина, Рытикова, Пугачева, Зои Космодемьянской уже лет 10 готовятся к переезду. Сначала дома обещали снести в 2002-м году, потом в 2008-м, в 2011-м. Первый слух о том, что землю собирается выкупать Елена Батурина, привел обитателей в восторг: «Она ж миллиардерша, вот нам денег отвалит». Но, видно, что-то не заладилось, и супруга Юрия Лужкова передумала вкладывать свои миллиарды в инфраструктуру окраины Рязани. Потом были городские публичные слушания, в ходе которых жителей заверяли: готовьтесь к переселению, заживете в квартирах со всеми удобствами. Последние слушания состоялись в прошлом году, но ничего конкретного после мероприятия так и не произошло.

– Мы живем в постоянном ожидании, а сделать ничего не можем. То ли строить сарай, то ли его через месяц снесут, то ли утеплять туалет, то ли ждать переезда — объясняет ситуацию Елена Петрова, хозяйка деревянного дома по улице имени Степана Разина.
Некоторые жители старых домов в Северном переулке всю жизнь вкладывали деньги в свое жилище: оборудовали теплый туалет, провели водопровод и канализацию, перешли на газовое отопление.
– Комфортный клозет никто оценивать не станет, не доплатят, а денег вложено — уйма, — переживает домовладелец Виталий Ершов.
– Дома, запланированные под снос — наша постоянная головная боль — жалуются в местном ЖЭО. — Постоянно что-то прорывается или замыкают провода, а ремонтировать все это очень опасно. По словам сотрудников ЖЭО, жильцы «хотят слишком много»: чтоб коммуникации в порядке были, но вкладывать в замену труб, к примеру, не видят смысла. К тому же никто из слесарей не рвется лезть на прогнившую крышу или к крысам в подвал.
– А менять электрику вообще не имеет смысла, ведь ее тут же снова зальет, — поясняет электрик Иван.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости