Новости – Люди












Люди
«Иногда просто хотелось выть»

Фото: Дарья Иванова/ ТАСС
«Русская планета» поговорила с отцами-одиночками о трудностях в воспитании детей
4 марта, 2015 11:37
6 мин
В реальной жизни примеров, когда отцы воспитывают детей без матерей, предостаточно. Однако статус отцов-одиночек до сих пор не закреплен юридически, соответственно и помощи от государства им ждать не приходится. Хотя проблем у таких мужчин не меньше, чем у одиноких матерей.
Сколько в Алтайском крае одиноких отцов, точно никто не знает. Такая статистика просто не ведется. По данным Краевого кризисного центра для мужчин, который взял на себя патронаж над неполными отцовскими семьями, только в Барнауле их насчитывается около 500. Причины, по которым отцам приходится брать на себя роль обоих родителей, самые разные.
– Наш центр уже около двадцати лет работает с одинокими отцами. Раньше такие неполные семьи, как правило, образовывались в результате смерти супруги. В последнее время на первый план выходят так называемые социальные причины, когда мамы уходят из семьи, чтобы устроить свою личную жизнь, уезжают в другие города делать карьеру или просто не проявляют интереса к воспитанию детей. К сожалению, все чаще причиной, по которой отец остается один с детьми, становится лишение матерей родительских прав из-за алкогольной или наркотической зависимостей. И если еще десять лет назад такие случаи скорее были исключением, то сегодня их процент неуклонно растет, — комментирует РП заведующая отделением по работе с неполной отцовской семьей Алтайского краевого кризисного центра для мужчин Людмила Эрбас.
По ее словам, мужчины, оказавшись в сложной для себя ситуации, редко обращаются за помощью, боясь показаться слабыми, не контролирующими ситуацию. Как правило, в Кризисный центр они приходят после долгих уговоров родственников и друзей, которые видя депрессивное состояние близкого человека, начинают искать помощь на стороне.
История первая. Владимир
В 2007 году жена Владимира без объяснений собрала чемоданы и уехала в Краснодарский край устраивать свою личную жизнь. На попечении мужчины осталось трое детей — 14-летняя дочка супруги от первого брака и два мальчика шести и семи лет. В течение трех лет Владимир надеялся, что жена все же одумается и вернется к детям, и только в 2010 году подал заявления на лишение ее родительских прав и выплату алиментов. Тогда супруга приехала на Алтай, чтобы забрать детей. Старший сын Максим заявил, что останется жить с отцом. На тот момент мальчику исполнилось 10 лет.
– Что было самым сложным, когда остался один с тремя детьми? Сохранить душевное равновесие, не пасть духом. Что скрывать, иногда просто выть хотелось: от обиды, злости, непонимания, отчаяния. Тогда-то я первый раз в жизни обратился за помощью к психологу. Это мне здорово помогло. Наверное, на тот момент мне просто нужно было выговориться, излить душу, — говорит Владимир.
По словам Владимира, бытовых трудностей их маленький мужской коллектив не испытывает. Пока отец зарабатывает деньги, сын учится в школе и занимается домашними хлопотами.
– Мне никогда не приходится его заставлять что-то сделать. Приезжаю с работы, уроки сделаны, ужин на столе, дома идеальный порядок. Так что парень у меня растет самостоятельный, — хвалится Владимир.
Единственное, что вызывает серьезное беспокойство у Владимира, это то, мальчик проявляет негатив по отношению к женскому полу.
– За эти годы у меня были романы, но ни одну из женщин мой сын не принял. Сейчас я уже даже не пытаюсь найти себе спутницу жизни. Да и приоритеты совсем другие. Нужно сына вырастить, на ноги поставить. Беспокоит другое, как бы такое негативное отношение к женщинам не отразилось на его личной жизни. Хочется, чтобы у Максима в этом плане все сложилось более удачно, чем у меня, — говорит Владимир.
Со своей мамой Максим совсем не общается, она тоже не предпринимает попыток сблизиться с сыном. Владимир признается, что на бывшую супругу уже зла не держит и сейчас спустя годы даже готов признать свои некоторые ошибки.
– В погоне за материальным благополучием я и не заметил, как разваливается наша семья. Вкалывал на двух работах — днем на заводе, ночью в охране подрабатывал. Домой приходил, чтобы поесть да отоспаться. То, что семьи больше нет, понял лишь тогда, когда жена вещи паковала в чемодан. С другой стороны, я убежден, что брак держится на женщине. Если ей семья не нужна, то ничем ее не удержишь, даже детьми, — подводит итог Владимир.
История вторая. Иван
Ивана в кризисный центр привела сестра, заметив, что брат стал немного раздражительным и замкнулся в себе. «Рассказывать особо нечего. Променяла нас мамка на бутылку водки — вот и вся история», — говорит 30-летний мужчина. После развода с женой с ним осталось двое детей — трехлетний Артемка и пятилетняя Даша.
– Они совсем еще маленькие, часто болеют. Поэтому мне постоянно приходилось то отгулы брать, то с работы уходить пораньше или опаздывать. Кому из начальства это понравится? Если сначала руководство пыталось войти в мое положение, то со временем начались упреки, и я принял решение уволиться. Сейчас ночами «таксую», а днем детьми занимаюсь. Кто помогает? Мама и сестра. Они по соседству живут, приходят дома прибраться, вещи постирать, еду приготовить. Без них мне со всеми этими хлопотами не справиться. Больше ни от кого помощи не жду. То мизерное детское пособие, которое полагается государством, бывшая жена получает, ведь она еще не лишена родительских прав, — рассказывает Иван.
По данным опроса, проведенного специалистами Кризисного центра, необходимость в материальной поддержке испытывают 70% мужчин, в новой спутнице жизни — 66%. Каждый пятый (12%) не отказался бы от социально-бытовой помощи, 9% — от медицинской. Более 50% отцов признают, что им сложно установить контакт со своими детьми, что им не хватает элементарных педагогических знаний и навыков. Практически все одинокие отцы нуждаются в квалифицированной психологической помощи, и, конечно, во внимании и заботе.
– Мечтаю ли я найти новую спутницу жизни? Пока я об этом даже и не думаю. Конечно, я бы хотел, чтобы рядом со мной и детьми был заботливый, любящий и надежный человек, но, ошибившись однажды, я боюсь вновь повторить ошибку. Сейчас для меня самое главное — это благополучие моих детей, на долю которых и так выпало немало несчастий. Надеюсь, что я смогу сделать их счастливыми, — говорит Иван.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости