Новости – Титульная страница












Титульная страница
Уполномоченный без полномочий

Анатолий Чадов. Фото: Наталья Русинова
Омбудсмен в Оренбургской области Анатолий Чадов ответил на вопросы о беременных, декретах, тюрьмах и судах
11 июля, 2013 15:15
5 мин
10 июня состоялась прямая линия с уполномоченным по правам человека в Оренбургской области Анатолием Чадовым, организованная редакцией газеты «Оренбуржье». Встреча, запланированная на один час, растянулась на два — вопросов к чиновнику набралось много. Например, Светлана Козлова из Кваркинского района жаловалась, что на ее мужа Юрия Козлова и сына Сергея Козлова сфабриковано уголовное дело, и не за мелочи, а за убийство.
- Мы уже десять месяцев бьемся, нет справедливости в России, наверное, вообще! Им вменяют 111-ю статью — убийство, умышленное! Там вообще убили в другой день и другая причина смерти, а решили свалить на них. Свидетелей, двоих алкашей подбили за бутылку, они подписали готовые показания. Один из этих свидетелей потом звонил и просил прощения, объясняя, что его заставили. У меня на руках еще трое детей! Мы остались без средств к существованию.
Светлана настойчиво упрашивала Анатолия Чадова включиться в процесс, прислать кого-либо поприсутствовать, чтобы своими глазами и ушами могли все увидеть и услышать. Чтобы судья видела, что есть хоть какой-то контроль со стороны общественности, чтобы был какой-то наблюдатель.
Но, как выяснилось, таких прав у омбудсмена нет.
- У меня нет полномочий для участия в судебных процессах. По уголовным делам тем более, — ответил Анатолий Чадов на просьбу Светланы Козловой, посоветовав ей обжаловать каждое неправомерное действие следователей, прокуроров и даже судьи.
- Я вас не прошу участвовать, я прошу прислать какого-то представителя, чтобы со стороны понаблюдали, посмотрели — какой беспредел здесь творится!
Сошлись на том, что адвокаты Светланы напишут обращение на имя Анатолия Чадова, если судебное решение не будет их устраивать. Но это будет очень не скоро.
Незадолго до встречи с уполномоченным по правам человека корреспондент РП провела небольшое расследование о трудоустройстве беременных женщин. Поводом к тому стало безответное обращение женщин в блог губернатора с этой проблемой.
Как выяснилось, даже с помощью биржи труда устроиться на работу и на малом сроке беременности в Оренбургской области практически невозможно.
Два диплома, послужной список, опыт работы, профессиональные наработки и имеющееся собственное оборудование «тестируемого» работодателя удовлетворяют. К работе можно было приступать хоть сейчас. Но стоило соискательнице упомянуть о беременности, как мнение руководителя менялось на противоположное — и диплом плоховат, и стажа маловато, и вообще подходящей вакансии нет. А некоторые открыто заявляли: «По закону я вам отказать не могу, но…»
Анатолий Чадов согласился, что проблема сложная, долгоиграющая, но вопрос о трудоустройстве не менее остро стоит и для остальных, не только для беременных. Да, руководитель, отказавший в устройстве на работу из-за беременности, должен нести ответственность, даже уголовную. Об этом гласит соответствующая статья, которую уполномоченный по правам человека зачитал из УК РФ, выудив его из своего чемоданчика.
Только чтобы доказать неправоту работодателя, нужно получить именно так сформулированный отказ. А это, понятно, не представляется возможным.
Пока же Анатолий Чадов и его экспертный совет готовят к выпуску методическое пособие для беременных, где будут расписаны рекомендации, разъяснения по некоторым правовым вопросам. Распространять эти памятки планируют через поликлиники, женские консультации, перинатальные центры, а также в приемной уполномоченного.
Коллеги-журналисты подключились к обсуждению проблем материнства и детства. Нестыковочка получается: декретный отпуск предоставляется на три года, а пособие по уходу за ребенком прекращают выплачивать уже через полтора года после его рождения — перед матерью встает вопрос выхода на работу. Но вот незадача — в детский сад в таком возрасте дите не пристроить: сады в основном для трехлеток и старше. Как быть? По сути это нарушение прав матери и ребенка. Этот вопрос, заданный корреспондентом газеты «Оренбуржье» Алиной Шкатовой, вызвал «минуту молчания» в зале. Где же защита материнства и детства?
Анатолий Чадов уточнил, что по закону отпуск по уходу за ребенком — до трех лет, и этого никто не отменял. А в случае необходимости с ребенком могут посидеть и бабушка, и дедушка, и даже отец ребенка может уйти в декретный отпуск, если мать сама не воспользовалась этим правом. А вот если мать — одиночка, то это вопрос другой.
- Там как, в законе? Лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком. Поэтому не исключается и возможность использования кому-то отпуска при рождении ребенка одинокой матерью.
В целом Анатолий Чадов согласен, что финансовая составляющая в этом вопросе оставляет желать лучшего. Но, к сожалению, аппарат уполномоченного ни в законе, ни в жизни ничего изменить не может.
- Рождение ребенка все-таки предполагается в семье, где есть супруг, есть родители, близкие, которые помогают в воспитании и содержании ребенка, — считает Анатолий Чадов. По его мнению, законодатели на то и рассчитывали, когда формулировали закон.
Корреспондент РП напомнила уполномоченному представителю по правам человека о том, что во время его прокурорской деятельности, в 2008 году, ему поступала жалоба из поселка Марьевка Сакмарского района, о том, что там проводится переоформление объектов недвижимости в частную собственность одного предпринимателя, вероятно, незаконно. С тех пор ситуация усугубилась, и село потеряло почти все социально значимые объекты: интернат, дом культуры, детский сад, школьную столовую. А реализовывались они по поддельным документам, как установил специалист УФСБ РФ по Оренбургской области.
Анатолий Чадов сообщил, что точка в этой истории еще не поставлена. Уголовное дело в отношении конкурсного управляющего возбуждено и даже был приговор, который отменен.
- Я в конце августа 2008 года ушел в отставку, и это дело тогда еще не было завершено. И, в общем-то, я от него отошел давно. Но позиция областного суда начинает вырисовываться. Видимо, есть вина этого человека. Что будет? Не знаю. Время покажет.
По собственной инициативе аппарат уполномоченного представителя по правам человека провел проверку ряда лечебно-профилактических учреждений, в частности психиатрических клиник, и выявил множество нарушений. Претензии были и к содержанию пациентов, и к состоянию зданий, и к другим моментам. По результатам проверки в Минздрав области была представлена соответствующая справка, и далее ответственные лица понесли наказание, если таковое предусматривалось.
Анатолий Чадов согласен, что выявленные нарушения — это упущение министра, но также признался, что не считает Тамару Семивеличенко виновной в том, что подведомственные ее министерству ЛПУ работают плохо. Она стала министром недавно, и спрашивать с нее за это нельзя, так как проблемы эти копились задолго до ее прихода. Бывшего министра Сергея Жукова тоже нет смысла призывать к ответу.
- Ну, человек уволился, что его сейчас, расстреливать? Да и этот министр тоже недолгое время был. А проблемы копились годами, некоторые десятилетиями.
Дозвонился на прямую линию блогер Евгений Михеев с провокационным вопросом о том, что назначение Анатолия Чадова на должность сопровождалось волной протеста со стороны как общественности, так и некоторых депутатов. Например, против этой кандидатуры высказывались Владимир Фролов, депутат Законодательного собрания области от фракции «Справедливая Россия», и Сергей Катасонов, ныне депутат Государственной думы.
- В настоящий момент даже лояльные общественные организации перестали надеяться на сотрудничество с вами, заявляя в кулуарах о бездействии уполномоченного, — заявил блогер и попросил Анатолия Чадова рассказать о том, что делается, чтобы переломить это общественное мнение и получить признание как защитника прав и интересов граждан со стороны общественности.
Анатолий Чадов не отрицал, что были противники его назначения, и предположил, что его прокурорское прошлое не всем пришлось по нраву. А может, они хотели своего человека на этот пост продвинуть. За два года работы упреков в бездеятельности уполномоченный в свой адрес не получал. Наверное, все же аппарат работает хорошо, ведь статистика показывает, что количество обращений граждан растет. Много обращений получили положительное разрешение. Например, за первое полугодие 2013 года из 354 письменных обращений примерно 10% были удовлетворены. По половине из них даны разъяснения, 30% переданы в подведомственные организации, часть обращений находится в работе.
Побывал Анатолий Чадов и в местах лишения свободы.
- Я практически во всех колониях, во всех следственных изоляторах побывал, и не однажды.
Там уполномоченный по правам человека оценил содержание заключенных — где-то хуже, где-то лучше. Девятая колония в Акбулаке, по его мнению, менее комфортна, чем восьмая, четвертая и первая в Оренбурге или «тройка» и «пятерка» в Новотроицке — эти поновее и получше будут.
Питание в колониях неплохое, есть свое производство, сады, бахчи есть — арбузы выращивают. Подсобные хозяйства есть — разводят крупный рогатый скот, свиней, птицу, кроликов. Выращивают зерновые, хлебобулочные изделия пекут и продают в собственных магазинчиках.
Планирует Анатолий Чадов побывать и в женской колонии. Хотя представление о ней уже имеет, так как бывал там, когда она была колонией для несовершеннолетних. Условия были хорошие.
В отношениях между заключенными и сотрудниками случается разное: бывает — за дело наказали, а бывает, что и не стоило. Тут заключенные реагируют по-разному — если сидеть еще долго, то внимания не обращают, а если есть возможность использовать это для условно-досрочного освобождения, то конечно, жалуются.
По ходу встречи фразы «у меня нет такого права», «я не уполномочен», «это не в моей компетенции» звучали так часто, что к концу беседы журналисты невольно озадачились вопросом, который корреспондент РП и задала Анатолию Чадову — а на что имеет право уполномоченный по правам человека?
- У нас действительно прав-то всего ничего, — ответил уполномоченный. — К нам по всем вопросам обращаются. Мы стараемся. И если мы не можем сами — обращаемся к прокурору, обращаемся к руководителю органов полиции, мы обращаемся в службу судебных приставов, мы держим эту жалобу на контроле. Направляем обращение к прокурору: «Уважаемый, разберитесь!» У него есть полномочия — мы его просим. Некоторым мы даем советы, объясняем, куда человеку нужно обратиться. Даем ориентиры, человек идет, находит понимание. Если человек приходит к нам с письменным обращением — мы понимаем, мы направляем. И нам потом сообщают результаты работы.
По словам Анатолия Чадова, в его аппарате работают 15 человек, есть врачи, есть юристы. Каждый занят своим делом — кто-то консультирует граждан, кто-то занимается хозяйственными и организационными вопросами. По области работают 13 общественных приемных.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости