Новости – Титульная страница
Титульная страница
Кому нужна «Собачкина столица»
У скульптурной композиции «Студенты» работы скульптора Валерия Пчелина, изображающей героев комедии Леонида Гайдая Шурика и Лиду, перед зданием Кубанского государственного технологического университета. Фото ИТАР-ТАСС/ Иван Журавлев
Корреспондент «Русской планеты» задался вопросом: «Стоит ли переезжать в Краснодар?»
9 июля, 2013 19:33
6 мин
Столица Кубани — Краснодар — регулярно попадает в различные рейтинги как по привлекательности житья-бытья, так и по перспективам развития территорий. Кроме того, по версии журнала «Форбс», Краснодар трижды становился «Лучшим городом России для ведения бизнеса».
Многие россияне, всерьез размышляющие о перемене места жительства, все чаще рассматривают варианты переселения в Краснодар. Специально для них корреспондент «Русской планеты» оценил основные плюсы и минусы глазами простых обывателей, переехавших в «Собачкину столицу» из разных уголков страны. Кстати, такое название город получил благодаря меткому слову поэта Владимира Маяковского: «Это не собачья глушь, это собачкина столица». Действительно, большое количество бездомных животных на улицах — эта проблема актуальна и по сей день. Местные жители не распознали истинной сути слов Маяковского и возвели памятник влюбленным собакам прямо на центральной улице города — Красной.
Главная привлекательная черта нашего южного города — климат. Зимы здесь практически не бывает, а снег — большая редкость. Однако повышенная влажность заставляет мерзнуть даже суровых сибиряков: при –5 холод пробирает, как при –20. Весной в городе расцветают всевозможные аллергенные растения, а летом жара запредельная — в среднем от 40 OС при влажности до 90%, из-за чего каждый год бывают перебои с энергоснабжением. Кроме того, за несколько часов здесь запросто может выпасть месячная норма осадков, что зачастую приводит к ЧС.
Разочаруем и тех, кто думает, что до Черного моря тут рукой подать — напомним, что до ближайшего побережья 150 км, а в самом Краснодаре уже несколько лет подряд запрещено купаться в местных водоемах и реке Кубань, а все городские фонтаны в самую жару выключили по санитарно-эпидемиологическим показателям. Добраться до Черного или Азовского морей в выходные дни и во время «высокого» сезона (с июля по сентябрь) на автомобиле тоже проблематично, поскольку из-за многокилометровых пробок путь, который можно проехать за 2 часа, занимает от 4 до 7 часов. По данным краевого управления ГИБДД, пропускная способность одной полосы движения при скорости 90 километров в час составляет не более 850 автомобилей в час. Однако, по подсчетам инспекторов, в разгар курортного сезона интенсивность движения превышает 2500 автомобилей за тот же промежуток времени. В среднем же за сутки по трассе к морю проходит от 60 до 100 тыс. автомобилей, что более чем в 5 раз превышает установленные нормы.
В самом же Краснодаре вдобавок к 9-балльным пробкам практически негде припарковать транспорт — на 35 тыс. машино-мест претендуют более 370 тыс. автомобилей жителей города, не считая приезжих.
Следующая интересующая всех переселенцев тема — жилищная. По официальной статистике, Краснодар находится в числе лидеров по темпам и объемам вводимого в эксплуатацию жилья. Аренда стандартной однокомнатной квартиры «не в самом центре города» обойдется в среднем от 15 тыс. рублей в месяц.
В городе несколько крупных районов — Фестивальный (ФМР), Комсомольский (КМР), Юбилейный (ЮМР), Черемушки (ЧМР), район Северных мостов, поселок им. Жукова (в реальности называемый ЭНКА), Гидрострой (ГМР) и Центральный (ЦМР). Самыми криминальными являются Дубинка (в районе мясокомбината), Пашковка (ПМР) и Славянский (СМР) — половину которого занимает городское кладбище. Но даже в эти страшные места ходят трамваи. Более того — в них расположены трамвайные депо. К слову сказать, транспорт ходит исправно, а новые автобусы даже оборудованы кондиционерами.
Тех, кто решил приобрести краснодарское жилье в собственность сразу по приезде или даже не приезжая, ожидает масса подвохов. Незаконное строительство приобрело здесь такой объем и размах, что влечет за собой не только правовые, но и социальные последствия. С самостроем активно борются местные власти, но пока побеждают частные застройщики. Как правило, это индивидуальные предприниматели или даже частные лица, которые возводят многоэтажный многоквартирный дом на месте, предназначенном для строительства индивидуального жилья. Впоследствии жители таких домов жалуются на проблемы с водо- и энергоснабжением, канализацией и отсутствием больниц, школ и детских садов поблизости. Кстати, на официальном портале администрации Краснодара регулярно вывешивают список таких недобросовестных застройщиков.
В идеале выбирать район для квартиры надо неспешно и в разные времена года. Есть места, где строительство велось на месте болота и после дождя здесь невозможно ни пройти, ни проехать, а в спальные районы города (ЮМР и КМР) в часы пик (8-10 и 17-19 часов) ведет одна двухполосная дорога. Необходимо учесть и то, что парковочные места и подземные гаражи в новостройках продаются практически по цене жилой недвижимости, а без них припарковать своего железного коня возле подъезда будет весьма проблематично. Практикуемая точечная застройка для «понаехавших» ограничивается двухполосными дорожками вокруг 24-этажных свечек. Что касается цен на недвижимость, то средняя стоимость одного квадратного метра — около 45 тыс. рублей.
Что касается культурной жизни кубанской столицы, то она, как и в большинстве городов, сезонна. В городе несколько крупных «храмов Мельпомены», среди которых Краснодарский государственный академический театр драмы, Дворец искусств, Молодежный, Музыкальный и кукольный театры ТО «Премьера», а также филармония имени Пономаренко. Кроме того, в городе работает цирк, действуют киноконцертные залы, музеи, художественные галереи.
Излюбленными местами отдыха горожан являются живописные парки, несколько зоопарков, аквапарки, в которых, кстати, не всегда безопасно.
Любителям кино и шопинга в Краснодаре будет комфортно. Для горожан и гостей Краснодара открыты двери нескольких кинотеатров (в том числе и самый большой цифровой экран России IMAX 3D) и развлекательных центров. Краснодар занял 1-е место в России по насыщенности торговыми центрами за прошлый год, обогнав Екатеринбург и Уфу. Уже сейчас по этому показателю Краснодар стоит наравне с крупнейшими городами мира: Барселоной, Парижем, Миланом. В будущем город приблизится к показателям Лондона (более 1000 м2 на тысячу жителей). Но только это и роднит с Европой наш «маленький Париж» (так тоже называют Краснодар с легкой руки местного писателя Лихоносова). В остальном же это типичный южный город Северного Кавказа со всеми вытекающими.
Здесь проживают около 120 различных национальностей, представители каждой из которых стремятся затмить своей самобытностью казачий уклад. Многие русские в быту «балакают», то есть употребляют в речи много украинизмов. По результатам последней переписи населения национальный состав выглядит так: русские — 86,56%, армяне — 5,36%, украинцы — 2,57%, греки — 0,52%, белорусы — 0,51%, татары — 0,50%, грузины — 0,40%.
Социологическое исследование, проведенное в первом квартале текущего года Кубанским госуниверситетом, показало, что в городе нет напряженности, острых конфликтов и противоречий на национальной почве, а сами жители в целом оценивают межнациональную обстановку как стабильную и спокойную. Однако неконтролируемая миграция, по мнению горожан, все же является источником серьезной потенциальной угрозы. Поэтому в городе ввели казачьи патрули, которые должны были следить за миграционным порядком, но не оправдали надежд краснодарцев. Опыт показывает, что в основном местных жителей раздражает поведение приезжей кавказской молодежи, которая прибывает сюда, словно в чужую страну, чужое окружение. Поэтому в городе работают национальные диаспоры, в которых старшее поколение воспитывает молодежь.
На городских интернет-форумах идет активное обсуждение плюсов и минусов жизни в Краснодаре.
«Добираясь до моря в субботу утром, обязательно застрянешь в пробке и будешь очень медленно двигаться до самого моря в этой пробке — такое случается. Но чаще бывает постоять в пробке в воскресенье по дороге с моря в Краснодар, ориентировочно после 18.00», — пишет пользователь Шамама на одном из местных форумов.
«Краснодарский край занимает одно из лидирующих мест по "обманутым дольщикам", поэтому буду признателен за достоверную информацию» (пользователь Евгений).
«В городе “буйным цветом” цветет мелкий бизнес. В итоге количество автомоек, микромагазинов, шиномонтажек, парикмахерских, аптек и прочего-прочего-прочего превышает все разумные пределы. Представили, сколько всего этого может быть? А теперь умножьте на 10. Ну, вот примерно столько. Обилие этого мелкого бизнеса может довести до корвалола обычного москвича, который не привык, что в радиусе 200 метров от него может быть 3 автомойки, 5 аптек, 10 магазинов, 3 банка, несколько кафе, 3 медицинских клиники, 4 салона красоты, 2 интернет-кафе и черт-те чего еще хрен знает сколько» (пользователь Bender).
«Отдельный разговор про передвижение по городу, можно целыми днями жить в пробках! В детский сад ребенка не устроить (мамы плачут!). В школе дети хорошие, но педагогам надо отстегивать, как и везде!» (пользователь Татьяна).
В любом случае, вопрос о переезде каждый решает для себя сам. Чтобы избежать проблем и ошибок, надо тщательно все спланировать, реально оценить свои возможности, избежав завышенных ожиданий и иллюзий. Общих рецептов тут нет. Единственное, что можно посоветовать — не стоит оставлять свою налаженную жизнь, родственников и друзей ради сомнительного счастья в здешнем крае. Если вас не вынуждают жизненные обстоятельства и вы не сидите на чемоданах с билетами в Краснодар, а только задумываетесь о переезде, еще раз подумайте — а стоит ли все менять.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости