Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Мы целое десятилетие отучали учеников от литературы»

Почему в школах Оренбурга дети недополучают знания

Владимир Лактанов
4 мин

Современному школьнику для полноценного образования нужны репетиторы. Фото: Юрий Белинский / ТАСС

Прокурорская проверка в школах Оренбурга выявила массу нарушений. Согласно выводам, практически во всех учебных заведениях предметы преподавались не в полном объеме. Итог — 43 директора получили взыскание. «Русская планета» попыталась выяснить, действительно ли в оренбургских школах учат по собственным, упрощенным программам и насколько это отражается на общих знаниях школьников.
Все дело в том, что еще в начале весны Генпрокуратура РФ решила выяснить, как выполняется реформа системы образования на местах. Каждому региональному отделению было поручено  проследить, соответствует ли госстандартам реальное преподавание в школах. В итоге, оказалось, что в некоторых регионах учат по «своим» методикам. Так, согласно прокурорской проверке, нарушение образовательных стандартов было выявлено почти во всех школах Оренбурга. Только в Ленинском районе из 27-ми школ такие нарушения обнаружены в 17-ти.
Не соответствовало стандартам преподавание литературы в 10-11 классах: отечественных классиков дети изучали не в полном объеме. Говоря простым языком, тут не «допреподавали» Пушкина, там — Тютчева, где-то забыли про Фета. Аналогичные нарушения были выявлены в преподавании истории в указанной возрастной параллели.
В ряде школ рабочие программы по географии для учащихся 7-х классов не содержали разделы «Материки, океаны, народы и страны» и «Столицы и крупные города», предназначенные для обязательного изучения.
А в преподавание физики для 7-9 классов не были включены проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований.
На основании проверки прокуратура пришла к выводу, что «обучающиеся в школах, лицеях, гимназиях дети не имели возможности приобретать обязательные знания, умения, навыки, ценностные установки, необходимые для их интеллектуального и духовно-нравственного развития».
В адрес главы городской администрации внесено представление, по результатам рассмотрения которого директора 43-ех школ Оренбурга привлечены к ответственности, им предъявлены замечания.
– Проверка образовательных стандартов была проведена по заданию Генеральной прокуратуры, — рассказывает РП старший помощник прокурора Оренбургской области Ольга Аникеева. — Проводилась она совместно с региональным министерством образования, специалисты которого и нашли данные нарушения.
Руководителям и педагогам надо набраться терпения и усваивать новые нормы. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Руководителям и педагогам надо набраться терпения и усваивать новые нормы. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
У преподавателей есть свое оправдание сложившейся ситуации. Почему дети недополучают знания, корреспонденту РП на условиях анонимности рассказал представитель администрации одной из школ, где были найдены нарушения:
– Свою вину мы не отрицаем — да, были нарушения, они сейчас уже устранены либо устраняются. Но я не открою вам «Америку», если скажу, что для полноценного образования современному школьнику нужны репетиторы. Судите сами: количество часов, в общем, осталось прежнее, но по отдельным предметам их просто сократили в пользу физкультуры. Или, например, количество часов по русскому языку убрали в пользу преподавания иностранного. Снижение баллов по ЕГЭ уже говорит о более слабой подготовке учеников. Учителю просто приходится выкручиваться, чтобы уложиться в рамки требований стандартов! Но проблема современной школы даже не в этом. Главное — это полная бюрократизация самого процесса образования, когда учитель вынужден заполнять огромное количество бумаг, переводить их в электронную версию, что отнимает уйму времени. А если к этому еще добавить постоянно спускающиеся «сверху» директивы — провести 2-3 мероприятия по профилактике терроризма, экстремизма, безопасности дорожного движения и прочее… Создается впечатление, что то, чем не хочет заниматься чиновник, вынужден делать простой учитель в ущерб самому процессу образования, полноценному, тому, которое ждут от него дети и родители. Сами-то образовательные стандарты, которые постепенно будут вводиться до 2020 года, неплохие. Акцент делается на творческое развитие личности, а не просто на заучивание материала ради баллов по ЕГЭ. Но на месте она превращается, буквально, в художественную самодеятельность.
Как раз профилактика экстремизма и легла в основу прокурорской проверки, завили в администрации города. Сейчас все претензии приняты во внимание и по мере возможности скорректирована образовательная программа.
– Насколько я понимаю, прокуратура проводила проверку, скорее, по профилактике экстремизма, — разъясняет ситуацию начальник управления образования администрации Оренбурга Нина Гордеева. — А в числе этих задач, в первую очередь ставится воспитание личности, в том числе и на уроках. В рамках этого и было проверено соответствие рабочих программ образовательным стандартам.
По мнению работников регионального министерства образования, нарушения сводились к формулировкам тем, к количеству часов, выделенных на изучение той или иной темы. Но никак не к собственному толкованию педагогами, в каком объеме надо преподавать тот или иной предмет. Другое дело, что педагог сам решает, начать ли изучение творчества того же Пушкина с лирики, а не с его отношения к политическому строю. Да и преподавание предметов ведется по учебникам, которые соответствуют образовательным стандартам, и их изучение никто не отменял.
– Проверка проводилась в конце февраля — начале марта, — рассказывает пресс-секретарь регионального министерства образования Марина Филатова. — Поэтому то, что итоги ее озвучены только сейчас, мягко говоря, вызывают недоумения. Нарушения давно исправлены, и мы ждем повторной проверки, чтобы это подтвердить. На самом деле, нарушения были единичными и в разных школах — разные.
В общей картине набор нарушений выглядит внушительно, считает начальник управления образования администрации Оренбурга, но в отдельных случаях они единичны и незначительны.
– Судите сами: педагог называет тему не «Война в Афганистане в 80-х годах», а «Афганистан в 80-е годы», — приводит пример Нина Гордеева. — Но ведь суть-то от этого не меняется! Стандарты — это набор знаний, которым ребенок должен овладеть в ходе изучения школьной программы. Но в какой последовательности — это уже решает педагог.
Как говорят эксперты, существует реальная нехватка квалифицированных кадров. Педагогам самим постоянно приходится учиться, подстраиваться под новые правила преподавания, участвовать в различных конкурсах преподавательского мастерства. Порой сравнивается профессионализм педагогов, которые работают в совершенно разных условиях.
– Ну как можно сравнить учителя из сельской глубинки и того, кто работает в гимназии в областном центре, — недоумевают преподаватели. — Вы обратили внимание, что победителями зачастую становятся физруки или учителя музыки? Никто не отрицает, что они могут быть великолепными профессионалами, но как можно сравнивать настолько разные предметы? Это бесконечное реформирование и бюрократизация процесса образования приводит к тому, что в школе мы начинаем забывать об учениках и думать о том, как соответствовать тем или иным требованиям. Школа не учит детей излагать свои мысли, она учит их заучивать предмет, а это уже — не образование!
Педагоги со стажем только подтверждают эту истину.
– Время сейчас непростое, — резюмирует проректор по учебной подготовке Оренбургского ИПК и ППРО (института усовершенствования учителей), доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ Наталья Зотова. — Происходит систематическое обновление норм в системе образования, и сейчас главное — не просто знать предмет, а уметь глубоко разбираться в нем.
Любой кризис в обществе, по мнению заслуженного педагога, в первую очередь отражается на системе образования. И сегодня сформировать серьезный мировоззренческий подход к системе преподавания очень и очень сложно. Доказательство тому — многочисленные реформы системы образования.
– Мы целое десятилетие отучали учеников от литературы, — поясняет Наталья Константиновна. — А для того, чтобы сегодня проявить себя в таком малом жанре, как сочинение и хорошо его написать, надо читать и Пушкина, и Лермонтова. Руководителям и педагогам надо набраться терпения и усваивать новые нормы. Нужно время, чтобы залечить раны, нанесенные разрушениями в сфере образования.
Впрочем, Оренбургская область — не единственная, где выявлены нарушения образовательных стандартов. Так, в Костромской области  при проведении проверки в Мантуровской средней школы выяснилось, что отдельные предметы и вовсе не преподавались: физкультура в 7-11 классах преподается только с октября 2014 года, музыка и ИЗО — в 7 классе, черчение — в 8-9 классах, английский язык и технология преподаются только с января этого года, хотя предметы включены в учебный план. В Вочуровской школе Мантуровского района Костромской области в 7 и 10 классах вообще не преподается английский язык, историю ведет физрук, физику — учителя географии и математики.
Неизвестно, как дела обстоят в остальных регионах страны. Органы надзора просто не стали предавать огласке статистику своих проверок. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин