Новости – Титульная страница
Титульная страница
«Схема неосуществима»
Пассажиры новосибирского метрополитена на платформе станции метро «Березовая роща». Фото: РИА Новости, Александр Кряжев
Перспективы развития новосибирского метро туманны
25 ноября, 2013 16:46
4 мин
Новосибирский метрополитен единственный за Уралом, его протяженность — всего около 16 км, у него 2 линии и 13 станций.
Две последние станции — «Березовая роща» и «Золотая Нива» на Дзержинской линии — строились долго и дались городу нелегко и недешево. Дзержинская линия — долгострой, перегородивший улицу Гоголя почти на 20 лет. После запуска «Золотой Нивы» кое-кто даже стал предсказывать ей статус «конечной». Тринадцатая станция, казалось, оправдывала нехорошую примету. Но уже через несколько лет после завершения «Золотой Нивы» власти заговорили о том, что необходимо продолжать строительство метро.
Приоритетом развития выбрали восточное направление — продление Дзержинской линии, строительство двух станций «Гусинобродская» и «Молодежная» с электродепо «Волочаевское».
«От станции “Золотая нива” до станции “Гусинобродская” закрытым способом будут сооружены два однопутных тоннеля с использованием современного механизированного тоннелепроходческого комплекса. Между станциями “Гусинобродская” и “Молодежная” будет устроена крытая надземная эстакада под два пути метрополитена», — сообщается на официальном сайте Новосибирского метрополитена.
– Вид, в котором спроектирована надземная эстакада от «Гусинобродской» до «Молодежной» — закрытый непрозрачный тоннель, поднятый на опоры на высоту до 6 м, мне очень не нравится, — сказал корреспонденту РП Михаил Никулин, доцент кафедры «Электротехнические комплексы» НГТУ, главный конструктор КБ «Электротехнические комплексы и транспортные системы», советник председателя постоянной комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов г. Новосибирска. — Во-первых, по эстетическим соображениям. Не думаю, что такие гигантские «метропроводы» украсят городскую среду, да и ехать в поезде гораздо приятнее, смотря на красивый город, чем на глухую стену. Думаю, что аргументация сделать тоннель теплым за счет непрозрачности не совсем конструктивна.
Раньше планировалось, что следующей, четырнадцатой станцией метро станет «Площадь Станиславского» — продолжение Ленинской линии в левобережной части города. Михаил Никулин называет целый комплекс причин, по которым было выбрано восточное направление — от изменения приоритетов в развитии города, технологической потребности во втором метродепо до необходимости доведения «до ума» хотя бы одной линии метрополитена. Это и создание на восточном въезде в город — на Гусинобродском шоссе — транспортно-пересадочного узла со строительством автовокзала будет особенно актуально после запуска Восточного обхода города, который пройдет недалеко от границы города.
– Станция метро «Площадь Станиславского» сама по себе ничего не изменит в транспортной ситуации центра левого берега, возможно, даже ухудшит. По сути, нужно сдавать сразу две станции: эту и в районе улиц Троллейной – Пермской, поскольку на площади Станиславского очень сложно создать транспортно-пересадочный узел в силу плотной городской застройки и транзитных транспортных потоков, — говорит Михаил Никулин.
В соответствии с проектом надземная эстакада будет иметь длину 800 м. Станция «Гусинобродская» появится на перекрестке одноименного шоссе и улицы Доватора, а «Молодежная» — на пересечении того же шоссе и улицы Коминтерна. Запланировано строительство метродепо, под него отведен земельный участок площадью 12,2 га на месте Гусинобродского вещевого рынка, что вызвало немалый общественный резонанс.
Как сообщил пресс-центр мэрии, проект разбит на два этапа: собственно продление линии метро и строительство депо.
«В первом полугодии 2013 года были получены положительные экспертные заключения по линии. Решения, заложенные в проект, являются самыми современными в практике проектирования метрополитенов, что позволило получить лучшие в России показатели стоимости строительства одного километра линии — порядка 3 млрд руб. Линия строится три года, электродепо — один год, в связи с чем приоритет по проектным работам был отдан линии», — говорится в сообщении пресс-центра мэрии Новосибирска.
Есть надежда, что работы на стройплощадке начнутся уже следующим летом. Во многом это будет зависеть от финансирования. В федеральном бюджете средства на этот проект не предусмотрены, а собственными силами городу даже с областной поддержкой такой проект не потянуть. Предварительно сумма инвестиций оценивается в 13 млрд рублей.
Недавно стало известно, что правительство Новосибирской области и банк «ВТБ» подписали соглашение на форуме «Технопром». По данным газеты «Ведомости», банк обсуждает с областными властями финансирование проектов в транспортной сфере. В том числе речь идет о строительстве двух станций новосибирского метрополитена, но окончательное решение банк еще не принял.
Строительство двух станций — перспектива нескольких ближайших лет, а долгосрочные программы развития метро очень противоречивы. Дело в том, что в 1981 году была принята и утверждена Советом министров СССР Генеральная схема развития Новосибирского метрополитена. Она предполагала строительство 5 линий общей протяженностью более 90 км и 60 станциями.
– На сегодняшний день это практически единственная схема, которая носит официальный характер, — пояснил РП Михаил Никулин. — Конечно, мы понимаем, что такая схема метро в полном объеме неосуществима. Она носит скорее стратегический характер — куда нужно развивать метро, но никак не может быть ориентиром ни по срокам, ни по этапам строительства.
К тому же в 2007 году был разработан и принят Генеральный план города, содержащий несколько иную схему развития метрополитена, не похожую на принятую в 1981 году «и, к сожалению, совсем нелогичную», добавляет Михаил Никулин. Но и эта схема не проработана и вызывает у специалистов по транспорту критические замечания: на ней сложно выделить линии, некоторые из них идут нелогично или их строительство неосуществимо.
Кроме того, в Новосибирске разработана и утверждена Схема развития метрополитена и других видов внеуличного транспорта до 2015 года, которая была разработана по поручению губернатора в 2001 году. В ней как раз и предусмотрено продление Дзержинской (станции «Молодежная» — «Гусинобродская», строительство метродепо «Волочаевское») и Ленинской линии (до площади Станиславского).
– Более детальной работы и по другим станциям и линиям и на более далекую перспективу в Новосибирске нет, — заверил Михаил Никулин.
По мнению эксперта, ни на одну из этих схем нельзя окончательно опираться в развитии метро. В последние годы в мире произошли существенные изменения в подходах к транспортному обслуживанию населения крупных городов. Стали появляться более гибкие механизмы и виды транспорта, например легкорельсовые виды. Поэтому дальнейшие планы развития метро должны опираться на новую Комплексную транспортную схему города, разработанную на основе принятого Генерального плана и современных мировых тенденций.
– Этот документ пока в Новосибирске отсутствует. И мы, специалисты-транспортники, настойчиво напоминаем об этом городским властям, — подчеркивает Михаил Никулин.
Комплексная транспортная схема должна стать единой схемой развития метрополитена, городской железной дороги и других видов городского общественного транспорта, в том числе скоростного трамвая, концепция развития которого утверждена мэром Новосибирска несколько лет назад.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости