Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Считают, что лучше показать негатив»

О принципиально разных подходах к социальной рекламе в России и на Западе, ее целях, успехах и недостатках
Елена Коваленко
4 мин
Владимир Ким. Фото из личного архива
За полтора года краснодарский кинопроект «Стань человеком» снял пять коротких роликов, уже получивших три всероссийские и одну международную награды — ребята дважды становились лауреатами конкурса «Новый взгляд» и екатеринбургского фестиваля «Выбери жизнь», а также призерами международного конкурса «Lime». При этом на ролики не потрачено ни одного бюджетного рубля.
Создатель проекта Владимир Ким рассказал «Русской планете» о том, почему российская социальная реклама в середине 90-х была лучше, чем сегодня, чего не хватает роликам про наркотики и почему нужно запретить набравший почти 10 миллионов просмотров ролик «Человеку плохо/ Russia vs. USA Experiment».
Переехавший в Краснодар пять лет назад Владимир Ким признается, что социальной рекламой собирался заняться давно, но в реальные ролики задумка начала воплощаться только с позапрошлого января. Ему помогают единомышленники. Всего в «Стань человеком» 15 активистов, но основных участников пятеро: проживший в Ницце 13 лет и окончивший там режиссерские курсы Валерий Симонович, актриса Новороссийского драмтеатра Елена Кабанова, телеоператор из Тихорецка Алексей Савельев, художник-декоратор Сергей Филимонов и сам Ким, руководивший телекомпанией в Ташкенте. Сегодня он работает в молодежном центре.
– Даже случайно сталкиваясь с западной социальной рекламой, каждый раз понимал, насколько она отличается от российской. Западные ролики подталкивают к действию, а российские чаще всего угнетают: посмотрел их и жить расхотелось, — признается автор проекта. — Конечно, у нас различается и законодательство: по российским законам в социальной рекламе нельзя показывать, например, технику вредных привычек, сами сигареты, даже дым изо рта, но основная разница не в этом. На Западе совершенно другой подход, их социальная реклама более агрессивна. Американцы считают, что если в ролике показать реалистичные последствия вредных привычек, эффект будет больше.
Свой подход и в развитых азиатских странах. Там социальная реклама больше ориентирована на философское мироощущение единства, подчеркивается, что человек часть Вселенной, нарушил одно звено — страдаешь не только ты, но и семья, вся страна.
– В России идеология социальной рекламы, к сожалению, пока никак не сформулирована. Зачастую режиссеры просто берут лучшее из западных или восточных образцов, не понимая, что у нас разный менталитет, — продолжает Владимир. — Именно поэтому захотелось снимать ролики, адаптированные для российского, шире — постсоветского зрителя. Различия ярче всего проявляются в мелочах. Например, когда загорается зеленый свет, россиянин еще посмотрит направо-налево, убедившись в отсутствии машин. Американец сразу пойдет по зебре. Или вот пример западной социальной рекламы: там нормально, если водитель на шоссе видит, что впереди едущая машина превысила скорость, он автоматически наберет полицию и сообщит об этом. В России такая социальная реклама просто не пойдет.
В медийной истории новой России, считает собеседник, есть пример качественной социальной рекламой, учитывающей ментальность россиян — вышедший в середине 90-х «Русский проект» Первого канала, тогда еще ОРТ.
– Прошло 20 лет, но многие помнят сюжеты этой серии, потому что они добрые, глубокие и нужные. Например, мне больше всего запомнился «В космосе» («Это моя страна»), где снялись тогда еще молодой Владимир Машков и Никита Михалков. Ролики «Русского проекта», может быть, технически и простоваты, но отработаны на художественном уровне. Это была замечательная попытка дать из телевизора, по которому предыдущие несколько лет крутили одну «чернуху», надежду людям, — ответил на встречный вопрос Владимир Ким. — Многие фразы из роликов «Русского проекта» тут же пошли в жизнь. Помните «Помаши рукой маме!», «Крыська, молчи» или как фронтовик — герой Зиновия Гердта — пишет на запотевшем стекле метро «Я люблю тебя 1945»?
Съемки ролика о ПДД «Безопасность — это мы», ставшего лауреатом всероссийского фестиваля «Новый взгляд». Фото из личного архива Владимира Кима.
Краснодарец уверен, что за последние пару лет ситуация с социальной рекламой стала меняться: президент Владимир Путин выступил за поддержку социальных инициатив, государство осознало необходимость социального видеоконтента хотя бы как информационного щита.
– Представители госструктур на местах почувствовали этот мессидж, но им не всегда хватает квалификации для разработки качественной социальной рекламы. Так и рождаются ролики, над которыми потом все смеются, — констатирует собеседник. — Порой руководители считают, что лучше показать негатив. Но психологи давно доказали: в таком формате социальная реклама не действует, она должна побуждать к чему-то, а не запугивать. Ментальная особенность россиян, ввиду нашей богатой культуры и истории, — потребность в эмоциональном восприятии, мы должны прочувствовать, пропустить посыл через себя. А не просто бубнить «нет наркотикам!».
К слову, кинопроект «Стань человеком» существует на пожертвования — поддержки у кубанских чиновников Ким и его единомышленники так и не нашли. Зато к ним обращаются за помощью из Подмосковья, Свердловской области, налажены контакты с соседним Ростовом.
– Пока нам помогают самые обычные люди. Пару раз приходил и крупный бизнес, но реальной помощи не дождались. Например, встретились с директором известного предприятия, который никак не мог взять в толк: зачем мы снимаем и бесплатно распространяем ролики? — улыбается Владимир. — Другой бизнесмен приехал с золотыми часами и зубами на новеньком Lexus, попенял на плохую жизнь в стране, пообещал помочь и пропал. Обычно такие люди живут в «зоне комфорта», им удобно не замечать проблемы других, они должны выйти из нее, чтобы сделать доброе дело.
Общаясь с руководителем проекта социальной рекламы, я не мог обойти нашумевшую историю с роликом «Человеку плохо/ Russia vs. USA Experiment». Напомню, его авторы поставили эксперимент: как отреагируют прохожие в России и США на неожиданно упавшего посреди улицы человека. Результат эксперимента, на первый взгляд, говорят о бессердечности и равнодушии наших соотечественников: в Майами прохожие помогали упавшему парню в первые же секунды, в то время как на улицах Санкт-Петербурга к нему подошли только в одном случае из пятнадцати. Казалось бы, авторы ставят благородную задачу и призывают россиян быть отзывчивее. Но все ли так просто?
– Подобный ролик нужно делать очень тонко, а молодые ребята просто вызвали резонанс, завоевали популярность. Опасность таких экспериментов в том, что они формируют у молодежи впечатление о стереотипах поведения. YouTube для школьников и студентов является каноном, отправной точкой, — рассуждает Владимир. — Посмотрев ролик, можно подумать, что все россияне бессердечные. Но вы же прекрасно понимаете, что это не так, к упавшему на улице у нас обязательно подойдут. Такие ролики, я глубоко уверен, нужно запрещать хотя бы с политической точки зрения, потому что они опасны. Например, в ряде штатов США прохожий вообще не имеет права подходить к упавшему, он может только вызвать службу спасения. Так что я сомневаюсь в чистоте и социальной объективности подобных видеоэкспериментов.
К слову, сейчас активисты работают над минутным роликом о российских семейных традициях, рассчитанным на западную аудиторию. В сюжете покажут взаимоотношения сына и отца у разных народов России — славян, кавказцев, монголоидов. Ролик выйдет уже в этом году и будет распространяться через социальные сети. Пока же коллектив готовится к поездке в Москву — 17 сентября проекту «Стань человеком» вручат дипломы конкурса «Новый взгляд». За какой из трех отосланных туда социальных роликов, краснодарцы пока не знают.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин