Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Мы все инвалиды без комфортной среды»

Велоактивист Владимир Кумов рассказал, почему Волгоград неудобен для жизни
Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Лия Рувинская.
В Волгоград с публичными лекциями приехал основатель и куратор проекта Let's bike it! Владимир Кумов. Он побывал в 44 странах мира, где общался с чиновниками, урбанистами и велоактивистами. В 2010 году Владимир проехал на своем велосипеде из Санкт-Петербурга в Лиссабон, а в конце марта вернулся из 16-месячного велопутешествия из Мексики и Аргентину. Корреспондент «Русской планеты» поговорила с Кумовым о велокультуре, ленивых чиновниках и о том, почему Волгоград не получается сделать городом, удобным для пешеходов, автомобилистов и велосипедистов.
Велосипед — транспорт, а не отдых
Велосипедизация — это доведение велокультуры до такого уровня, когда велосипед будет таким же видом транспорта, как авто. В России это реально сделать, но о сроках говорить сложно. Радует, что это происходит быстрее, чем я ожидал, заметней всего это в Москве. Может, лет через пять-десять будет уровень более приемлемый. Но, к сожалению, в регионах этот процесс идет гораздо медленнее.
Есть фундаментальный момент: употребление слова «кататься» на велосипеде. Таким образом мы подчеркиваем, что велосипед — это спорт, отдых, все что угодно, но не транспорт. А мы, наоборот, стараемся донести до людей, что велосипед — это транспорт. Мы же не катаемся на работу. Поэтому нужно следить за словами. Мы не катаемся на велосипедах, мы ездим на них.
Велоклубы ежегодно открывают сезон в апреле и закрывают в октябре, закрепляя стереотип о том, что велосипед — летний вид транспорта. А кто будет строить дорожки, если только летом ездить по ним? Ведь дорожки — часть городской инфраструктуры города, которая должна использоваться круглый год. Уже сегодня даже зимой на улицах можно встретить достаточно большое количество велосипедистов, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, но велоклубы продолжают открывать и закрывать сезоны. Конечно, в метель и сильный мороз вряд ли кто поедет, но такая погода всего несколько недель в году. Если не брать северные города, конечно.
У нас все — инвалиды
Почему, мы, например, видим на улицах так мало людей с ограниченными возможностями? Мои знакомые из заграницы спрашивали меня об этом. Ответ прост: город не приспособлен, для инвалидов просто нет условий на улице, не хватает пандусов, на пешеходных переходах нет съездов, поэтому они вынуждены сидеть дома. Так же и с велосипедистами — парковок нет, дорожек нет. Выходит, у нас все не для людей, и у нас все — инвалиды, для которых нет комфортной среды.
Первое, что мне бросилось в глаза в Волгограде — это заставленные машинами улицы. Вот даже здесь, в центре: четырехполосная дорога из-за припаркованных авто превратилась в однополоску. Если, например, с одной стороны сделать велодорожку, то машины тут уже бросать не будут, и будет безопасно.
Еще один важный фактор велосипедизации — культура, так называемая культура улицы. Ее у нас, по сути, нет вообще. На дорогах возникают конфликты у всех. А конфликт появляется из-за того, что такая среда — некомфортная среда. Но если создать эту комфортную городскую среду, то и культура изменится. В Копенгагене автодорога, рядом идет велодорожка, которая выше на 10 сантиметров, и еще выше на 10 сантиметров — пешеходная зона. Каждый уверен, что никто никого не собьет. Все участники дорожного движения научились там жить вместе и не ругаться. Там же есть велоавтопарковка, днем там велики, ночью — авто.
Выгодная велокультура
Я всегда верил, что это задача городских властей. Но в Уфе к нам подошел один чиновник и откровенно сказал: «Мы все очень ленивые. Если вы нам принесете готовый проект, то мы его реализуем». В нашей стране, конечно, вся инициатива идет снизу, от людей, общественников. Ну, а власти должны подхватывать такие инициативы и улучшать жизнь людей. Это дело затратное, но ведь оно окупится с лихвой.
Нужно общаться с чиновниками на языке цифр. Показывать, что благодаря велодорожкам город сможет не только уменьшить пробки и сэкономить, но и получать деньги. В Норвегии в конце сентября городские власти вышли на улицы и раздавали пешеходам и велосипедистам по 100 крон (600 рублей). Они подсчитали, что каждый пеший экономит городскому бюджету 8 долларов, а велосипедист — 4 доллара на каждый километр. Во многих странах мира уже поняли эту экономическую выгоду и получают ее. Пора и нам понять.
Нужно время и пиар
В регионах России я не могу выделить пока никаких проектов или реализованных программ, которые можно было бы перенять Волгограду. Пока этот процесс идет очень-очень медленно.
Конечно, здорово, что в Волгограде уже почти два года собираются велоактивисты на парады. Но их всего человек 300 — мало. Например, в Астрахани подобные парады проходят два раза в год. Последний раз приехали 4,5 тысячи человек, несмотря на то, что численность населения в городе в два раза меньше по сравнению с Волгоградом. Люди, которые проводят такие акции, должны быть хорошими пиарщиками. Мне кажется, стоит подумать о том, как более красиво преподнести историю про велосипед.
Говоря о конкретных маршрутах для велосипедистов, нужно учитывать имеющиеся транспортные магистрали и, конечно, самих людей. Чтобы все верно рассчитать и спроектировать, нужно провести исследования: по каким маршрутам ездят, сколько людей и другое. Исходя из этих данных, нужно создавать велосипедные дороги. Знаю одно, что парковые зоны и Набережную не обязательно застраивать велодорожками. Дороги для велосипедистов должны быть функциональными для передвижения по городу.
Что касается сроков, времени, за которое можно добиться результатов, то здесь неоднозначно. Лучше отвечу примером. В Голландии 70 лет назад была бурная «автомобилизация»: сносили дома, чтобы строить автобаны. Сейчас это страна велосипедов. В Копенгагене 50 лет назад говорили, что никогда не пересядут на велосипеды. Сейчас Копенгаген — почти велосипедная столица мира. В Нью-Йорке этот процесс занял 8 лет, в Буэнос-Айресе — 4 года. Вопрос — кто будет это делать? Главное, чтобы власти захотели, как в других городах. В том же Нью-Йорке или Буэнос-Айресе пришли новые мэры и сказали, что велодорожки будут, и сделали их. Но, видимо, с нашими чиновниками, которые есть сейчас, этот процесс будет долгим. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин