Новости – Титульная страница












Титульная страница
Медвежья хватка слабеет

Фото: РИА Новости, Александр Кряжев
Корреспондент РП окинул взглядом политическое поле Брянской области
18 сентября, 2013 13:26
5 мин
На выборах, состоявшихся 8 сентября в ряде муниципальных образований Брянской области, неожиданностей не произошло. Победила, конечно же, «Единая Россия», набравшая от 55% голосов в Брянском районе до 89% в Стародубском. В итоге «партия власти» получила в Стародубском районном совете все 10 депутатских мандатов, в Брянском — 20 из 26. А в городе Фокино лишь одно из 15 мест в представительном органе досталось коммунистам. Остальные заняла ЕР.
Эти выборы были своеобразной разминкой. В прошлом году на Брянщине избирали губернатора. А через год ожидается борьба за кресла в Облдуме и в Совете народных депутатов областного центра. В связи с этим мы решили проследить, как менялся в Брянске «политический ландшафт» за последние годы.
Безусловно, доминирующей силой в области является «Единая Россия». Брянский политолог, кандидат философских наук и депутат Облдумы прошлого созыва Владимир Горбачев считает ЕР «очень специфическим продуктом». По мнению Горбачева, это даже и не совсем партия, а скорее, «корпоративная структура», инструмент отстаивания интересов бюрократии. Реальное влияние единороссов как во всей стране, так и в регионе прямо пропорционально ресурсам законодательной и, прежде всего, исполнительной власти.
– Если страна, область на подъеме — то и ЕР на подъеме, — говорит Горбачев.
Сегодня особого подъема в регионе не ощущается. Именно поэтому «медвежьи позиции» в Брянской области не выглядят столь уж незыблемыми. На парламентских выборах в декабре 2011 года партия власти при всех известных применениях административного ресурса набрала по области чуть больше 50%. Несколько лучший результат Николая Денина на губернаторских выборах в октябре 2012-го объясняется тем, что противостоял ему лишь кандидат от КПРФ, а за коммунистов далеко не все готовы голосовать. Как отметил Дмитрий Махотин, новый лидер регионального отделения «Яблока», одна из излюбленных технологий ЕР — снижение явки избирателей. Махотин предположил, что если бы на прошедших в начале сентября муниципальных выборах «явка составила, скажем, 80%, ЕР собрала бы не больше 15–18%».
Почти все наблюдатели обращают внимание на усиление в Брянской области так называемого Общероссийского Народного Фронта. Предполагают, что ОНФ может стать новым, после «Единой России», брендом существующей власти. Владимир Горбачев назвал ОНФ своеобразным «парашютом», запасным вариантом чиновного сословия — на случай серьезных проблем или даже краха проекта «Единая Россия». Будет ли «смена вывески» сопровождаться реальным изменением персонального состава областной политической элиты? Большинство опрошенных на этот вопрос ответили отрицательно. Хотя источник в аппарате Брянской областной думы высказал предположение, что на региональных выборах 2014 года список кандидатов от ОНФ значительно будет отличаться от списка ЕР пятилетней давности. А значит, заметно поменяется и состав депутатского корпуса.
Потеря власти в регионе в 2004 году в чем-то стала даже благом для коммунистов. Во-первых, они перестали разделять ответственность за социально-экономическую ситуацию — она в области продолжает оставаться весьма сложной. Во-вторых, в рядах регионального отделения остались сплоченные единомышленники. КПРФ — по-прежнему ведущая оппозиционная политическая сила Брянщины. У нее вторая по численности фракция в областном парламенте (8 депутатов). На выборах в Госдуму в декабре 2011 список компартии получил по области чуть меньше четверти голосов (23,3%). Еще больше — около 30% — через год собрал на губернаторских выборах кандидат от КПРФ Вадим Потомский. Правда, надо учесть, что кандидат от «Справедливой России» был отстранен, а кандидат от ЛДПР сам устранился от участия в выборах.
Владимир Горбачев отметил, что у КПРФ сохранилась крепкая организация и очень стойкие политические традиции. В этом сила коммунистов, но в этом же и их слабость. КПРФ, считает Горбачев, к этим традициям привязана, потому «лишена пространства для маневра». Павел Иляшенко, член бюро совета регионального отделения «Справедливой России» прямо говорит, что КПРФ, как политическая структура, «постепенно вымирает». В регионе у коммунистов больше нет сколь-нибудь ярких лидеров — для участия в губернаторских выборах пришлось приглашать «человека со стороны», секретаря Ленинградского обкома КПРФ и депутата Госдумы Вадима Потомского. По словам Иляшенко, хотя в нынешнем региональном руководстве КПРФ и есть несколько достаточно молодых людей, они заметных ролей не играют.
Основатели «Справедливой России» на Брянщине были компанией крайне разномастной. Первым региональным руководителем стал Георгий Абушенко, директор одного из местных предприятий, ранее представлявший Партию Жизни. Кроме него, в «высший круг» вошли предприниматель Юрий Петрухин (Партия Пенсионеров), известная эколог и правозащитница Людмила Комогорцева, некогда принадлежавшая к СПС, и Сергей Антошин. Последний являлся телохранителем губернатора Лодкина, затем в его администрации занял пост начальника информационно-аналитического управления, был осужден (как утверждают — с подачи ФСБ) за «разглашение государственной тайны». По отношению к Денину и ЕР все указанные лица по разным причинам были настроены оппозиционно. Но сердечное согласие на таком «ноевом ковчеге» не могло длиться долго. Остроты во внутрипартийные отношения добавило вступление в СР летом 2008 года Партии социальной справедливости Алексея Подберезкина. Сама по себе эта партия не составляла сколь-нибудь реальной силы. Но на Брянщине ее представлял политический тяжеловес Николай Руденок, за которым стояла довольно мощная организация бывших социал-демократов. В конце концов именно Руденок и взял фактически бразды правления. Хотя председателем регионального совета является московский предприниматель с брянскими корнями Вячеслав Рудников, текущими делами руководит непосредственно Руденок и люди из его окружения.
Горбачев заявил, что надежды, которые он связывал со сменой два года назад регионального руководства СР, не совсем оправдались. Хотя на думских выборах 2011 года партийный список получил в области 11,7% голосов (довольно существенный прирост в сравнении с региональными выборами 2009, тогда было 8,1%), результаты выборов, прошедших недавно в некоторых муниципалитетах, разочаровывают. Ни в области, ни в России в целом у «эсеров» нет ярких лидеров. Сергей Курденко, член бюро регионального совета СР и редактор «Брянского обозрения», отметил еще и деятельность вновь возрождаемых партий, из которых когда-то «Справедливая Россия» была составлена. Эти партии вполне могут оттянуть у СР сторонников. Павел Иляшенко не разделяет скепсис в отношении этой партии. Сильный лидер у брянских эсеров есть — это Вячеслав Рудников. На прошлогодних губернаторских выборах власть, по мнению Иляшенко, реально испугалась конкуренции Рудникова, а потому его «притормозили»: избирком забраковал ряд подписей муниципальных депутатов, а суд оставил иск кандидата СР без удовлетворения.
С начала 2000-х региональное отделение партии Жириновского было скорее мертво, чем живо. Все изменилось, когда в качестве депутата от ЛДПР курировать регионы запада РФ стал заместитель лидера партии Алексей Островский. Алексей Владимирович, которому не откажешь в амбициозности и энергичности, решил устроить в области полигон для отработки тактики будущих свершений. В ходе региональных выборов 2009 года он не только наведывался в Брянск, возглавляя в качестве «паровоза» партийный список, но и фактически лично руководил кампанией. Доля отданных за ЛДПР голосов подскочила с жалких 1,5–2% до более чем 10%. Впоследствии Островский опять-таки лично занял пост регионального координатора, причем к своим здешним обязанностям относился достаточно серьезно. Весной 2012-го Алексей Островский стал губернатором соседней Смоленской области. Его преемник на Бряншине Михаил Марченко также не остался без приза. Бывший руководитель молодежной организации ЛДПР сменил Людмилу Нарусову в Совете Федерации, сделавшись представителем областной администрации в верхней палате российского парламента.
Кампания 30-летнего кандидата Михаила Марченко на губернаторских выборах проходила под слоганом «время молодых». Была эта кампания не слишком продолжительной: Марченко свою кандидатуру снял в пользу Денина. Тем не менее, ЛДПР единственная, пожалуй, политическая структура в Брянской области, которая систематически и успешно проводит работу с молодежью. Это отметил, в частности, Сергей Курденко, сам бывший до 2000 года региональным координатором ЛДПР. По мнению Владимира Горбачева, уход Марченко в Совет Федерации (хотя Михаил продолжает формально руководить отделением) брянских либеральных демократов существенно ослабил. Это сказалось и на итогах недавних муниципальных выборов — ЛДПР не удалось провести своих кандидатов в частности, в Брянский районный совет. Многие наблюдатели считают, что партия Жириновского свой ресурс уже исчерпала — и в стране, и в области.
Кроме «большой четверки», представленной в федеральном парламенте, в Брянской области зарегистрировано на сегодняшний день больше тридцати партий.
Из них какое-то влияние и какие-то перспективы имеют, по мнению наблюдателей, всего несколько. Это, например, «Патриоты России»: на юго-западе области, где живет и действует региональный лидер Михаил Терещенко, данная партия представлена в некоторых органах власти. В последнее время активность проявляет «Родина» — эта партия проводит публичные мероприятия и размещает свои материалы в прессе. Перспективы «Яблока», где недавно сменилось региональное руководство, оценивают по-разному. Сам Дмитрий Махотин уверен, что его партия — единственная востребованная истинно демократическая сила в регионе. Надежды на «Яблоко» возлагает и Владимир Горбачев. Но многие наблюдатели полагают, что золотая пора «Яблока» минула, и больше, чем на 2–3% голосов избирателей оно рассчитывать не может.
В то же время Горбачев заметил, что в области уже лет семь нет сколько-нибудь заметного присутствия на правом, либеральном фланге. «Гражданская платформа» (хотя «правой» ее можно назвать с некоторой натяжкой) имеет всего лишь одно районное отделение, в местных выборах участие не принимала. Тогда как лидер «Платформы» Михаил Прохоров на президентских выборах 2012 года собрал по области больше 7% — результат очень неплохой, учитывая репутацию «олигарха» и специфику «красного пояса».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости