Новости – Люди












Люди
«Население тут не пьет, не лежебоки»

Фото: Валерий Шарифулин, ИТАР-ТАСС
Почему государственный долг республики Северная Осетия никак не отражается на жизни граждан
28 февраля, 2014 19:57
5 мин
увеличился
Республика по своим долгам опережает Карачаево-Черкессию и Чечню почти в 2 раза. Североосетинский долг в 4 раза превышает долг Ингушетии. Уже несколько лет сумма долга превышает бюджет республики. Таких регионов в России всего два — Мордовия и РСО-Алания.
Северная Осетия не одинока в размере государственного долга, считает профессор, завкафедрой финансов СКФУ Петр Акинин.
– В соседнем по СКФО Ставропольском крае дефицит 7 млрд и 24 млрд рублей долг. Поэтому на Ставрополье еще хлеще ситуация. У нас ненормальная система налогообложения: 80% финансовых ресурсов сосредоточено в Москве. Все регионы стоят и ждут с протянутой рукой. А на Северном Кавказе вообще сложилась парадоксальная ситуация, это такие парадоксы современной экономики. Здесь пассионарное население. Это не пьяные Тула, Рязань и Тамбов. Население тут не пьет, не лежебоки. И раньше это считалось жемчужиной планеты, а теперь это депрессивные регионы. Потому что такая экономическая модель. Чтобы поднять Питер, волевым решением перевели туда «Сибнефть», и город получил деньги. Столица Турции не Стамбул, Австралии — не Сидней. Так же и в Бразилии, Швейцарии, Америке и других странах. Мы делаем большую Москву. А у нас газ добывают на Ямале, а штаб-квартира у них в Москве, и деньги, соответственно, там же. Во всех республиках есть интересные вещи. Ставропольский край, который должен был стать каркасным регионом, больше всего просел. Осетия — очень сложный регион, маленький пятачок. Они форпост, на них давление и Южной Осетии, и Чечни. Там много воинских частей. Однозначно я бы не сказал, что это критическая ситуация.
Журналист Максим Шевченко, который уже много лет занимается вопросами Кавказа, не видит в ситуации с госдолгом никакой трагедии.
– Есть два вида госдолга, в том числе — по кредитам на развитие, — говорит он. — Белгородская область должна кредиторам достаточно большую сумму, порядка 20 с лишним млрд рублей, но никто не сомневается, что Белгородская область с ее промышленным потенциалом сможет этот кредит вернуть. Главная проблема СКФО в том, что там нет системной организации бизнеса. Там есть группы элит, которые сменяют друг друга у власти и которые в основном рассчитываются с государством налогами, собираемыми с населения. В республиках бюджет — источник собственного обогащения и беспроцентный кредит, который им выдает государство. Это практически повсеместно, во многих регионах Северного Кавказа. И это, конечно, не создает климат нормального кредитования, который есть в цивилизованной среде. Более того, мы видим, что в некоторых республиках при смене руководства начинается давление на бизнесменов, которые туда пришли с инвестициями, купили землю, вложились, но дружили с предыдущим руководителем республики. Коррупция превышает все мыслимые пределы, и Ставрополье не отстает в этом. Я считаю, что госдолг должен собираться не с людей, а с правящей элиты региона Северного Кавказа. Личными миллиардами они должны расплачиваться, а люди государству ничего не должны, там живут, выбиваясь из сил и пытаясь свести концы с концами.
Государственные долги — понятие относительное, считает эксперт по Северному Кавказу Станислав Звонок.
– На самом деле есть неверно распределенные доходы между федеральным центром и регионами, между регионами и муниципалитетами. Все эти госдолги относительны. Крупнейшие предприятия региона и банки выведены из регионального налогообложения в Москву и учитываются по Москве. Тому немногочисленному населению, которое живет на Кавказе, вполне хватило бы налогов предприятий и акцизов, которые работают в этих регионах, загрязняют здесь экологию, используют местное сырье, а доходы перечисляют в столичный бюджет. Только на одних телефонных переговорах между родителями и детьми в северокавказских республиках крупнейшие сотовые операторы России зарабатывают миллионы долларов, но в республиканские бюджеты не платят ни копейки.
– Бюджет Северной Осетии социально ориентирован, — пояснил «Русской планете» Тенгиз Тиникашвили, доктор экономических наук. — Большая часть его расходов носит социальный характер: 31% — это расходы на образование, 16% — на здравоохранение и 13% — на социальную политику. В республике выплачивается 23 вида пособий и компенсаций ветеранам и инвалидам, семьям с детьми. На эти цели ежемесячно направляется 110 млн рублей. Более 200 тысяч жителей Северной Осетии, почти треть населения республики, в той или иной форме получают социальную поддержку. Все эти обязательства Северная Осетия перед своими жителями выполняет в полном объеме. Такие понятия, как госдолг, долговая нагрузка скорее интересуют экономистов и аналитиков. Это характеристики финансовых процессов, которые никак не сказываются и не могут влиять на социальное самочувствие населения.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости