Новости – Люди












Люди
Развод и девичья фамилия

Фото из семейного архива семьи Кудрявцевых.
Почему разводятся супруги и на что рассчитывают молодожены
1 октября, 2014 08:35
9 мин
Согласно данным агентства «Рейтинг», которое провело исследование благосостояния российских семей в разных регионах России, по итогам 2013 года Алтайский край занимает 81 позицию из 83 возможных. На этом фоне неудивительными кажутся статистические показатели. Так, в Алтайском крае, единственном во всей Сибири, пары стали чаще разводиться, чем заключать брачные союзы. Такие данные, со ссылкой на ФСГС по Новосибирской области, приводит портал «Сибинфо». Данные Алтайкрайстата и вовсе говорят о тенденции в этом направлении: количество разводов в последнее время увеличивается, примерно на 7,9%. Вместе с тем, количество браков также растет невиданными темпами.
Давай поженимся
Вряд ли влюбленные пары перед подачей заявления на регистрацию брака изучают отчеты рейтинговых агентств и статистику по разводам. И потому жители края и, в частности, Барнаула, не считают ситуацию патовой и активно стремятся в брак: ежегодные отчеты отдела ЗАГС администрации Барнаула свидетельствуют о неуклонном росте показателей. В 2013 году в краевой столице зарегистрировано 7775 пар, текущий год, хотя и немного отстает сейчас (на 313 регистраций), но в итоге обещает плюсовую статистику: в сентябре только в отделе ЗАГС Индустриального района чествовали 1500 пару молодоженов, отмечая, что в этот же период прошлого года пар было 1200. Эксперты полагают, что это закономерное явление. Заместитель начальника отдела ЗАГС администрации Барнаула (Дворец бракосочетаний) Лариса Речкунова сообщила РП, что тенденция связана исключительно с соответствующей демографической ситуацией. При этом эксперт рассказала, что в последние годы уверенно растет средний возраст вступления в брак. Согласно исследованию, которое проводилось среди молодоженов Барнаула, регистрировавших свои отношения во Дворце бракосочетаний в 2013 году, мужчины вступали в брак, в среднем, в 26,5 лет, женщины — в 24,3 года. По мнению Ларисы Речкуновой, увеличение возрастного параметра говорит о том, что люди более осознанно подходят к созданию семьи. Этот тренд подтверждают и сами новобрачные, создавшие семьи в текущем году. Большинство опрошенных отмечают длительный период отношений, предшествовавший свадьбе: не менее трех лет.
– За семь лет наших отношений мы не только создали какую-то материальную базу, но пришли к осознанию того, что мы действительно семья и любим друг друга. И хотим быть вместе, что бы ни случилось. Так что регистрация брака для нас была как некий знак доверия, — говорит 27–летний Артем Хаов, вступивший в брак в марте 2014 года.
Аналогично поступила и другая семья, образовавшаяся в августе текущего года.
– Мы до свадьбы встречались уже четыре года. Пришла пора перейти на новую ступень отношений! — поделилась с РП 22-летняя Дарья Кудрявцева.
– Мы решили вступить в брак после трех лет романтических отношений, четко понимая, что мы хотим быть семьей, жить вместе, — рассказала 27–летний Ануш Егиазарян, чья свадьба состоялась в начале сентября.
На жизнь хватит
Если люди стали принимать решение о создании семьи взвешенно, в более зрелом возрасте, нежели лет 10 назад, откуда такая устрашающая статистика разводов? В 2013 году с января по сентябрь в Барнауле развелись 3088 пар, в 2014 году – 3181 пара. Не исключено, что поводом для разрыва становится скудный бюджет. Все тот же «Рейтинг» говорит, что после вычета минимальных затрат в барнаульской среднестатистической семье с двумя детьми в месяц остается 8 676 рублей. В то время как приемлемой для жизни величиной остатка называется сумма в 30 тыс. рублей. Увы, при средней заработной плате жителя региона, которая в начисленном виде едва перевалила за 19 тыс. рублей (такие данные можно увидеть в отчетах Алтайкрайстата за июль 2014 года), весьма затруднительно свести концы с концами. Однако, по мнению самих супругов, ситуация не так уж и плоха. Цитируя уже упомянутое выше исследование, Лариса Речкунова констатирует: при вступлении в брак 68,6% молодоженов считают, что их доходы вполне могут обеспечить семейную жизнь.
– Мы с женой начали работать с 18–19 лет, так что к моменту свадьбы были не только состоявшимися, но и хорошо оплачиваемыми специалистами, работающими в стабильных компаниях. У нас своя квартира, мы много работаем для того, чтобы у нас была материальная стабильность и независимость, — говорит Артем Хаов. — Считаю, что семья должна рассчитывать, прежде всего, не на чью–то поддержку, а на собственные силы.
Столь же ответственно к вопросу создания новой ячейки общества подошли и в семье Кудрявцевых.
– Мы вдумчиво подошли к созданию семьи, заблаговременно решили вопрос с жильем, у нас обоих есть хорошее образование. Поэтому мы не боимся материальных сложностей в жизни и не намерены увеличивать статистику разводов, — констатирует Дарья Кудрявцева.
Ни кола, ни двора
Не исключено, что на судьбоносное решение порой влияет пресловутый квартирный вопрос. Так, по словам Людмилы Речкуновой, своим жильем на момент вступления в брак располагают немногие. Есть несколько государственных и банковских программ, по которым молодые семьи могут решить проблему с жильем или облегчить кредитное бремя при покупке жилья. Однако попасть в них весьма сложно, да и список счастливчиков сильно ограничен в последнее время. Так, из–за перераспределения долей участия бюджетов разных уровней в программе «Молодая семья», реализуемой в Алтайском крае, в 2014 году планируется выделение порядка 500 сертификатов, в то время как в прошлые годы везунчиков было вдвое больше.
Безусловно, некоторые семьи выручает материнский капитал, который по достижении ребенком трех лет можно направить на приобретение недвижимости. По оценке директора агентства недвижимости «Держава» Игоря Карпочева, в прошлом году около 12% всех сделок, связанных с покупкой жилья через агентство, было совершено с привлечением соответствующих сертификатов. Аналогичные показатели наблюдаются и по истечении девяти месяцев 2014 года. Как отмечает Игорь Карпочев, в подавляющем большинстве случаев сертификат используется не напрямую, а через ипотеку. Эксперт полагает, что показатель необъяснимо мал:
– Из всех выданных сертификатов на материнский капитал в принципе не более 30% направляется на улучшение жилищных условий. Остальные чего–то ждут, тогда как цены на жилье все время только растут.
Те, кто не попадает в программы и пока не обзавелся, как минимум, двумя наследниками, огорчаются, но духом не падают.
– К сожалению, мы не попадаем ни в одну льготную программу и можем рассчитывать только на свои силы. Но, мне кажется, вдвоем достичь какой–то цели легче, чем одному, — говорит Ануш Егиазарян.
Вместе с тем, для кого–то отсутствие собственных квадратов стало если не решающей, то, как минимум, весомой каплей.
– У нас никак не получалось взять ипотеку. В итоге ожидания не оправдались, а способностей и желания как–то исправить ситуацию не оказалось. Так что, образно говоря, мы уперлись в потолок и вышли за дверь, — говорит 29-летняя Наталья Кощеева, прожившая в браке три года.
Хотите об этом поговорить?
Многие бывшие супруги отмечают, что развод не стоял бы на повестке дня даже при отсутствии квартиры. И вообще экономический фактор отнюдь не главный. Основным камнем преткновения считают, прежде всего, отношения, в которых невозможно найти некую гармоничную плоскость.
– Вступая в брак, мы готовились к большой серьезной работе под названием «семья», строили планы и надеялись жить именно по ним. Но со временем, несмотря на взаимную любовь и уважение, поняли, что у нас совершенно разные интересы, объединить которые в нечто совместное очень сложно, — говорит Наталья Кощеева.
Подругу по ситуации поддерживает 25-летняя Яна Величко. Она приняла решение о разводе спустя 1,5 года после свадьбы
– У нас изначально были очень разные ритмы жизни: он работает в сфере развлечений, с позднего вечера до утра. Я надеялась, что со временем муж найдет возможность перестроить свой режим или сменит работу. К сожалению, этого не произошло, и все это время я практически не видела от мужа поддержки, какой–то инициативы, вообще участия в семейной жизни, в которой уже появился ребенок, — посетовала Яна.
Психологи подтверждают такие ситуации. Неумение договариваться, по оценке психолога Юлии Крохи, одна из самых распространенных причин для развода.
– Если наши бабушки выходили замуж один раз, то наши мамы, в большинстве своем, прошли через опыт двух браков. Для нашего поколения характерны уже три союза: в ранней юности, молодости и зрелости, — отмечает Юлия Кроха.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости