Новости – Общество
Общество
«Американцы нас жутко боялись!»
Спецкомандировка экипажей 194-го гвардейского военно-транспортного авиаполка в Эфиопию. Александр Алешин (слева) в горах Аритреи. Октябрь 1985 года. Фото из личного архива Виктора Алешина.
«Русская планета» встретилась с летчиком, выполнявшим секретные военные миссии
19 августа, 2015 16:21
7 мин
На днях россияне отметили двойной праздник — день ВВС и день Воздушного флота страны. Говорить о доблести, смелости и победах авиаторов излишне, достаточно вспомнить победу над фашистской Германией и разгром Японии. Вот уже 15 лет в Тамбове живет подполковник запаса Виктор Алешин, служивший в Афганистане, на Мадагаскаре и даже в Эфиопии. Присутствие советских войск в этих странах на протяжении разного времени было засекречено.
В 1971 году Виктор Николаевич, уроженец Киргизии, поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Получив необходимые навыки, был направлен служить в узбекский город Фергану, в то время там базировался 194-й гвардейский военно-транспортный авиаполк. Спустя некоторое время обострилась обстановка в Афганистане.
– Еще до ввода войск там посадили нашу эскадрилью. Моя первая командировка в Афганистан была в марте 1979 года, — вспоминает Виктор Алешин. — Нас тогда срочно вызвали, посадили в учебный класс и объявили о предстоящих полетах. Все это было секретно. Специально для этого наши самолеты были не со звездами, а замаскированные под гражданский рейс — с флагами.
Заключенный между двумя странами договор гарантировал Афганистану военную поддержку СССР. Местная армия под видом продовольствия получала необходимое вооружение. Задачу по доставке выполнял, в том числе, экипаж Алешина. Но вскоре нагрузка существенно возросла. После ввода советских войск полк начал работать «в открытую». Помимо снабжения ресурсами 40-й армии, перевозки груза и личного состава, летчики доставляли на Родину раненых и погибших.
– Погибших вывозили очень часто. Фактически на наш полк это и было возложено. Поэтому потом, когда пытались снижать число убитых, мы для себя сразу подсчитали — там погибло где-то 14,5 тысяч человек. Это без учета тех, кто умер в госпиталях. После развала Советского Союза, кстати, эти цифры озвучили. До этого их долго скрывали, — утверждает летчик.
Особенно трудными выдались первые такие рейсы. В народе их прозвали «Черный тюльпан». Самолеты «АН-12» под завязку загружали телами погибших. За неделю нужно было доставить «груз 200» в разные регионы СССР.
Загрузка в самолет АН-12. Аэродром Баграм, Афганистан. Фото из личного архива Виктора Алешина.
– Нагрузка была огромнейшая, — рассказывает подполковник запаса Алешин. — По 1200 часов в год. Это запредельно! Установленная официально норма в 70 часов считалась среди летчиков чем-то несерьезным — это словно вообще не летал. Наш полк работал на пределе возможностей и выполнял двойную норму дивизии.
В то время Виктору Николаевичу было 26 лет — и даже молодой организм порой не выдерживал нагрузок. Будучи командиром экипажа, Алешин отмечает сложность летных условий в Афганистане.
– Особые неудобства доставляли горы. Многие до этого летали только в равнинных условиях. Тяжело порой было даже опытным летчикам. А боевые действия лично на моих полетах практически никак не сказывались: сверху не видно, стреляют по самолету или нет. Про это даже не думал. Но, к сожалению, не обошлось в Афганистане без авиакастроф.
В 1984 году Виктор Николаевич Алешин был командирован в Мадагаскар. Не многим известно, но и этому государству Советский Союз оказывал военную поддержку так же — в соответствии с договором. Переброска войск обеспечивалась двумя самолетами «АН-12». Кроме того, в случае обострения конфликта между Мадагаскаром и ЮАР учитывался вариант эвакуации представителей посольства.
– Там были очень хорошие финансовые условия для нас как для летчиков. В Афганистане я работал бесплатно. В Мадагаскаре платили примерно 600 долларов в месяц. В переводе на рубли в то время — 2,5 тысячи. Опять же, это еще и чеки, которые можно было по спекулятивной цене обменять, — смеется Виктор Алешин, — это было похоже на курорт.
«Курорт» затянулся на 10 месяцев. После этого летчику объявили о грядущей смене экипажа и очередной командировке в экзотическую страну. Без отпуска, вдали от семьи, следующий год Алешин провел в Эфиопии. Ряд государств, в том числе и Советский Союз, преследовал свои интересы в конфликте правительственных войск и сепаратистов.
– Это богатейшая страна, которая находится буквально на золоте. Его там добывают практически открытым способом, без каких-то сложных приспособлений. Эфиопия — это неограниченные залежи, — рассказывает летчик. — Многие страны ввязывались в конфликты именно по этой причине. Я уже не говорю про Афганистан: разговоры про иностранные базы — для отвода глаз, там кладезь полезных ископаемых!
По рассказам Виктора Алешина, в Эфиопии присутствовали военные из США, ФРГ, ГДР, Бельгии и Швеции. Маскировались под гражданскую авиацию только Советский Союз и Америка. Остальные страны позволяли своим представителям носить военную форму.
– Уже тогда у нас были непростые отношения с американцами. Они нас жутко боялись. Агенты ФБР даже следили, чтобы мы не общались. Если американские летчики, не дай Бог, заговорят с нами, им потом запрещали вылет за границу. Я уже там понял, что в США нет никакой демократии.
Взлет самолета АН-12 в Афганистане. Фото из личного архива Виктора Алешина.
Шел 1986 год. По выполнении очередного задания Алешин пригнал самолет на один из аэродромов Эфиопии. В ожидании рейса попал под обстрел сепаратистов. В его «АН-12» попала ракета типа «Катюша». Летчик получил серьезную травму колена, которая беспокоит его до сих пор.
Помимо командировок экипажи проходили обязательные учебно-тренировочные полеты. Некоторые из них сопровождались использованием аппаратуры радиоэлектронного подавления. О том, что представляет собой такая «постановка помех», подполковник запаса рассказывает настороженно:
– Когда включали аппаратуру на полную мощность, у меня волосы дыбом становились, как на фотографиях Эйнштейна. Это очень вредно.
Также Виктор Алешин регулярно участвовал в поисково-спасательных операциях (авиаполк входил в систему поисково-спасательного обеспечения Туркестанского военного округа). Экипаж нес круглосуточное дежурство в порядке 20-минутной готовности.
– Мы обнаруживали упавшие самолеты и выбрасывали на место крушения группу спасателей. Служба работала на опережение, а не как сейчас, то есть в случае невыхода какого-то экипажа на связь тут же поднимался самолет. Если тревога оказывалась ложной, он возвращался. Один из таких вылетов в моей практике оказался реальным. В 1985 году авиакатастрофу под городом Учкудук (Узбекистан) потерпел «Ту-154». Тогда погибли все 200 человек, находившиеся на борту.
Сегодня полк расформирован. Ветераны по-прежнему встречаются, вспоминают о былом и делятся опытом с молодежью. За время службы в активе Виктора Алешина порядка 5000 часов «работы над землей».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости