Новости – Люди












Люди
«Там все патриоты»

Фото: Мария Астафьева
Как работает троллейбусный парк Кургана
30 июля, 2014 12:37
10 мин
1 августа работники Курганского троллейбусного парка собираются приостановить работу из-за двухмесячных долгов по зарплате. Почти половина всех работников, около 160 человек, уже уволились. День ото дня в МУП «Городской электротранспорт» копятся долги. Корреспондент «Русской планеты» побывала на конфликтном предприятии.
5 часов 00 минут. В троллейбусный парк, на Химмашевскую, 8а, заходит водитель Татьяна Матвеева. Сейчас пройти на территорию организации легко — административное здание, где находится проходная, обесточено, место охранника пусто. Татьяна заходит в диспетчерскую, получает путевой лист, где расписано время отправления троллейбуса и его прибытие, а затем идет к своему «родному».
На площадке стоит 5 десятков троллейбусов и все ждут своих «хозяев». В город выпускают 24 машины. Остальные стоят без дела — нет ни водителей, ни надобности их выпускать. С 11 июля троллейбусы курсируют по одному направлению: Химмаш – Синтез. За долги отключили 6-ю электроподстанцию, которая дает энергию в Рябково и Заозерный.
Ни один водитель не выйдет на рейс, пока не убедится в том, что вести машину безопасно. Татьяна простукивает колеса, проверяет тормоза, освещение, сигнализацию и только потом садится за руль.
Троллейбус № 1 выходит за ворота и мы отправляемся на Синтез.
– Говорят, патриотов сейчас нет, посмотрите, — указывает Татьяна в сторону предприятия, — там все патриоты. За 8–12 тысяч работают, а сейчас и этих копеек не получают. Как жить-то? Кто о них должен заботиться? Никому не нужны! У нас юристы всем нужны — это люди, а техничка — не человек, она пить, есть не хочет.
– Троллейбус идет на «Синтез»! — объявляет Татьяна на остановке.
– Как предприятие должно отдать долги, если нам выключили электроэнергию? — присоединяется к разговору кондуктор Светлана. — Раньше в день перевозили более 170 тысяч человек, сейчас всего 70 тысяч, а в выходные и того меньше. Что будет с нами, неизвестно. Мы уже 2 месяца ждем. Не знаем, на что надеяться. Толком нам ничего не сказали. Вокруг одна неопределенность. Я сама уже размышляю об увольнении. Столько людей наших ушли. Некоторые поехали в Москву работать. Письмо с собой захватили, хотят Путину отправить, чтобы он разобрался в ситуации и помог тем, кто все еще работает в парке.
Когда троллейбус подошел к МУП «Городской электротранспорт», со мной снова заговорила Татьяна:
– Я не понимаю, как можно быть руководителем и так наплевательски относиться к людям? Деньги все в карман только гребут, а нам есть нечего! Стыдно должно быть богатым среди бедных! Вот он слесарь (Татьяна указывает на одного из сотрудников), а жить ему не на что! Когда уже руководители будут за нас, за людей? За техничку, за слесаря? Если юрист исчезнет, никто не заметит, а если техничка, все сразу станут возмущаться!
– Ладно, Таня, успокойся, — подошла к ней Наталья, когда та уже начала всхлипывать. Всем сейчас тяжело…

8 часов 30 минут. Время на предприятии словно остановилось. На территории никого нет, неужели здесь всегда так?
– А вы бы сами стали работать, если деньги не платят? — начальник смены Виктор Белокрыльцев возмущен. — Люди на работу пешком ходят, не верите? Обещают, что выдадут зарплату за май в середине августа. Как дальше жить? А июньскую только осенью, в октябре-ноябре. Скоро уже детей в школу надо будет отдавать, а денег на сборы нет.
Всем сотрудникам предприятия от слесаря до водителя приходится работать за двоих, а то и за троих. Из 320 работников предприятия осталась половина.
В ремонтной зоне поднимают троллейбусы на домкрате, заменяют колеса, чинят электрооборудование. Пока одни трудятся, другие устраивают совещания:
– Анатолий Кириллович написал заявление об уходе, — жалуется сотрудник предприятия Денис. — Проработал здесь больше 30 лет, а сейчас придется уходить! У него ребенок заболел, лечить надо, а денег на лекарства нет. Куда ты пойдешь?
– Не знаю, идти некуда, — с грустью в голосе отвечает Анатолий. — Это водители еще могут устроиться кем-то, а у слесаря предложений немного.

У сотрудников предприятия заканчивается терпение. Они устали ждать и кормиться обещаниями. Люди готовы пойти на крайние меры — устроить забастовку.
– А что еще остается делать, если город на нас не заложил денег? — продолжает Виктор Белокрыльцев. — На первое полугодие дали, а на второе нет! Предприятие ведь муниципальное.
Мне показывают помещения ремонтного предприятия, слесари, токари, электрики наперебой рассказывают, в каких условиях приходится работать:
– Когда на улицах дождь, в цехах тоже все залито водой, — говорит сотрудник Филипп. — Он попадает сюда через крышу и стены. Посмотрите, дыра прямо насквозь — небо видно! Стены все пожелтели от сырости, штукатурка отвалилась. Токарь работает, а на его станок вода течет! Но мало того, что средств не выделяют на ремонт нашего здания, их нет и на ремонт троллейбусов. Сами машины давно отслужили свой век, их закупили у Тюменского парка, который закрылся. Троллейбус должен работать 10 лет, а у нас он служит по 15-20 и больше. Ремонтируем как можем! Из старых деталей. На новые деньги не выделяют.

Долг предприятия 77 млн рублей. 30% этой суммы — НДФЛ, 20% организация задолжала энергетикам. Остальная сумма задолженности — заработная плата и долги перед Пенсионным фондом.
14 часов 00 минут. Троллейбусы заезжают в парк. Сотрудники не ходят на обед в столовую, не покупают еду в ближайших магазинах — денег на это нет. Вместо «первого» и «второго» — все с огорода: огурцы, помидоры, ягоды, а также покупная консервированная каша.
– Разве это еда для мужиков? — задает риторический вопрос Алексей Веселов, начальник службы движения. — Такого даже одному мало, а паек у них на шесть человек.
По словам Веселова, перспективы развития у предприятия были, есть и будут:
– Нужно закупить специальный привод, который помогает экономить электроэнергию. Нам обещала администрация выделить на него деньги, все еще ждем. Вся проблема в том, что наше предприятие, как и остальные троллейбусные парки в других городах, планово убыточное. Организацию создавали для людей, она не может быть самоокупаемой. Даже в лучшие периоды нашей жизни мы не могли выйти на ноль! Почему-то о том, что мы МУП, все забыли. Ждут, что сами должны себе помогать. Не выходит. От такого подхода страдают люди.
Сотрудники предприятия опасаются, что все идет к банкротству МУП «Городской электротранспорт». Но уставшие от неопределенности работники даже на это уже согласны.
22 часа 45 минут. На предприятие заходит последний троллейбус. Уставшие не от труда, а от постоянного ожидания сотрудники собираются домой. Остается ремонтная бригада из 6 человек.
Городские власти считают, что троллейбусы нужны городу, поэтому МУП никто не закроет:
– У нас была рабочая встреча с инициативной группой, мы обо всем договорились, в том числе о графике погашения задолженности по зарплате. Люди знают об этом, — говорит первый замруководителя администрации Кургана, директор департамента развития городского хозяйства Сергей Руденко. — В ближайшее время сотрудники получат зарплату. Ни закрывать, ни банкротить МУП мы не будем.
Такой договоренностью работники МУПа недовольны. До августа им предлагают трудиться без зарплаты, а это значит по-прежнему ходить на работу пешком и недоедать.

– Я обратилась в комиссию по социально-трудовым отношениям Главного управления по труду и занятости населения Курганской области, — говорит юрист Людмила Киселева. — Уведомила ее, что сотрудники МУП приостановят работу с 1 августа, если не погасят задолженность по заработной плате. 31 июля комиссия соберется для рассмотрения нашего обращения. Должны будут выдать сроки, в которые выплатят денежные средства. Также я готовлю обращения в трудовую инспекцию, чтобы они привлекли МУП по статье 19.5 КоАП РФ. Иначе — выдали предписание, штраф и так далее.
На сегодня, 30 июля, долги по зарплате не погашены, сообщила Киселева.
– Зарплату мы выдадим завтра, — сказал корреспонденту РП и.о. директора МУП «Городской электротранспорт» Алексей Кирпищиков. — 4 миллиона выделила администрация города Кургана. Проблема состояла в том, что нужно было сделать так, чтобы средства пошли на заплату, а не на погашение остального долга. Выход из ситуации мы нашли, но сказать, каким образом будут выплачены средства, не могу. Мне поручили разработать антикризисный план по выходу из сложившейся ситуации. Как только разберусь с зарплатой, буду заниматься этим. Предстоит договориться с кредиторами и убедить их, что предприятие выживет. Когда троллейбусы будут ходить как прежде, неизвестно.
– Ко мне уже обращаются жители города с предложением провести благотворительную акцию в поддержку голодающих, — рассказал корреспонденту РП депутат Курганской городской думы Иван Камшилов. — Ведь многие из работяг едят лишь лапшу быстрого приготовления. Из-за такой работы некоторых жены из дома выгоняют. Деньги завтра должны выплатить, ведь сотрудники троллейбусного парка пригрозили тем, что не будут работать. Это весомый аргумент. Но с другой стороны, выплатят зарплату только за май, а скоро уже за июль платить нужно будет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости