Новости – Титульная страница












Титульная страница
Солдаты угля

Шахтеры Кузбасса. Фото Анатолия Кузярина /Фотохроника ТАСС/
За полгода на шахтах Кузбасса произошло шесть аварий
26 июля, 2013 15:03
4 мин
3 июля на шахте в Кемеровском районе произошел обвал породы. Участок сбойки лавы № 8 засыпало горной массой. Спасатели вывели 58 человек на поверхность. Проходчик Денис Гаджимагомедов погиб.
Комиссия Ростехнадзора перечислила причины аварии. Главной названо несоблюдение техники безопасности в ходе демонтажа промежуточной крепи, которым шахтеры и занимались до обрушения. Официальный представитель ведомства Диния Аюпова рассказала «Русской планете» о нарушениях, которые специалисты обнаружили на предприятии в ходе расследования:
- Инженерно-технические работники участка № 1 не провели обследования выработки перед началом работ. И не выдали оборудование, которое необходимо для демонтажа промежуточной крепи. В горной выработке не было ручной рычажной лебедки, клиновой стойки, отрезка троса в 3-5 метров.
Технология данной операции не была полностью отражена в нормативно-технических документах. В частности, там не хватало информации о безопасном ведении работ в сбойке № 8, например об установке дополнительного усиливающего крепления.
На участке № 1 нарушались и другие нормы, прописанные в федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также в «Правилах безопасности в угольных шахтах», «Мероприятиях безопасного ведения работ по извлечению рам крепи в вентиляционной сбойке лавы № 8» и «Паспорте на проведение и крепление вентиляционной сбойки лавы № 8». Также не соблюдалось внутреннее положение о нарядной системе и некоторые требования охраны труда и промышленной безопасности.
- Сибирское управление Ростехнадзора оштрафовало начальника участка № 1 и главного технолога шахты, — продолжает представитель ведомства. — Инспекция по труду — главного инженера «Владимирской» и горного мастера участка № 1.
По факту гибели проходчика шахты идет доследственная проверка. По словам помощника руководителя СК РФ Надежды Ананьевой, сейчас следователи опрашивают свидетелей, а также изучают документы.
- Пока рано говорить о возбуждении уголовного дела, — сообщила она. — Нам в ближайшее время передадут материалы расследования Ростехнадзора. На основании всех собранных фактов мы примем процессуальное решение.
Трагедия на «Владимирской» стала для Кузбасса шестой за 2013 год. В шахтах погибли 12 человек, еще пять получили повреждения разной степени тяжести. В результате несчастных случаев на производстве травмированы 158 горняков, причем в двадцати случаях ранения оказались несовместимыми с жизнью.
Одиннадцать погибших горняков работали на одном и том же предприятии — «СУЭК-Кузбасс», сообщает Сибирское управление Ростехнадзора. Компании принадлежит шахта № 7 в Прокопьевском районе, на которой в этом году случились три аварии.
Один горняк погиб во время обрушения породы 7 января. Горняки проводили ревизионные работы, в момент аварии на участке находились восемь человек, семеро из них вышли на поверхность самостоятельно.
- Следователи возбудили уголовное дело по факту гибели шахтера, однако оно было прекращено. Это был несчастный случай, — говорит Надежда Ананьева, помощник руководителя СУ СК РФ по Кемеровской области.
Восемь шахтеров не вернулись из забоя после вспышки метана 20 января. На аварийном участке тогда работали 77 человек. Механика участка № 12 обвиняют в нарушении правил безопасности при ведении горных работ, повлекшем смерть восьми человек.
- По версии следствия, он допустил работу проходческого комбайна с отсутствием взрывной защиты и нарушил технику безопасности, — продолжает представитель ведомства. — Вину работник шахты полностью признает. Как сообщил Следственный комитет 25 июля, уголовное дело будет передано в суд в ближайшее время.
Во время аварийно-восстановительных работ 8 февраля на шахте № 7 произошло обрушение породы. Погиб горняк. Бывший горный мастер был признан виновным в нарушении правил безопасности при ведении горных работ, повлекших по неосторожности смерть человека. Горняк находился в опасной выработке и перемещался по ней, хотя работы по разбору перемычки не были окончены. Горный мастер допустил это и был приговорен к одному году лишения свободы условно.

Жизни четырех горняков унесла трагедия на шахте «Осинниковская», входящей в компанию «Южкузбассуголь». В забое произошло обрушение борта выработки между тупиковой его частью и нишей для бурения водоспускной скважины. В выработку хлынуло 34 м3 воды. В момент аварии в забое находились 139 шахтеров.
- Следственное управление возбудило уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности при ведении горных работ, повлекшее смерть двух и более лиц». Расследование продолжается. Сейчас проводится горно-техническая экспертиза, она требует достаточно длительного времени, — пояснила Надежда Ананьева.
Число трагедий на шахтах Кузбасса остается прежним — ситуация, которую мы видим сейчас, складывалась и в первой половине 2012 года. Заместитель руководителя сибирского управления Ростехнадзора убежден, что основная причина аварий — низкая квалификация персонала угольных предприятий и, как следствие, неудовлетворительная организация всего производства.
Михаил Сербинович убежден: чтобы постоянно снижать уровень аварийности и травматизма, нужно организовать работу между руководителями компаний, предприятий, надзорных органов и администрации субъектов федерации. Об этом он заявил на заседании областного координационного совета по развитию угольной промышленности.
Первым шагом к этому станут перерегистрация опасных производственных объектов и внесение изменений в государственный реестр до 1 января 2014 года в связи с изменениями в федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
«Владимирская» продолжает добывать уголь, как и многие другие предприятия, на которых погибли люди. Работы не ведутся только на месте аварии — участок сбойки лавы № 8 перекрыт. Как сообщил «Русской планете» источник на предприятии, шахта оказывает поддержку родным погибшего проходчика Дениса Гаджимагомедова. Руководство выделило деньги на организацию похорон, в дальнейшем семья получит страховое возмещение и компенсацию за моральный ущерб.
Шахтерских вдов и сирот в Кузбассе тысячи. Поэтому катастрофы на шахтах — это личная трагедия для каждой семьи. Те, кто уже потерял близких под землей, переживают утрату заново. У мужа Татьяны Семеновой прямо в забое остановилось сердце. Старшей дочери тогда только исполнилось восемнадцать, а младшей — четыре. Прошло почти двадцать лет, она сама вырастила девочек. Но боль осталась — и за мужа, и за других горняков.
- Аварии прекратятся, когда человеческую жизнь поставят выше прибыли, — говорит Татьяна Николаевна. — Владельцы пытаются выжать все до копейки из угольного месторождения, не думая о том, что работа становится с каждым днем все опаснее. Шахтеры долго не живут. И не только в авариях дело! Под землей они губят свое здоровье. Почти все друзья моего мужа уже ушли из жизни, а ведь им не было и шестидесяти. Инфаркты, инсульты, болезни легких — все это последствия их тяжелой, адской работы. Они герои только потому, что выполняют ее каждый день.
Есть и другая сторона медали. Без угольной отрасли невозможно представить себе жизнь Кузбасса. Многие горняки считают, что без шахт региону не выжить.
- Помню, как в 2005 году мы обсуждали с горняками инициативу президента Украины — закрыть все угольные предприятия, так как там часто происходят аварии, — говорит Дмитрий Уваров, экономический журналист и редактор НИА Кузбасс. — И один из шахтеров тогда сказал: «Мы солдаты угля, и мы знаем, что в забое нас может убить. Но если есть уголь — будут жить наши семьи, и даже если нас завалит, наших детей и вдов не бросят, у них будут деньги, образование и будущее. Если закрыть шахты — мы начнем умирать целыми городами, оттого что негде будет работать. Мы не умеем торговать, мы не умеем жарить шашлыки, мы просто шахтеры».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости