Новости – Люди












Люди
Торговая китайская стена

Фото: Полина Виноградова
Почему китайские торговцы Красноярска работают в убыток, но сворачивать бизнес не собираются
11 февраля, 2015 08:40
13 мин
Руководитель департамента городского хозяйства администрации Красноярска Игорь Титенков заявил, что «Китай-город» нужно сносить. Отремонтировать аварийное здание, которое 13 лет было главным форпостом китайской торговли, не удастся. На его месте проще и выгоднее построить новое, современное. Многочисленные магазинчики с дешевой одеждой, обувью, электроникой и сладостями уже переехали и обосновывались по новым адресам: на Вавилова, в торговых центрах «Содружество» и «КрасТЭЦ».
«Раньше за места дрались. Сейчас предлагают аренду дешево, а мы не берем»
Покупателей в китайских магазинах стало меньше, но желающих сэкономить все равно хватает. Возле каждого прилавка несколько человек, торговля идет бойко. Тем не менее, большинство продавцов из Китая настроено пессимистично. Больше всего им не нравится, что они не могут выстроить долгосрочную стратегию, как работать на российском рынке дальше.
– Вашему правительству надо самостоятельно устанавливать курс валют, — говорит владелец магазина одежды Саша (Все торговцы из КНР выбирают себе русские имена на свой вкус. — Примеч. авт.). — Наше правительство так и делает. Поэтому все точно знают, сколько стоит доллар, а сколько рубль. Можно думать, как делать бизнес. Я понимаю, что России сейчас тяжело, рубль стал в два раза дешевле. Но тогда пусть скажут: теперь так и будет, ничего не сделать. Все погорюют и привыкнут. Мы станем думать, считать, сколько, какие товары в Красноярск везти, будет нам выгода или нет. А так сейчас непонятно, что делать: вы нам даете рубли, мы приезжаем домой, и прибыли нам не хватает на то, чтобы купить точно такой же товар. Потому что дома мы платим в юанях. Получается, мы себе в убыток продали. Но самое плохое то, что никто точно не знает, что будет летом, через год. Бизнес так работать не может.
Если курс рубля будет зафиксирован, предприниматели из Китая готовы смириться с его падением. Они уже подготовили несколько различных антикризисных сценариев.
– В последние годы мы возили в Россию самый хороший товар, с лучших фабрик, — делится владелец магазина туристических товаров Дима. — Раньше мы такой товар «люкс» продавали только европейцам и американцам. В Россию везли вещи категорией ниже, потому что они дешевле. Хороший товар лет 5-7 назад русские покупали плохо, он для вас был слишком дорогим. Но потом покупатели стали больше смотреть на качество, и мы стали возить лучшие вещи. Сейчас будем снова возить дешевые, чтобы вы могли их покупать. Вот я стульчики для туристов продаю, у них ножки разные бывают, металл разный и толщина. Я брал самую большую толщину, а теперь буду брать тонкие ножки, из металла похуже.
Однако часть торговцев из КНР не намерена снижать стандарты качества. Увеличить рентабельность они намерены за счет собственных рисков.
– Русские хорошо стали разбираться, какой товар хороший, — поясняет свою точку зрения владелец магазина одежды Вова. — Если я дешевые пуховики буду возить, их покупать не будут. Раньше можно было привезти вещи с распродажи, старого сезона. Мой дядя в Россию еще 20 лет назад на поездах сам товар возил. Он говорит, 20 лет назад пуховики покупали даже из ситца, на фасон и цвет не смотрели, лишь бы дешево. А сейчас все изменилось. В Красноярске знают, какая мода в этом году. Старый сезон не берут, нужно все из последних коллекций. В ткани тоже хорошо стали разбираться, в наполнителях. Но на тех фабриках, где я раньше вещи покупал, хорошие вещи стоят дорого. Мне теперь там брать невыгодно. Поэтому я буду работать с другими фабриками, которые предлагают такое же качество, но дешевле. Они меньше, у них нет репутации, зато лучше цена. Буду выбирать, смотреть. Больше придется работать с поставщиками, но выхода нет. Проверенные, надежные фабрики для нас теперь закрыты.
Некоторые китайские бизнесмены нашли временный вариант компенсации убытков от падения и нестабильного курса рубля. Они начали осваивать принципиально новое направление бизнеса — поставки в Китай товаров из России.
– Осенью я понял: когда продам свой товар, то мне не хватит денег, чтобы купить новую партию у своих поставщиков на фабриках, — рассказывает владелец магазина обуви Вова. — Тогда я решил на рубли купить товары в Красноярске и продать их в Китае. У вас сейчас золото, качественные духи, косметика стоят дешевле, чем у нас. Месяц назад были очень хорошие цены на компьютеры, планшеты, телефоны. Все это стоило намного дешевле, чем в Китае, если пересчитать рубли в доллары, а потом в юани. Сейчас они подорожали, но все равно можно дешевле найти. Сейчас самое выгодное — покупать фотоаппараты, объективы. Японская техника Canon в Китае всегда стоила дорого, а в Красноярске ее пока можно купить в 2 раза дешевле. Если фотоаппараты станут дорогие, буду искать, что еще можно выгодно отвезти в Китай. Мед у вас хороший, шоколад. Раньше у вас все было дороже, чем у нас, теперь не так.
Самый радикальный способ борьбы с российским кризисом — это открыть собственное производство в России.
– Я в Красноярске работаю давно, уже 12 лет. У меня здесь своя квартира, семья здесь живет, — поясняет владелец магазина постельных принадлежностей Леня. — Три года назад мой брат с семьей сюда переехали. Сейчас возить готовый товар стало невыгодно, он много места занимает, и за работу еще платишь. Поэтому мы думаем шить белье, подушки, одеяла дома. Женщины будут шить, а мы продавать. Мы посчитали, получается намного дешевле. Только сырье будем возить из Китая, остальное на месте делать. Потом посмотрим, когда кризис закончится, как дальше быть.
Вне зависимости от того, какого бизнес-плана они намерены придерживаться в дальнейшем, практически все торговцы уже предприняли ряд антикризисных мер, направленных на сокращение издержек.
– Я сам за прилавком давно не стоял, — говорит Вова. — У меня раньше русская девушка продавщицей работала. Она лучше умела с покупателями разговаривать, хорошо их понимала. Еще у нее реже скидки требовали, не торговались. Русские если видят, что продавец китаец, то начинают скидки требовать. Долго торгуются, пока не уступишь. Не понимают, что я не могу себе в убыток отдать. Ругаются, скандалят. От этого сильно устаешь. Поэтому я и нанял девушку-продавца. Но ей нужно было зарплату большую платить. А сейчас у меня нет лишних денег, экономить нужно. Поэтому теперь сам продаю. Многие хозяева за прилавки сами встали, хотя еще полгода назад у нас продавали русские, женщины из Таджикистана, Узбекистана. Еще у меня летом 3 магазина было, а сейчас один. Не могу больше аренду за 3 точки платить, дорого. Я тем, кто ко мне постоянно ходил, заранее рассказал, где меня теперь искать. Поэтому почти ничего не потерял. Меня здесь все знают, если что — покажут, где я. За последние полгода много магазинов освободилось. Раньше за места дрались. Сейчас предлагают аренду дешево, а мы не берем.

«Русские будут меньше есть, но покупать одежды меньше не станут»
Несмотря на резкое падение прибыли и угрозу полной потери рентабельности, уходить с красноярского рынка китайские предприниматели не намерены. Все они без исключения верят, что кризис — это ненадолго, скоро все наладится.
– Я в Красноярске торгую с 1996 года, — поясняет Дима. — Помню, что было в 1998 году. Тогда многие решили, что с русскими больше торговать невыгодно, деньги у них кончились. Они закрыли бизнес. А я остался. Два года работал почти в ноль. Верил, что скоро снова все будет в порядке. И я выиграл, а те, кто уехал — проиграли. 10 лет я хорошо работал, спокойно. В 2008 году снова кризис. В Китае многие разорились, на их место пришли другие. А русские тот кризис почти не заметили, покупали, как раньше. Сейчас хуже, больше похоже на 1998 год. Тогда много бедных людей в России стало, и сейчас снова много бедных становится. Но все равно все наладится. Кризисы во всем мире бывают и проходят. Буду ждать.
Потенциал красноярского рынка китайские бизнесмены оценивают высоко. Причем свою точку зрения они обосновывают особенностями потребительского поведения сибиряков и спецификой климата.
– У нас в Китае жить легче, большого мороза нет, — объясняет Саша. — Нам много теплой одежды не надо, одной куртки на синтепоне хватает. А здесь в Сибири зимой бывает холодно, а бывает очень холодно. Поэтому у меня часто не один пуховик покупают, а два. Один — толстый, очень теплый, с тинсулейтом, а второй — тонкий, с пухом или синтепоном. Шапки теплые нужны, угги, варежки, шарфы — много всего. Весной и осенью пальто нужны теплые, куртки, потом плащи. Летом жарко, снова новая одежда нужна. Один и тот же человек должен очень много разной одежды покупать. В Китае нам много не надо. А еще русские девушки очень любят все новое, модное. Ко мне часто одни и те же много раз подряд приходят, покупают каждый сезон новую вещь. Могут куртку купить, если у старой просто цвет разонравился. Китаянки более экономные. Вообще, я заметил, что для русских очень важно, во что они одеты. Даже у кого много денег нет, они за своим видом следят. Самую дешевую еду покупают, а пуховик выбирают дорогой. Русские будут меньше есть, но брать меньше одежды не станут.
Кстати, магазины, торгующие китайскими продуктами, от кризиса совершенно не пострадали. Наоборот, число покупателей только выросло.
– В мой магазин ходят не бедные люди, а богатые, — комментирует ситуацию владелец продуктового магазина Дима. — Бедные тоже иногда заходят, но им другой товар интересен. Они берут конфеты, фунчозу. А богатые покупают хороший чай, соусы, кунжутное масло, перцы, васаби, тофу. Сейчас в Красноярске любят китайскую еду — модно. Я самый лучший товар вожу, которым у нас в ресторанах настоящие повара пользуются. У меня все продукты со знаком качества, на каждой бутылке и пачке буква S. Этот знак наше правительство только на лучшие товары позволяет ставить. Можно в 5 раз дешевле в Китае закупать продукты, но они будут хуже. Я их брать начну, только если русские станут жаловаться, что дорого. Пока не жалуются. Наши продукты дешевле местных, а по качеству лучше и полезнее. У меня только 2 товара после кризиса стали хуже покупать — чай пуэр в плитках и сушеные грибы шиитаке. Но они и в Китае дорого стоят, буду меньше возить.
Кризис фактически не отразился на еще одном распространенном среди китайских предпринимателей направлении — торговле детской одеждой и обувью.
– Ко мне больше людей стало ходить, — признает владелец магазина детских товаров Саша. — Второй магазин пора, наверное, открывать. Больше продавцов нанимать буду. В ваших магазинах я был, там вещи для детей очень-очень дорого стоят. У меня в несколько раз дешевле, а качество такое же. Кризис не кризис, а детей одевать надо. Растут быстро, много одежды каждый год нужно. Детские вещи — самый хороший товар, надежный, всегда берут.
«Теперь наша очередь помогать России»
Среди всех китайских предпринимателей, с которыми удалось поговорить, всего один заявил, что намерен свернуть торговлю и не возвращаться больше в Красноярск. В Сибири ему категорически не понравилось.
– У вас чиновники жадные, а народ грубый. К китайцам плохо относятся, за людей не считают, — жалуется владелец магазина обуви Коля. — Могут обозвать, обругать ни за что. Товар наш тоже ругают, говорят, что китайский — значит плохой, а это вранье. Мы на весь мир шьем. Наши вещи и в Америке носят, они всем нравится. Ни одного бренда нет, который бы китайцы не выпускали. Мы ходили в ваш «Спортмастер» — вся обувь у нас сшита. А стоит в 5 раз дороже, чем у меня в магазине. Но там покупают — и довольны, а у меня — ругаются, что дорого и плохое качество. А вещи одни и те же. Не буду больше в России работать. 3 года терпел — выгодно было торговать. Теперь уеду домой. Это вы, русские, мечтаете в другие страны насовсем уехать. А у каждого китайца, в какой бы стране он ни жил, мечта другая — заработать денег и вернуться домой, на родину. Захотите снова наши товары покупать — приезжайте сами. 20 лет назад сами к нам с баулами ездили, и теперь будете. Мы вам возить перестанем.
Единственное, что предприниматель Коля хотел бы увезти на родину в память о 3-х годах, проведенных в Красноярске — это русскую жену.
– В Китае девушек мало, а у вас много, — поясняет Коля. — Хочу одну с собой взять. У нас если на иностранке женишься, несколько детей можно иметь, не одного. А я хочу много детей. У меня есть несколько знакомых русских девушек, буду выбирать.
Русские жены, пожалуй, самое перспективное направление «экспорта» из России в Китай. Китайские торговцы рассказывают десятки историй, как их друзья и родные нашли себе в Красноярске жену и увезли ее на родину. Впрочем тех, кто остается и пытается обустроить свою жизнь в России, намного больше.
– Я женился на Алене 2 года назад. У нас родился сын, сейчас жена снова беременна, — рассказывает РП владелец магазина одежды Ваня. — У Алены уже была маленькая квартира, сейчас мы купили другую, большую. Обживаемся. Уезжать я никуда не буду. Кризис пройдет, все наладится. Будем жить здесь, в Сибири. Ко мне приехал брат, сейчас учит русский. Тоже хочет найти себе русскую жену и жить в Красноярске. Наши страны всегда дружили. Раньше Россия нам помогала. Сейчас у России трудные времена, мы должны ей помогать.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости