Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Из ничего может сделать вещь»

«Русская планета» пообщалась с человеком, который рисует киноафиши в городе последние 50 лет
Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Элина Мятыга, специально для РП
С Виктором Самохиным корреспондент «Русской планеты» встретилась в его мастерской, расположенной в подвале кинотеатра «Москва». Заинтересовавшись работами художника, мы решили познакомиться с ним ближе.
Вот уже более 50 лет как Виктор Самохин пишет афиши к кинофильмам, которые выходят в нашем городе. Среди его работ картины к «Кинг-Конг жив», «Приключения Питкина», «Фантомас» и многие другие. 40 лет мастер проработал в кинотеатре «Украина», затем расписывал афиши в «Дружбе», а теперь трудится в «Москве».
– Как же вы добились такого мастерства?
С утра в руки кисть и к холсту. Опыт мы перенимали у друзей и много читали. У нас был очень дружный коллектив. Мы часто собирались большой компанией обсуждали работы, беседовали и делились знаниями. В кинотеатре «Украина» было кино-кафе «Незабудка», мы часто его посещали.
– Как вам удается прочувствовать индивидуальность фильма?
Раньше было не то что сейчас. Прежде чем приняться за работу, мы просматривали пленку, нам давали слайды. Затем делали несколько эскизов, их утверждали, а уже затем принимались творить. На одну такую картину у меня уходило примерно три дня.
– Чем вы пишете свои работы?
Я до сих пор использую мел и гуашь, оставшиеся еще с советских запасов. Для того чтобы картина не портилась от дождя, фиксирую ее клеем ПВА. Сначала беру холст и грунтую его, затем уже наношу рисунок и клей. Благодаря этому один такой холст можно использовать много раз. Смыть один рисунок и нанести другой не составляет особого труда.
Сейчас работы мастера все чаще заменяют баннерами и цветной печатью. Созданные под копирку рекламные щиты не несут в себе того искусства, которое было еще 10 лет назад.
Сегодня и афиши, и фильмы — все одинаковые. Показывают одни драки, насилие, убийства. А тогда был золотой век кино. Картины Гайдая, Меньшова, Мотыля и других советских режиссеров собирали полные залы. На зарубежное кино существовала цензура, не было такой безвкусицы в лентах.
Помимо создания киноафиш, Виктор Самохин занимается оформлением кинотеатров к праздникам, сам мастерит рамы, увлекается фотографией и гонит самогон.
Я снимаю на старенький «Зенит». Иногда пишу портреты, но очень редко, — признается художник. — Сам гоню самогон. У меня в мастерской, еще в кинотеатре «Украина», часто собирались как старые друзья, так и знаменитые актеры, приезжавшие на премьеру фильма, и мы принимали по рюмочке. Так я познакомился с Кларой Лучко, с Нонной Мордюковой, с Натальей Варлей.
В конце 1960-х Виктор Самохин вместе с другими художниками ездил в Москву в кинотеатр «Родина».
Тогда там работали большие и уникальные мастера — Золотаревский и Евсеев. Я помню, как мы завидовали им, так как они писали картины не на полотне, а на рулонах бумаги и немецкими красками. Это были чудесные художники, их работы вызывали восхищение.
Пока мы общались с художником, к нему в гости заглянул главный инженер КП «Киновидеопрокат» Сергей Шуневич. Услышав нашу беседу, он не смог не поучаствовать.
Виктор Самохин — мастер на все руки, который может из ничего сделать вещь, — рассказывает Сергей Леонидович. — Он и строгает, и мастерит, и пишет, и прекрасно готовит. Даже огурцы он по-своему режет. Во всем, что бы он ни делал, проявляются его талант, неповторимый стиль и уникальность. Мы знакомы уже около 30 лет, я когда-то тоже начинал свою карьеру помощником киномеханика в «Украине».
В 90-е годы, когда кинотеатр «Украина» перестал быть кинотеатром и его помещения начали сдавать в аренду, Виктор Александрович собрал и сохранил почти весь его архив для кинофонда.
Помню, я пришел в кинотеатр и увидел, что все сейфы открыты, трудовые валяются прямо на полу. Катушки с лентами разбросаны и вытащены из коробок. Оказалось, что их выпотрошили торговцы, которые тогда продавали в кинотеатре какие-то вещи. Я потратил несколько недель для того чтобы собрать все обратно.
Сохраненный кинофонд, который мы сейчас имеем по кинотеатру «Украина», — это заслуга лишь Виктора Самохина. Если бы не он, ничего бы этого не было, — рассказывает Сергей Шуневич.
Художник признается, что не стал бы ничего менять в своей жизни, даже если бы выдалась такая возможность. Он пошел работать в кино по зову души и вовсе не ради денег.
Наши ветераны не получали премий, — рассказывает помощник инженера. — Все свободные средства вкладывались в кинотеатры и в кино. И все относились к этому с пониманием. Мы до сих пор живем тем кино, которое создавалось ими. Отсюда еще более обидна та разруха, которая царит в кинотеатрах города.
В 2007 году в Севастополь приехал немец и предложил директору КП «Киновидеопрокат» за свой счет восстановить кинотеатр «Родина», расположенный в Балаклаве. Он готов был вложить 1 млн долларов с единственным условием: ровно через год ему в нем покажут кино.
Это было как в сказке, — рассказывает Сергей Шуневич. — Если бы я был режиссером, я снял бы об этом фильм. Мы сразу же взяли его и поехали в администрацию города. Тогда председателем Севастопольской городской администрации был Валерий Саратов. Он отказал немцу. Позже выяснилось, что в тот момент кинотеатр был залогом под очередную предвыборную компанию.
Сегодня Виктору Самохину 79 лет. Он проживает в Инкермане вместе с женой. В кино не ходит, так как считает современные фильмы бездарными. Он пенсионер, но до сих пор пишет афиши к современным кинолентам, правда, они уже не пользуются такой популярностью, как раньше и уже давно не обеспечивают аншлаги в кинозалах.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин