Новости – Титульная страница












Титульная страница
На ситцевом краю
Здание бывшей Большой ивановской мануфактуры. Теперь здесь размещается офис Россельхозбанка. Фото: Елена Аверьянова
Почему Иваново входит в рейтинги умирающих городов мира
5 ноября, 2013 13:03
5 мин
Ивановская область на перепутье. По крайней мере, так считают представители местной элиты. Они ждут перемен: кто-то с надеждой, иные с беспокойством. Эпоха одного губернатора кончилась — Михаил Мень, руководивший регионом без малого 8 лет, досрочно сложил полномочия. Кто сменит его на этом посту, пока не ясно.
Но пока новая эпоха не наступила, может быть, стоит взглянуть на ситуацию в регионе со стороны. Сейчас, когда нет еще грамотно выстроенного пиара, когда неизвестен курс, когда неясно, какая команда будет у руля. Самое время попытаться с максимальной долей объективности оценить возможности области, определить, есть ли у нее потенциальные точки роста и будущее в принципе.
Экономические и демографические показатели говорят о том, что Ивановская область — глубоко депрессивный регион. По данным переписи 2010 года, здесь проживало 1 062 629 человек. Между тем уже на 1 января 2013 года Ивановостат приводит число 1 048 961.
Получается, что за три неполных года численность населения сократилась почти на 14 тысяч человек. И этот процесс будет продолжаться. По крайней мере, такие прогнозы дает Росстат. Ведомство произвело расчет, согласно которому к 2030 году регион потеряет еще 110 тысяч человек. Это 10,5% населения. Причем на селе люди умирают гораздо больше (22,2%), чем в городе (7,8%).
В регионе масса исчезающих деревень, сельское хозяйство практически отсутствует, нет рабочих мест, инфраструктуры, комфортных условий для жизни. Зачастую селянам приходится по бездорожью десятки километров добираться до ближайшей больницы или фельдшерско-акушерского пункта. И далеко не каждую деревню автобусный маршрут соединяет с близлежащим поселком, где есть магазин, школа, аптека. Трудоспособные мужчины, как правило, вынуждены уезжать на заработки в Иваново или даже Москву.
Бывшая основа экономики региона — текстильная промышленность — по объективным причинам практически развалилась. На оставшихся предприятиях производство тканей ежегодно сокращается.
Гремевшие когда-то на всю страну текстильные гиганты — Камвольный комбинат, БИМ, фабрика им. 8 Марта, Меланжевый комбинат — больше не существуют. На их площадях теперь размещены торгово-развлекательные и офисные центры. Вообще, на сегодняшний день Ивановская область занимает одно из первых мест в стране по количеству торговых площадей на одного жителя.
Текстильная промышленность края перепрофилировалась в кустарное швейное производство, специализирующееся на пошиве комплектов постельного белья, спецодежды и т.д. Сейчас на территории области работают тысячи подпольных и полуподпольных предприятий.
Но можно предположить, что в ближайшее время умрет и такая швейная промышленность. Узбекистан, который постепенно налаживает собственное текстильное производство, нацеливается развивать и швейное. Очевидно, что имея собственную сырьевую базу, более дешевые ткани, Узбекистан скоро будет способен поставлять на российский рынок более дешевые швейные изделия.
Центр региона — Иваново — когда-то носил гордый титул текстильной столицы России. Ткачихи были привилегированным классом, получали хорошие деньги, пользовались различными профсоюзными благами. За счет текстиля неплохо жили и остальные отрасли, в том числе непроизводственный сектор.
Сейчас Иваново внешне вполне благополучный и даже респектабельный город. Здесь множество развлекательных центров, ресторанов и кафе. По улицам ездят дорогие авто. Другое дело, что город то и дело попадает в списки находящихся на грани смерти.
Еще в 2003 году Иваново, в числе 140 кризисных мировых городов, изучали эксперты международного проекта «Убывающие города». Аналитики отобрали бывшую текстильную столицу и еще несколько городов и на их изучали характерные модели «убывания».
На сегодняшний день Ивановская область — глубоко дотационный регион. Его долг перед федеральным бюджетом исчисляется 7,5 млрд рублей. Это более 45% от собственных доходов. По прогнозам зампреда правительства области, бессменного на протяжении многих лет, «пережившего» не одного губернатора руководителя финансового департамента Александра Грузнова, к следующему году задолженность вырастет уже до 60%. Такой прогноз он озвучил на недавнем заседании регионального правительства.
Интересно, что, по словам Александра Грузнова, бюджет области стал дефицитным лишь в 2007 году. Именно тогда команда под руководством бывшего губернатора Михаила Меня стала активно привлекать заемные средства. Постепенно долг рос и в ближайшем будущем, к 2016 году, по мнению руководителя департамента финансов, может достигнуть 90% от доходов областной казны. Очевидно, что в ближайшем будущем Москве придется еще более энергично вмешиваться в дела Ивановской области, чтобы не допустить дефолта. Например, в Московскую область в такой ситуации был делегирован своего рода «кризисный менеджер», который приводил местные финансы в порядок.
Очевидно, что идеи, выдвинутые командой бывшего губернатора Ивановской области Михаила Меня, — организация текстильного кластера в 2005–2007 годах или создание туристического кластера в 2008–2010 годах — не заработали.
Первая свелась к строительству еще одного торгового комплекса. Вторая вылилась в уничтожение неповторимого патриархального духа Плеса, его огламуривание и закрытие свободного доступа в город для простых граждан. Действительно, сложно рассуждать о туристическом кластере, когда, с одной стороны, на набережной Волги возвышается пафосный ресторан «Яхт-клуб» с заоблачными ценами, а с другой — средний житель области не может найти недорогое кафе, чтобы выпить чашечку кофе. Во многих домах плешан до сих пор нет воды, а газ считается недоступным «люксом». В то же время в соседней Миловке отстроил дачу премьер Дмитрий Медведев. Видимо, из-за этого по выходным и праздничным дням въехать в Плес можно лишь при наличии специального пропуска.
По численности населения Ивановскую область можно сравнить с такими небольшими странами, как нефтеносный Катар или райский Маврикий. Но самостоятельно существовать, не имея ресурсов в виде экзотической природы или дорогих углеводородов, сегодня регион явно не может.
– Дефицита идей в регионе нет, — считает директор Института системных экономико-психологических исследований Сергей Мишуров. — Скорее отсутствует организационное начало.
В беседе с «Русской планетой» эксперт, хотя и с достаточной долей иронии, предложил довольно необычный путь развития региона. По мнению Мишурова, надо обратить внимание на естественный процесс — желание московских пенсионеров находиться ближе к природе. Такая тенденция существует, уже довольно многие пожилые люди уезжают из столицы, сдают свои квартиры внаем и поселяются в деревнях Ивановской, Костромской, Ярославской областей.
Их привлекает в такой жизни отсутствие давления мегаполиса, возможность дышать чистым воздухом, живописная природа, экологически чистые продукты, возможность общаться с соседями, не тратя время на долгие переезды.
Сергей Мишуров считает, что местные власти должны развивать инфраструктуру и поставить задачу за 10 лет привлечь в регион 100 тыс. москвичей пенсионного возраста. Если учитывать, что эти люди привезут с собой условно по тысяче евро в месяц каждый (примерно столько в среднем дает сдача московской квартиры), то в год получится сумма миллиард евро.
Эти деньги будут по большей части тратиться и находиться в обороте именно в Ивановской области. Часть средств переселенцы отдадут за качественные услуги, которые им надо предоставить. Другую часть можно предложить инвестировать на выгодных условиях, под привлекательные проценты. Например, на создание зеленых площадок для предприятий, жилищное строительство, прокладку газопроводов, строительство электрических сетей.
Разрешать естественным путем создавшуюся ситуацию предлагает и доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Ивановского госуниверситета Александр Новиков. Сегодня бывшие колхозные поля, которые не вспахивали десятилетиями, заросли медоносами.
– Можно на этих бескрайних просторах организовать производство меда, — заявил «Русской планете» Александр Новиков. — Здесь вполне можно достичь показателей Германии, являющейся крупнейшим поставщиком меда в страны ЕС. Например, в 2010 году Германия произвела 23,1 тысячи тонн меда.
Есть в области и сторонники другого использования земель сельскохозяйственного назначения. Бывший гендиректор некогда мощной агропромышленной компании «Кумир» Николай Лобаев разработал целую программу развития сельского хозяйства региона.
Есть в области и сторонники другого использования земель сельскохозяйственного назначения. Бывший гендиректор некогда мощной агропромышленной компании «Кумир» Николай Лобаев разработал целую программу развития сельского хозяйства региона.
Алгоритм проекта предусматривает создание 4-уровневого аграрно-промышленного холдинга, структурные предприятия которого дадут начало созданию четырех отраслевых кластеров по производству продовольствия, возобновляемых энергоносителей, льняных тканей, жилья.
Кстати, льноводство для Ивановской области не ново. Текстильная промышленность здешних мест до начала 20 века строилась на обработке местного льна. Текстильщики были независимы от импортного сырья. В связи с тем, что сегодняшний мировой тренд — это натуральные ткани, то становится логичным обратить внимание на восстановление льняной промышленность региона.
Нужно активнее привлекать в регион московский бизнес, считает потомок первой волны русской эмиграции граф Андрей Фитце-Ланской.
– Для этого необходимо развивать инфраструктуру, — говорит он. — Если человек живет в Москве и хочет вкладывать деньги в Иваново, ему очень неудобно сюда добираться. Сейчас железнодорожное сообщение — пара тихоходных поездов в день, а нужно пустить «Сапсан». Тогда дорога будет занимать приемлемое для бизнесмена время.
Предприниматель, директор Российского центра социальных исследований и просвещения им. С.Н. Булгакова Александр Петелин считает, что текстильные традиции региона можно возродить в новом качестве.
– В традиционном текстильном производстве мы не выживем, не выдержим конкуренции с Китаем. Нужно производить специализированные ткани. Магнитные ткани, негорючие ткани — это завтрашний день. Никакие китайцы такого не делают, — рассказал Александр Петелин «Русской планете».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости