Новости – Титульная страница












Титульная страница
Приручение Будулая

Ученики на уроке чтения в начальной общеобразовательной школе № 6 для цыганских детей в городе Чудово Новгородской области // © РИА Новости, Константин Чалабов.
В Астрахани цыган снова пробуют интегрировать в общество
23 апреля, 2013 12:20
2 мин
В Астрахани задумались о привлечении цыган к участию в культурно-массовых мероприятиях, развитии традиционных ремесел и вообще к вовлечению их в культурную среду. В областном правительстве планируют разработать специальную методичку, в которой представителям этого народа расскажут об образовании, социальной помощи и других достижениях цивилизации.
Региональное правительство озаботилось вопросами интеграции цыган не просто так. Астраханские чиновники выполняют комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыганской этнической общности в РФ на 2012–2014 годы, подписанный вице-премьером Дмитрием Козаком. Этот документ предполагает предоставление цыганским детям возможности обучаться в школах, обеспечение цыганам доступа к медицинскому обслуживанию, трудоустройству и организации бизнеса. Планируется содействие этой народности в создании фермерских хозяйств, легализация самовольного жилья, упрощение процедуры выдачи паспортов. В плане имеется и пункт об организации цыганских СМИ: журнала и телепрограмм, призванных преодолеть стереотипы, существующие в современном российском обществе.
– У цыган богатая национальная культура. Представителей диаспоры необходимо подключать к нашим областным мероприятиям, — заявила Галина Зотеева, курирующая в астраханском правительстве вопросы социальной сферы.
По официальным данным, в Астраханской области сейчас проживают чуть больше 5 тыс. цыган. Но с учетом незарегистрированных представителей этого народа их численность составляет порядка 7 тыс. человек. На территории региона есть несколько мест компактного проживания цыган. Например, это поселок Свободный и поселок Янго-Аул.
Проблемы у астраханских цыган те же, что и везде. Нет документов, невозможно устроиться на работу, жилье нигде не зарегистрировано, претензии со стороны правоохранительных органов и коммунальных служб, детей трудно устроить в школы.
Один из неформальных лидеров цыганской диаспоры, член этноконфессионального совета при губернаторе Астраханской области Григорий Кузменко сказал, что прекрасно знает о негативном отношении к представителям его народа, сформировавшемся в обществе.
Действительно, цыган часто обвиняют в торговле наркотиками, мошенничестве, воровстве. Сюда же добавляются «мистические» страхи. Люди боятся колдовства, подозревают цыган в похищении детей. Исторически представители этого народа живут обособленными общинами, стараясь сохранить свою культуру. А неизвестность порождает слухи и подозрения, хотя мошенники и воры встречаются среди представителей всех национальностей.
По мнению кандидата исторических наук, сотрудника Астраханского объединенного музея-заповедника Андрея Данилова, обособленный образ жизни цыган сформировался под влиянием многовековых гонений. Специалисты насчитали более 200 законов, принятых в разных странах в разное время и направленных на истребление этого народа. Например, в Швеции в 1637 году был издан закон, предписывающий повешение цыган мужского пола. А в Англии в 1577 году казнили восьмерых граждан, среди которых была одна женщина, только по доносу, «что они водят дружбу с цыганами». В результате умелые мастера и талантливые артисты были вынуждены жить нелегально и искать криминальный заработок.
В нашей стране уже несколько раз пытались ассимилировать представителей цыганского народа. В конце 20-х годов советское правительство приняло ряд декретов, предполагающих переход цыган к «оседлой трудовой жизни». Затем в начале 60-х по указанию Никиты Хрущева была предпринята попытка приобщить цыган к оседлости и интегрировать их в общество. В селах для них выстроили дома, стали зачислять цыган в колхозы и совхозы, детей устроили учиться в школы. Но цыгане вскоре разбежались из совхозов и школ. Многие из них решили, что таким образом власти хотят лишить их традиционной культуры, свободного кочевого духа.
И сейчас большинство экспертов скептически оценивают возможность интеграции цыган в общество.
– Дело в том, что у цыган есть список профессий, которыми можно заниматься. Он весьма ограничен. Это либо сфера искусства, либо кустарное ремесло, либо магические услуги, либо коневодство. Среди цыган много талантливых личностей, да и просто хороших мастеров по металлу. Представители этого народа тщательно берегут свои традиции. Ни при каких обстоятельствах они не станут земледельцами, не пойдут работать на заводы. Практика показывает, что психологию целого народа, сформированную веками обособленной жизни, трудно переломить в одночасье, — сказал корреспонденту «Руси» историк-этнограф Андрей Данилов.
Нельзя сказать, что цыганские дети не хотят учиться или не имеют такой возможности, просто их родители считают, что им это не нужно. В цыганской общине важно соблюдение традиций, самым страшным наказанием для них является изгнание из табора. У таких изгоев нет возможности снова вернуться в общину. Поэтому цыгане стараются придерживаться принятых законов и правил. Они жестко интегрированы в свое общество, часто игнорируя то, что является приоритетом для остальных россиян.
Попытки других государств социализировать цыган также постоянно терпят неудачи. Например, в Латвии несколько лет назад пытались сделать то же самое. На эти цели даже потратили 1 млн латов из государственной казны. Но практического результата все действия латвийских властей не имели.
Региональное правительство озаботилось вопросами интеграции цыган не просто так. Астраханские чиновники выполняют комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыганской этнической общности в РФ на 2012–2014 годы, подписанный вице-премьером Дмитрием Козаком. Этот документ предполагает предоставление цыганским детям возможности обучаться в школах, обеспечение цыганам доступа к медицинскому обслуживанию, трудоустройству и организации бизнеса. Планируется содействие этой народности в создании фермерских хозяйств, легализация самовольного жилья, упрощение процедуры выдачи паспортов. В плане имеется и пункт об организации цыганских СМИ: журнала и телепрограмм, призванных преодолеть стереотипы, существующие в современном российском обществе.
– У цыган богатая национальная культура. Представителей диаспоры необходимо подключать к нашим областным мероприятиям, — заявила Галина Зотеева, курирующая в астраханском правительстве вопросы социальной сферы.
По официальным данным, в Астраханской области сейчас проживают чуть больше 5 тыс. цыган. Но с учетом незарегистрированных представителей этого народа их численность составляет порядка 7 тыс. человек. На территории региона есть несколько мест компактного проживания цыган. Например, это поселок Свободный и поселок Янго-Аул.
Проблемы у астраханских цыган те же, что и везде. Нет документов, невозможно устроиться на работу, жилье нигде не зарегистрировано, претензии со стороны правоохранительных органов и коммунальных служб, детей трудно устроить в школы.
Один из неформальных лидеров цыганской диаспоры, член этноконфессионального совета при губернаторе Астраханской области Григорий Кузменко сказал, что прекрасно знает о негативном отношении к представителям его народа, сформировавшемся в обществе.
Действительно, цыган часто обвиняют в торговле наркотиками, мошенничестве, воровстве. Сюда же добавляются «мистические» страхи. Люди боятся колдовства, подозревают цыган в похищении детей. Исторически представители этого народа живут обособленными общинами, стараясь сохранить свою культуру. А неизвестность порождает слухи и подозрения, хотя мошенники и воры встречаются среди представителей всех национальностей.
По мнению кандидата исторических наук, сотрудника Астраханского объединенного музея-заповедника Андрея Данилова, обособленный образ жизни цыган сформировался под влиянием многовековых гонений. Специалисты насчитали более 200 законов, принятых в разных странах в разное время и направленных на истребление этого народа. Например, в Швеции в 1637 году был издан закон, предписывающий повешение цыган мужского пола. А в Англии в 1577 году казнили восьмерых граждан, среди которых была одна женщина, только по доносу, «что они водят дружбу с цыганами». В результате умелые мастера и талантливые артисты были вынуждены жить нелегально и искать криминальный заработок.
В нашей стране уже несколько раз пытались ассимилировать представителей цыганского народа. В конце 20-х годов советское правительство приняло ряд декретов, предполагающих переход цыган к «оседлой трудовой жизни». Затем в начале 60-х по указанию Никиты Хрущева была предпринята попытка приобщить цыган к оседлости и интегрировать их в общество. В селах для них выстроили дома, стали зачислять цыган в колхозы и совхозы, детей устроили учиться в школы. Но цыгане вскоре разбежались из совхозов и школ. Многие из них решили, что таким образом власти хотят лишить их традиционной культуры, свободного кочевого духа.
И сейчас большинство экспертов скептически оценивают возможность интеграции цыган в общество.
– Дело в том, что у цыган есть список профессий, которыми можно заниматься. Он весьма ограничен. Это либо сфера искусства, либо кустарное ремесло, либо магические услуги, либо коневодство. Среди цыган много талантливых личностей, да и просто хороших мастеров по металлу. Представители этого народа тщательно берегут свои традиции. Ни при каких обстоятельствах они не станут земледельцами, не пойдут работать на заводы. Практика показывает, что психологию целого народа, сформированную веками обособленной жизни, трудно переломить в одночасье, — сказал корреспонденту «Руси» историк-этнограф Андрей Данилов.
Нельзя сказать, что цыганские дети не хотят учиться или не имеют такой возможности, просто их родители считают, что им это не нужно. В цыганской общине важно соблюдение традиций, самым страшным наказанием для них является изгнание из табора. У таких изгоев нет возможности снова вернуться в общину. Поэтому цыгане стараются придерживаться принятых законов и правил. Они жестко интегрированы в свое общество, часто игнорируя то, что является приоритетом для остальных россиян.
Попытки других государств социализировать цыган также постоянно терпят неудачи. Например, в Латвии несколько лет назад пытались сделать то же самое. На эти цели даже потратили 1 млн латов из государственной казны. Но практического результата все действия латвийских властей не имели.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости