Новости – Титульная страница












Титульная страница
Не наше дело
Алексей Навальный в зале суда. Фото: Алексей Вологдин.
Почему жители Кирова равнодушны к судебному процессу по делу «Кировлеса»
17 октября, 2013 11:13
4 мин
– Решения по этому делу принимаются точно не здесь и лично Владимиром Путиным. У меня нет ни малейшего представления о том, что творится в его голове и почему он меняет свои решения, — заявил Алексей Навальный после того, как Кировский областной суд заменил реальный срок на условный.
А в это время горожане абсолютно безучастно проходили мимо придуманного в столице куба Навального (агитационный куб с фотографиями и лозунгами, у которого выступали сторонники оппозиционера перед мэрскими выборами — Примеч. авт.). Создавалось впечатление, что все происходящее — это провальный спектакль столичной антрепризы. Хотя в короткой драме было всё, что нужно: строгий судья, эмоциональные последние речи обвиняемых и даже лирическая сцена прощания подсудимых со своими женами. Ощущение театральности подкрепляло и присутствие в суде известного столичного галериста Марата Гельмана. Корреспондент РП спросил его о том, не напоминает ли окружающее какой-то спектакль или сюжет пьесы. Марат Александрович согласился с такой постановкой вопроса и заметил, что скоро в афишах после объявлений о спектаклях и выставках будут печатать информацию о судебных процессах.
То, что очередной акт драмы Алексея Навального и Петра Офицерова вызовет интерес лишь у пары сотен вятских жителей, можно было предсказать заранее. Затяжной процесс в суде первой инстанции тоже затронул лишь пару десятков политических активистов, да скучающую от отсутствия информационных поводов вятскую прессу.
Люди, далекие от этого круга, тогда в лучшем случае только узнали, что есть такой Алексей Навальный. При этом городские интернет-сайты были завалены комментариями в духе: «Да сдался вам этот Навальный! Что в городе писать больше не о чем? Проблем больше нет?»
Проблемы есть и другие суды есть. Не успел закончиться весенний процесс над Навальным, как вниманию горожан в том же Ленинском райсуде было представлено дело по ДТП у Октября. Мало кому известный местный тусовщик и сын состоятельного папы Эдуард Игнатян обвинялся в том, что по его вине погибли несколько горожан. И этот процесс оказался куда интереснее для горожан, чем дело всероссийского борца с коррупцией Алексея Навального.
Соперничать с делом Игнатяна могли лишь дело Насонова, кировского бизнесмена, сбившего подростка на пешеходном переходе, и дело Фарафонова, подростка, решившего погонять на машине мамы-адвоката, да дело Марины Ногиной, водителя троллейбуса, которую признали виновной в гибели школьницы на пешеходном переходе.
И объединяет эти дела не только и не столько их дорожно-транспортная составляющая. Все они имеют глубокую социальную подоплеку. Нетрезвый Игнатян — сын богатого человека. Илья Фарафонов, который долго бегал от полицейских, из семьи адвоката. Бизнесмен Насонов, пьяным сбивший подростка из не очень благополучной семьи — помощник депутата. Можно подумать, что из этого списка выбивается случай Марины Ногиной, она ведь просто водитель троллейбуса. Но и там молва решила, что реальной виновницей ДТП была чуть ли не вице-губернатор Мария Гайдар, а на Ногину посадили по натянутому обвинению.
Во всех этих делах, которые сопровождались митингами и пикетами, горожане требовали от властей соблюдения справедливости. Все эти сюжеты ясно показывают конфликт — простой человек и элита, тесно связанная с властью. Горожан искренне волнуют сюжеты, в которых такой же, как они, герой противостоит чиновникам и местным богачам.
Но Алексей Навальный — видный борец с коррупцией.
– Дело в том, что жители города Кирова не воспринимают уважаемого Алексея Навального как человека, способного решать их проблемы, — прокомментировал РП известный в Приволжском регионе специалист по общественным отношениям и управлению Леонид Сухотерин. — Он сам не производственник и ничего не говорит о развитии производства ни в России, ни в Кировской области. Жителям Кирова, да и других городов, уже становится очевидно, что юристы и экономисты это груз, который везет современная экономика, а отнюдь не ее двигатель. К тому же авторитет Навального именно в Кировской области является производным от авторитета губернатора Белых. А авторитет этот, как известно, невысок.
В 2009 году, когда Навальный приехал на Вятку, он выступал далеко не в роли борца с режимом. Как заявил корреспонденту РП человек, в то время вхожий в высокие кабинеты, а сейчас пожелавший остаться неназванным, Алексей Навальный был на Вятке членом команды, которая занималась перераспределением ресурсов в пользу новой власти.
Но об этом сейчас помнят единицы. Для большинства населения города Алексей Навальный — человек вне контекста. Его борьба с режимом никак не влияет на жизнь Кирова. Для простых горожан роль борца с коррупцией играет скорее генерал Солодовников, берущий под руководителей директоров рынка.
Нужно сказать, что Навальный хотел влиться в местный контекст. Но этому помешали два обстоятельства. Во-первых, не слишком активные местные сторонники, которые на время отъездов шефа, судя по результатам, не сильно утруждали себя продвижением того же проекта «РосЖКХ» или раскрытием коррупционных схем. Во-вторых, местные власти не собирались сквозь пальцы смотреть за агитацией, развернутой приезжими и местными активистами. Арестованный тираж газеты, обращенной к жителям Кирова, до сих пор не дошел до адресата, как сообщает портал «Город Киров».
Даже выставка «Рисуем суд – 2», привезенная в город Маратом Гельманом, словно по заказу оказалась вне культурного контекста. Она прошла не в галерее или музее, а в пустующем помещении бывшего магазина.
– Эта выставка, безусловно, не имеет к городу Кирову отношения, — прокомментировал корреспонденту РП Марат Гельман, и пояснил, — здесь сейчас столица. Это одна из серии выставок. Мы будем делать большую выставку, посвященную делу Ходорковского. Запланирована выставка в Париже. Но ближайшие 10 дней люди могут прийти сюда и узнать, что в их городе произошло событие, которое отличается от других.
Сколько горожан посетят выставку репортажных рисунков, предсказать сложно. На открытие собралось несколько десятков людей, правда большинство из них были представителями столичной и местной прессы и политическими активистами. Для большинства же горожан — это не более чем сюжет античной пьесы о борьбе Августа и одним из патрициев. Им эти имперские интриги интересны гораздо меньше, чем местные сюжеты о подаче тепла и очередях в оптимизированных поликлиниках.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости