Новости – Люди












Люди
«Профессия, прямо скажем, не из топовых»

Александр Тургенев. Фото: Рустам Журавков / «Русская планета»
«Русская планета» о вымирающей профессии, о браке по интернету и о пиратских копиях
26 марта, 2015 11:38
12 мин
Торговый центр, в кинозале которого работает человек по фамилии Тургенев, открылся в 2005 году и для города был примечателен прежде всего тем, что вместе с его открытием в областном центре появился первый многозальный кинотеатр за всю его историю. До этого в городе было только два государственных кинотеатра с небольшим количеством залов для сеансов. Сейчас в кинотеатре осталось всего два из шести кинозалов, где показывают фильмы на пленке. В остальных царит «цифра», говорит киномеханик Александр Тургенев. Да и сама профессия киномеханик как таковая, по убеждению Тургенева, в скором времени уйдет в прошлое. А все потому, что овладеть ею в цифровую эру может даже подросток, хоть немного владеющий компьютером. Раньше для этого нужно было заканчивать училище и в зависимости от количества изученных часов выпускнику присваивался один из трех разрядов.
– В советские времена пленка приходила частями в коробках по 10 минут. И киномеханику постоянно приходилось перезаряжать ее при начале новой десятиминутки фильма. Одна часть прошла, надо запускать другой аппарат с новой бобиной, старую бобину в это время надо было перематывать обратно и заряжать уже следующую. И так пока не закончится фильм. Тогда в залах обычно стояло по два киноаппарата и поэтому времени сидеть вообще не было. На более новом аппарате, на котором хоть и редко, но до сих пор проигрываются фильмы, пленку постоянно менять не нужно. Пленка из центра поступает на подачу автоматически, мне лишь нужно выбрать нужную скорость при помощи рычага. Когда пленка заканчивается, происходит автоматическое отключение проектора. Аппарат затем пленку автоматически сматывает в изначальное положение.
– В скором будущем и этот пленочный аппарат уйдет в прошлое?
– В течение года и этот аппарат должны заменить на цифровой. Потому что они практичнее. Сама пленка со временем портится: подсыхает, начинает шелушиться, появляются точки, черточки. Уже через 200 – 300 сеансов она становится практически непригодной.
– А изначально здесь все было на пленке?
– Да, все было на пленке до прошлого года. А сейчас 4 из 6 залов уже на «цифре». 1 из 4 — 3Д-аппарат. Для него зрителям выдают специальные очки, чтобы смотреть объемные изображения.
– Какие особенности, кроме отсутствия бобин с пленкой, есть у «цифры»?
- Ну, на «цифре» все проще. Как там включить фильм? Я за 2 – 4 часа до показа премьеры захожу на специальный сервер. Там новые фильмы расположены в виде файлов очень большого размера, 200 – 300 Гб, с идеальным качеством изображения. Далее моя задача скачать фильм, потом через администратора я должен заранее загрузить ключи воспроизведения, которые разрешают демонстрацию того или иного фильма определенный промежуток времени, добавить скачанные фильмы в плейлист и установить нужное время начала и конца фильма.
– Как начинается здесь ваш рабочий день?
– Начинается он в 8.30 утра с техобслуживания оборудования. В основном это касается только пленочных аппаратов. Проверяю уровень масла, особенно после не моей смены. Проверяю барабаны с пленкой. Потом беру расписание у администратора. Смотрю, какие у меня фильмы в наличии, какие должны привезти или надо скачать. Очень редко случается, когда фильм не успевает скачаться к премьере. Обычно кинопрокатчики этого не допускают. Если они видят сбой в файле, они привозят копию на жестком диске. Новый репертуар, как правило, известен уже в понедельник, поэтому я заранее знаю, какой фильм и во сколько будет идти в четверг, в день премьер. В соответствии с этим временем я распределяю закачки.
– А у заказчика есть какие-то требования к тому, где, в каком зале и в какое время должны идти его фильмы?
– Это заранее обговаривается. Главный администратор киноцентра разрабатывает расписание на месяц вперед. Я в этот процесс не вмешиваюсь.
– Когда фильм заканчивается, что вы должны сделать?
– Практически ничего. Программа сама выключит проектор, включит свет в зале. От меня требуется только подготовить следующий фильм. Например, начало следующего сеанса в 12.00. Я к этому времени подхожу, включаю лампу и дальше уже автоматика все делает сама. Еще в мои функции входит поставить время выключения света в зале, когда закончится реклама перед фильмом. Но это нужно делать только один раз, когда у фильма премьера. Дальше программа сама будет выключать и включать свет.
– Вы всегда один в смене работаете?
– Не всегда. Сейчас, например, стажируется еще один молодой человек. Самостоятельно его еще не допускают. Он работает вместе с напарником, моим сменщиком, вчера работал со мной.
– А пленочные аппараты вы часто включаете?
– Все премьеры сейчас обычно приходят в «цифре». Сейчас на пленке у нас лежит мультфильм «Три богатыря», который привезли к нам еще до Нового года. Если на него будут зрители, я, конечно, включу его. Сеансы на него в основном в выходные — по пять-шесть сеансов в день.
Александр Емельянович настроил проекторы, составил плейлист. Пленочный кинозал пока свободен. И киномеханик свободен — как минимум до окончания первого сеанса. Мы идем в его маленькую рабочую аппаратную, где продолжаем разговор о его профессии.

Фото: Рустам Журавков / «Русская планета»
– Как ваш профессиональный путь начинался? Ведь профессия, прямо скажем, не из топовых?
– Сам я из Самарской области. Началось с того, что в 1979 году я пришел играть в наш поселковый ансамбль в доме культуры. До этого я год проучился игре на пианино в музыкальной школе, и поэтому же направлению я пришел играть на сельских танцах. Директриса дома культуры к нам очень хорошо относилась, аппаратуру старалась для нас выбивать. И однажды в доме культуры появилась проблема с киномехаником. Село же: то пьяницы, то прогульщики: киномеханики не держались долго. А фронт работ надо выполнять, за перевыполнение давали премию. А я учился до этого в ПТУ на сварщика в Куйбышеве, но эта директриса, присмотревшись ко мне, сказала: «Саша, ты не хочешь киномехаником поработать?» Я спрашиваю: что для этого надо? Съездить на курсы, говорит. А тогда, чтобы выучиться на киномеханика на самый высокий разряд, чтобы иметь право работы на всех аппаратах, нужно было год учиться в ПТУ. Мне же в принципе это было не надо. Надо было научиться на своих только работать. А у нас стояли «допотопные» проекторы еще с угольными электродами. Это сейчас используют лампы ксеноновые, а тогда через два угольных электрода зажигалась дуга, как на сварке, и надо было периодически эти электроды подкручивать, потому что они обгорали.
– И на сколько фильмов обычно хватало?
– Обычно на три сеанса. Причем один обычно сгорал быстрее, другой медленнее. И постоянно приходилось менять то положительный, то отрицательный. А на то время в регионе существовало областное управление кинофикации, и оно проводило курсы для тех, кто с периферии. То есть кому не надо было знать всякие там ксеноны или системы бесперемоточного показа, особенности аппаратуры, организовывались ускоренные трехмесячные курсы. И вот я закончил курсы эти по ускоренной программе за один месяц вместо трех. Я экстерном сдал экзамен: для наглядности зарядил аппарат, рассказал, как настроить звук, как обращаться с кинопленками и т. д. В результате я получил третий разряд и поехал работать.
– Как тогда работалось?
– Я начал работать по совместительству без записи в трудовой книжке: мне не было 18 лет. Но директриса на свой страх и риск приняла меня на работу. С конца мая по сентябрь во время каникул я работал киномехаником в сельском клубе. Потом, после обучения на сварщика, опять вернулся и еще три месяца отработал до армии. А потом еще в армии я попал киномехаником работать. А там были другие аппараты: не дуговые, а ламповые. Обычная лампа, только очень мощная — 400-ватная. Как сейчас помню, очень маленькая лампа для маленького зала солдатского клуба. Когда нас привезли, мы стояли у склада получать форму и там спросили: «Киномеханики есть?». Я говорю: «Есть!». «Какой категории?». Говорю: «Третьей». Ну и за неимением другой взяли.
– И как часто там показывали фильмы?
– Три раза в неделю: среда, суббота, воскресенье. После ужина в личное время солдаты строем шли смотреть кино в солдатский клуб. И там я все два года крутил кино.
– После армии куда направились?
– Опять в самодеятельность. Официально я пошел на железную дорогу работать в диагностику, в дефектоскопию, и по совместительству по вечерам показывал кино все в том же сельском клубе.
– И сколько после армии отработали киномехаником?
– До 1986 года. Потом меня отправили на курсы повышения квалификации в Москву. Я в Москве был полгода. Дорос до высшего, седьмого разряда оператора дефектоскопа и попутно проходил курсы водителей дрезины, потом получил специальность машиниста выправочно-подбивочных машин и еще много разных специальностей. И вот до 2007 года я только работал на «железке». Потом, когда сюда переехал, устроился также на «железку» опять по той же специальности. В то время нужны были нашего профиля работники. Вскоре всю диагностику передали в Саратов, начался бардак: постоянные комиссии, проверки, ревизоры, ненужные отчеты целый день, с утра отчет за предыдущий день, вечером отчет за текущий день, с утра опять повтор, но уже в другой кабинет. И вот это все до того стало мешать работе, что год назад оттуда уволился по собственному желанию. И стал искать в интернете что-то более подходящее.
– А как в Астрахань попали?
– Это, как говорится, «шерше ля фам». В 2006 году познакомился с женщиной по интернету и расписались. А в 2007 году я приехал сюда и остался насовсем.
Звонит телефон — администратор. На часах 9.44. Пора запускать первый сеанс, намеченный на 9.45. Мы проходим к цифровому проектору. Через минуту начнется показ первой премьеры четверга — «Развод по-французски». Александр Емельянович нажимает «Play» на экране монитора и начинается показ рекламных роликов перед фильмом. Ему нужно дождаться окончания рекламы, чтобы установить время выключения света на компьютере. В конце фильма процесс повторится. В дальнейшем он будет проходить автоматически.
– Реклама идет отдельным файлом?
– Нет, все включено вместе с фильмом. Время рекламы я не властен регулировать.
– В духовном плане работа что-то вам дает?
– Самое главное, что она дает — это спокойствие. После железной дороги я здесь совершенно другим себя чувствую. Мне дают репертуар. Я знаю, что за чем будет следовать, проверяю наличие фильмов, какие надо скачиваю, включаю показ и отдыхаю.
– Есть какая-то сложность в новом оборудовании?
– Почти нет. Компьютерное управление достаточно простое: и ребенок с начальными знаниями компьютерной грамотности разберется. В самом аппарате самая большая сложность в замене лампы. Когда лампа отработала свой ресурс, ее нужно заменять. Для этого должен быть специально обученный человек, потому что она взрывоопасна и под очень большим давлением. Я этим не занимаюсь. Специалист надевает прозрачную маску, брезентовые перчатки и спецодежду.

Фото: Рустам Журавков / «Русская планета»
– Есть ли сейчас такая специальность — «киномеханик», обучают ли в училищах на нее?
– По моим сведениям, нет уже такой специальности. Сейчас большинство кинотеатров оборудованы цифровыми кинопроекторами. А для них особых знаний не требуется. Да, если пленочный аппарат, здесь нужно какое-то время на обучение. Но для этого, как практика показывает, достаточно прохождения стажировки, которую сами же кинотеатры и проводят при найме новичков.
– Вы сами какие жанры в кино предпочитаете?
– Идут сейчас в кино всякие блокбастеры, «трансформеры» и т. д. А я из этого возраста уже вырос. Я люблю старые советские и французские комедии, и просмотра по телевизору дома мне вполне хватает. А здесь, когда у тебя шесть кинозалов, особенно что-то не посмотришь. Нужно постоянно за всем следить.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости