Новости – Общество
Общество
«Шьем сарафан не в пику вышиванке»
Надежда Балуева считает, что народные традиции несут вечные ценности — веры, добра и справедливости. Фото: Елена Серова / «Русская планета»
Мастер ярославского костюма — о том, почему не стоит политизировать народные традиции
14 мая, 2015 11:38
9 мин
В России не так много регионов, где всерьез занимаются историей народного костюма, из поколения в поколение передают секреты ткацкого мастерства, умения создавать национальную одежду. Но Ярославской области в этом смысле повезло. Традиции здесь сохраняются по сей день, благодаря профессиональным людям и энтузиастам.
Руководитель ярославской региональной общественной организации возрождения русской культуры и традиций «Петропавловская слобода» Надежда Балуева организовала народный музей «Дом фабричных Волковых» в своем собственном жилище. Здесь хранятся старинные ткацкие станки, самопрялки и другие раритеты.
– Я потомственная фабричная, — с гордостью говорит Надежда. — Предки мои во времена императрицы Анны Иоанновны были приписаны к Ярославской большой мануфактуре. Почти триста лет они жили на этой земле: праздновали, горевали, мечтали, трудились и находили последний приют на здешнем Донском кладбище. Все женщины в нашем роду становились ткачихами. И я вслед за матерью и старшими сестрами тоже пошла бы работать на фабрику. Но мама сказала: «Надя, вся наша родня испокон веку стоит у станка, а ты — учись!»
В техникуме текстильной промышленности Надежда Николаевна получила специальность — техник-технолог хлопчатобумажного производства и после этого десяток лет проработала в НИИ технических тканей. Затем окончила истфак педуниверситета имени Ушинского, причем темой своей дипломной работы выбрала исследование деятельности последнего управляющего Ярославской Большой мануфактуры Алексея Флегонтовича Грязнова.
Таким образом, дружеских отношений с текстильщиками она никогда не прерывала. Тем более что выросла в «корпусах» — построенных во второй половине XIX века владельцем текстильной фабрики Иваном Карзинкиным для своих рабочих трехэтажных зданиях, напоминающих армейские казармы — и до сих пор по-доброму общается с тогдашними соседями. Для многих ярославцев этот старый жилой квартал ассоциируется с коридорной системой, обветшанием и коммунальным небрежением. Но в то время все было по-другому. Все обитатели знали друг друга по именам, в ходу был сочный, афористичный «фабричный» говорок, многие предметы утвари и обихода сохранялись с достопамятных времен.
Ее восхищают добротные строения этих старинных уголков родного города. Затейливый резной узор наличников на окнах приятен взору. И дело не в том, что сердцу мила архаика. Просто традиционная культура, по ее мнению, дана нам во спасение. Она несет вечные ценности — веры, добра и справедливости, настраивает усердно трудиться, помогать ближнему, радушно встречать гостей.
– Вы дарите вторую жизнь народному костюму. На Украине вот тоже на пике моды вышиванки, этакий акцент обособленность, — поднимаю провокационную тему.
– Через народную культуру мы стараемся укрепить в душах людей любовь и уважение к своей стране, понимая, что это мощный ресурс для работы с мировоззрением нации. Но главное здесь — не переборщить, не превратить хорошее начинание в карикатуру. И уж тем более опасно использовать народную традицию в политике! Упаси нас Бог от этого. Все должно быть на своем месте.
К сожалению, в истории России слишком много «тектонических разломов», безоглядных отречений от старого мира, когда прерывается передача от поколения к поколению накопленного цивилизацией опыта. Понятно, что разорванные исторические связи рано или поздно приходится восстанавливать. Как это сделать — ярославский историк и решила показать на личном примере.
Так одевались ярославцы в позапрошлом веке. Фото: Елена Серова / «Русская планета»
Так одевались ярославцы в позапрошлом веке. Фото: Елена Серова / «Русская планета»
«Петропавловская слобода» под ее руководством стала проводить детский этнофестиваль «Птаха». Полюбились местным жителям организованные ею «Балы у Карзинкиных» в Доме культуры «Красный Перекоп» и «Петровские ассамблеи» в Петропавловском парке. Но самый крупный проект общественных активистов, поддержанный грантами правительства области — «Этномир Ярославского края». Он положил начало созданию масштабной коллекция русского народного костюма, сшитого в ярославских традициях. Многие изделия реконструированы по старинным фотографиям, сохранившимся чуть ли не в единственном экземпляре образцам, по архивным выкройкам с применением полузабытых технологий раскроя ткани, соединения деталей, обработки швов.
– Успех нового большого дела во многом определяется настроем: что ты чувствуешь — кураж или мандраж. Да, я очень волновалась, но ощущала такой кураж, что, казалось, взмахну руками — и поднимусь в небо! — восклицает Надежда Балуева.
Она прошла стажировку в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга, проштудировала бессчетное число изданий, посвященных истории национального платья, собрала учеников на мастер-классы по кройке, вышивке, кружевоплетению, ручному ткачеству, золотошвейному делу.
А сколько было переживаний из-за того, что на, с таким трудом учрежденные курсы, пришли 36 человек и после первых же занятий две трети отсеялись, а до конца дошли только шестеро. Но зато все они стали верными соратниками и единомышленниками инициативного руководителя общественной организации. Благодаря подвижничеству Анастасии Носовой, Ангелины Ковалик, Галины Андреевой, Марии Перминовой, Натальи Соловьевой, Павла Петухова (программиста по специальности и замечательного вышивальщика по призванию), а также других мастеров уже заняли почетное место на манекенах 25 народных костюмов с местными особенностями — угличский, переславский, даниловский, мышкинский, ярославский фабричный и другие.
– В конце девятнадцатого века женщины из простого народа стали носить парочки —длинную юбку и кофту с баской. Но вплоть до тридцатых годов прошлого столетия деревенские девчата нередко приезжали устраиваться на нашу фабрику в простом косоклинном сарафане, — удивляет исследовательница прошлого. — Под него одевали рубаху-рукава с вышивкой, сверху в холодное время года — шугай, этакую кофту на вате, или душегрею. Мы реконструировали не только одежду, но и украшения — бусы, ожерелки, поручи, наручи. Не все наши изделия парадные, есть и будничные, — объясняет энтузиастка.
Изюминка этого собрания — красная сенокосница. Это парадная обрядовая рубаха, в которой женщины нашего края выходили косить в заливные луга. Любого зрителя впечатлит костюм молодухи, воссозданный по живописному полотну середины XIX века ярославского художника Ивана Белоногова. Белоснежная миткалевая рубаха-коротена (длиной до пупка) украшена вышивкой с оберегами. Подгрудный сарафан из шелковой ткани изумрудного цвета с золотистыми мелкими букетами и вкраплениями красно-синего отлично сочетается с подбитой черным ситцем душегреей «перышко». На голове у молодой ярославны — украшенный золотым шитьем и жемчугами высокий кокошник с легчайшей полупрозрачной фаткой-коноваткой.
– Для прочности каркаса головного убора мы использовали жесткий картон. А наши предки обычно – кору или многослойно проклеенный лен. У нас было слишком мало времени, чтобы раздобыть настоящую золотую нить для кружева, поэтому пришлось распустить старинные эполеты, — делится профессиональными тайнами мастерица.
Освоив техники шитья, члены «Петропавловской слободы» столкнулись с новой проблемой — поиск аутентичных тканей и материалов.
– Вот это я называю шопинг до упаду! — смеется Надежда Николаевна. — Мы стали завсегдатаями специализированных магазинов Ярославля, Москвы, Иванова, Костромы, Владимира. Выяснили, что только один-единственный завод в России выпускает золотую нить.
Теперь ее мечта — возродить легендарную ярославскую затрапезу. Не конкретную именовавшуюся пестрядью ткань, которая выпускалась на основанной в начале XVIII века, еще в петровские времена, ткацкой мануфактуре купцов Затрапезновых, а в широком смысле — былую славу ярославского ткачества. Выражение «затрапезный вид» в последние годы стало синонимом убогости, неопрятности, безвкусицы. Между тем ярославская фабрика вырабатывала добротное сукно, идущее на скатерти, салфетки, полотенца, а также саржу, волнистое полотно, фламское полотно. Исторический факт — английские купцы скупали ярославские изделия, ставили на них свои клейма и продавали под видом зарубежной продукции в лучшие дома Российской империи. С производством тканей связан целый глубинный пласт в истории ярославского региона. К сожалению, пережившие тяжелый кризис в девяностые годы прошлого века ярославские предприятия легкой промышленности до сих пор не отошли от стресса.
Однако новых задумок у петропавловцев много. Например, они хотят открыть в границах рабочего поселка Ярославской Большой мануфактуры центр традиционной народной культуры «Русский дом», где нашлось бы место для мастерских различных ремесел, для библиотеки, выставочного, театрального залов.
– В один из дней внезапно накатившей усталости пошла за моральной поддержкой в храм. Читает батюшка акафист — и вдруг я совершенно ясно слышу слова: «Дерзай, Надя!». По зрелому размышлению поняла, что священник вряд ли это сказал. Но это и не важно. Ведь я услышала ответ на свой незаданный вопрос — как будто ангел меня по голове погладил, — рассказывает этнограф.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости