Новости – Общество
Общество
Трудности переезда
Фото: Владимир Соколов
Пермская галерея всерьез собирается переселяться в здания бывшего ВКИУ, которое пока готовят под офисы
15 декабря, 2014 14:02
8 мин
Крупнейшая региональная художественная галерея России готовится перевезти 50 своих коллекций в казармы бывшего ВКИУ. Там уже идет ремонт, но с грядущим переездом он не связан. А детали соглашения владельца здания казарм с пермскими властями почему-то держатся в секрете.
Истории с переездом галереи уже не один десяток лет. Еще при Борисе Коноплеве (председатель Пермского облисполкома в 1964-72 годах — прим. ред.) рассматривалась возможность строительства дополнительного здания. Тогда, правда, музеи возводить было нельзя, и проект маскировали под Дом быта. Затем конкурс на новое здание галереи проводили при Владимире Филе, и уже потом — при Олеге Чиркунове. Впрочем, именно при нем стало понятно — новое здание музею стало жизненно необходимо, так как права на бывший Кафедральный собор заявила РПЦ.
Олег Чиркунов хотел не просто перевезти галерею в другое место. Он мечтал сделать это место знаковым, концептуальным. Но мечты рушились одна за другой, а сегодня с ними распрощались вовсе, решив ничего не строить и довольствоваться тем, что есть — галерея готовится переехать в помещение, некогда входившее в комплекс ВКИУ (высшее командное инженерное училище ракетный войск, ныне расформированное).
– Еще в 2002 году мы с отцом Алексеем ходили по зданию ВКИУ, осматривали, как бы делили его и мечтали о том, что там будет, — рассказывает «Русской планете» президент Художественной галереи Надежда Беляева. — В 2007 году на эту площадку зашло английское проектное бюро, с которыми мы сейчас работаем (компания «Casson Mann» — прим. ред.). А в 2014 году мы вернулись к этому зданию. Видимо, Бог любит троицу. Это судьба.
Из всех проектов нового здания для галереи, что некогда рассматривались, больше всегда Надежде Беляевой жаль отвергнутого проекта швейцарского архитектора Петера Цумтора. Но сегодня, когда вернуться к идее галереи на склоне попросту невозможно, Надежда Владимировна начинает видеть в ней недостатки: и место предполагаемого строительства было недостаточно исследовано, и площадей там предусматривалось маловато — всего-то 8 тысяч квадратных метров. У здания ВКИУ, напротив, один за другим находятся плюсы: место «намоленное», площадей больше, виды хорошие, ждать переезда относительно недолго.
– Новое строительство — не быстрый процесс, — говорит директор галереи Юлия Тавризян. — 2-3 года нужно только на решение вопроса с землей. Этого времени у нас нет.
Проект здания готовит английская компания «Casson Mann», на которую возлагаются особые надежды.
– У нас есть конкретный пример музея, количество посетителей которого выросло с 800 тысяч до 3 миллионов после работы «Casson Mann». Это произошло за счет изменения пространства, зон для посетителей, — говорит Надежда Беляева. Музей «нового типа» видится президенту галереи как демократичное место, где можно провести целый день — не только рассматривая картины, но и играя с ребенком, попивая кофе, листая книги в библиотеке.
– Нам бы хотелось изменить дух музея, чтобы народ сидел на полу, — делится мечтами Надежда Беляева.
На количество посетителей должны повлиять и другие изменения. Например, увеличение времени работы (вход в отдельные выставочные залы планируют держать открытым до 9-10 часов вечера), возможность доступа к закрытому хранению, ротация экспонатов. Сегодня галерея показывается лишь 1,5% от всех своих коллекций (в них, к слову, собрано около 50 тысяч произведений искусства с древнейших времен до современности). После переезда эта доля увеличится примерно до 10%. Однако важней то, что появится возможность чаще менять экспозиции.
– Количество экспонатов, конечно, важно, но не имеет определяющего значения. Нет смысла в том, чтобы показывать все 16 тысяч экспонатов нумизматики, лучше провести тематическую выставку, — говорит Юлия Тавризян. — Для чего и существует ротация, когда экспозиция ставится не на 20 лет, как сейчас. За счет увеличение площади фондов и реставрационных мастерских в новом помещении у нас будет возможность ротации.
На вопрос, реально ли вообще приспособить бывшие казармы под нужды галереи, Надежда Беляева сдержанно отвечает:
– Все зависит от того, сколько приложить к этому усилий.
А работы предстоит очень много. И речь не только об организации внутреннего пространства, главное — правильные световые и температурные режимы, а они у разных экспонатов свои. Металл, например, любит нулевую температуру, а живописи комфортно при +20.
– Если мы не обеспечим галерею правильными системами, нам даже российские музеи не дадут экспонаты, не говоря уж о зарубежных, — говорит Беляева и вспоминает историю картины Франческо Биджи: её перенесли из одного зала в другой, и за одну ночь работа изогнулась на 45 градусов. — Потом 15 лет лежала и выпрямлялась сама, ее нельзя было гнуть. Затем еще два года выпрямляли под прессами. Вот так, одна ночь и радикулит на всю жизнь.
– Переезд — дело, безусловно, решенное. Ничего измениться не может, — уверена Юлия Тавризян, хоть и не видела пока никаких документов, подтверждающих её уверенность. Более того, в помещении ВКИУ ведется ремонт, с переездом галереи не связанный.
– Сейчас выполняются строительно-монтажные работы, которые будут небесполезны как в случае использования здания под галерею, так и под деловой центр,— поясняет руководитель проекта реконструкции Игорь Жаворонков. По его словам, именно такая договоренность достигнута между собственником и руководством края и города — до окончательного решения здание будут приспосабливать под деловой центр. Например, сейчас в нем установлены перегородки. «Некапитальные», как подчеркивает Юлия Тавризян.
– Они были установлены еще до принятия решения по галерее, — добавляет Игорь Жаворонков. — И вообще, здание уже должно быть готово как деловой центр. По его словам, ранее говорилось, что окончательное решение будет принято в течение месяца.
– С какого дня считать, я не знаю, но это было сказано более, чем месяц назад, — отмечает Жаворонков.
Кстати, продать здание ВКИУ под офисы собственникам было бы выгодней. Почему они согласились передать казармы галерее, четкого ответа не дают ни владелец, ни власть. Объект принадлежит структурам, близким председателю совета директоров ОАО «Метафракс», депутату пермского парламента Армену Гарсляну. «Русская планета» в официальном запросе попросила его пояснить, несет ли он как собственник какие-то убытки, находясь в режиме ожидания, и чем он руководствуется, принимая решение продать здание именно под галерею.
Ответ помощницы Гарсляна Марии Коноваловой был крайне лаконичным: «К сожалению, мы несколько ограничены в комментариях темы. Мы подтверждаем, что договоренности по продаже здания под переезд галереи с правительством достигнуты». Отметим, ранее раскрывать детали подписанного рамочного соглашения отказывались и власти. Так, в интервью газете «Коммерсант – Пермь» премьер-министр пермского правительства Геннадий Тушнолобов лишь сообщил, что параметры соглашения будут уточнены позднее. Ничего по поводу документа не может сказать и Юлия Тавризян.
Договор с епархией позволял галерее размещаться в здании Кафедрального собора до конца 2014 года. После переговоров с администрацией города, РПЦ выразила готовность продлить договор аренды, но уже относится к зданию по-хозяйски. Доказательство тому — недавняя отмена выставки, посвященной истории ислама. Источники в пермской епархии сообщают, что православную церковь смутила перспектива того, что больше месяца в «соборе» будет лежать Коран. Вопрос переноса выставки в другое помещение решался через администрацию губернатора. Договор аренды планируется продлить пока лишь на год. Условием продления со стороны епархии являются реальные действия властей по переносу галереи.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости