Новости – Люди












Люди
«Может к вам со снарядом в голове прийти?»

Беженцы Наталья и Ольга со своими семьями / Фото: Нина Кузнецова
Корреспондент «Русской планеты» встретилась с беженцами с Украины, и узнала, хотят ли они возвращаться назад
17 июля, 2014 13:17
7 мин
С начала этого года на миграционный учет в Тольятти встал 821 гражданин Украины, сообщила «Русской планете» начальник отдела регистрации иностранных граждан по Центральному району Эльвира Клименко. Почему они решили переехать в Россию, как устроились здесь, и что планируют делать дальше, узнавала корреспондент РП.
Ольга Рудюк и Наталья Беленькая перевезли свои семьи в Тольятти в конце июня. Сейчас они живут в селе Подстепки.
– Откуда вы приехали в Тольятти?
– Мы из Славянского района, из села Рай-Александровка.
– Почему уехали из Украины?
– Да, почему… Голосовали не за тех, памятник Ленину защищали, — начала рассказывать Наталья. — Я помню, даже ленточку георгиевскую в бюстгальтер прятала, чтобы не заметили, а то пристрелили бы «самку колорада». А потом начались настоящие военные действия. Постоянное дребезжание стекол, перестрелки, ночные обстрелы… Мы всё это слышали. Но пределом всех мечтаний и фантазий стали авиаудары. Дети всё это видели. Попали по Славянской ТЭС, где муж работал, и уже на следующий день началась эвакуация. Вывезли нас в Константиновку. Там прожили 3 дня в ожидании безопасного коридора, так как там были перестрелки по трассам. Потом ополченцы нас вывезли до границы с Ростовской областью, где встретил батюшка и отвез в Ростов. Нас разместили в однокомнатной квартире, где жила многодетная семья с 9 детьми. Сутки пробыли там и приняли решение ехать сюда.
– Остановились у родственников?
– Нет, абсолютно у незнакомых людей. Я познакомилась с мужчиной в интернете, который сказал, что у него есть домик в сельской местности без отделки. Спросил, подойдет ли. Я ему написала, что нам самое главное, чтобы крыша над головой, печка и чтобы куда детей было положить. Здесь, как видите, и холодильник есть, и вода. Так и решили приехать сюда.
– А что осталось там?
– Родственники в первую очередь, родители. И имущество. Дом, машина. Документы у мужа на Славянской ТЭС. Не знаем, как теперь с ними быть, потому что ТЭС только осенью отреставрировали, а теперь там пожары были, и бомбили неоднократно. Сможем мы забрать откуда документы или нет — неясно.
– Что у вас с оформлением документов?
– Ну, а что с документами? — разводит руками Наталья. — Регистрацию временного пребывания на год должны были сегодня закончить. Но все перенесли на пятницу. Каждая бумажка очень долго оформляется. ФМС тоже по-разному все это делают. Самарские, например, уже более менее ориентируются, а местные ФМС ещё в растерянности. Сейчас нам начали помогать депутаты Овчинников и Дробышев. Вчера были у губернатора. Тот сказал, что сделали запрос по выплатам украинским семьям.
– Возвращаться будете после того, как там все успокоится?
– Возвращаться страшно, потому что боимся преследования. В Славянске ополченцы отошли. Остались войска украинские.
– Тогда будете оформлять статус беженцев?
– Статус беженцев нам пока не дают. Они требуют доказательств того, что была реальная угроза жизни, смертельная опасность, что муж мой преследуется. Как я это докажу? Никак. Документальных нет доказательств. И всё. Муж уже не выдержал, говорит вчера: «Может поехать мне в Славянск, пусть меня застрелят, тогда статус беженцев дадут? Может к вам со снарядом в голове прийти?» С другой стороны, посоветовались с адвокатом. Сказали, что все равно нужно подавать документы. А в случае отказа, обжаловать в суде.
– Работу уже смогли найти?
– Люди предлагают. Но сложность заключается в том, что пока не хватает времени, все время, как сами поняли, бумажками занимаемся. Но тут опять же люди помогают, предлагают даже подработать.
Наталья с дочкой Дашей и братом Максимом тоже приехали в Тольятти в июне. Я встретилась с ними в «Банке вещей», где бездомным и бедным людям, а также беженцам бесплатно раздают вещи, игрушки и продукты. Все это жертвуют храмы и горожане.
– Откуда вы приехали и почему?
– Мы вообще из Киева, — начинает Наталья. — А уехали, потому что за детей страшно стало. У нас, конечно, так не обстреливали, как на Донбассе, но мы были свидетелями Майдана. Напугались.
– Какие были проблемы с пересечением границы? Где живете?
– Мы без проблем переехали с дочкой. Живем у бабушки в трехкомнатной квартире. Она купила здесь в прошлом году квартиру. Родители должны приехать в конце месяца.
– Так в Киеве же сейчас более-менее спокойно?
– Как это спокойно? Там маршрутка взорвалась на наших глазах. До сих пор баррикады, митинги, — возмутился Максим. В это время подбежала дочка Натальи Даша.
– Мама, смотри, булка хлеба! — радостно сообщила девочка.
– Спасибо сказала? — уточнила мама. Девочка кивнула и убежала выбирать игрушки.
– Мы оформили временное пребывание. И сейчас будем подавать документы на статус беженца, чтобы остаться. А так дочку уже записала в школу. Максим подрабатывает поваром. Единственное — мужа забрали в армию, и я очень боюсь, чтобы не отправили в Луганск. Он пока в Киеве.
После того, Наталья, Даша и Максим уходят, заведующая «Банка вещей» на улице Комсомольской, 40 Валентина Холод рассказывает мне, что все семьи, которые приходят сюда, сначала выбирают вещи, а в конце почти всегда спрашивают: «А покушать есть?». Большинство из них живут у малознакомых людей, и только некоторые — у родственников.
– Одна девушка пришла ко мне и говорит: «Я приехала к бабушке. Порядок ей навела, полы мою, готовлю, на работу хожу. Пробыла месяц, и теперь она меня выгоняет. Говорит, не нужен ей этот порядок, шума от меня много. Да и встаю рано». И куда ей деваться теперь? — говорит Валентина Холод.
Сейчас в Тольятти для приезжих с Украины работают телефоны горячей линии. На Комосольской, 40 и Свердлова, 41 работают «Банки вещей», где беженцы могут получить теплые вещи, обувь и продукты. В конце июня министр труда, занятости и миграционной политики и начальник УФМС России по Самарской области Игорь Дахно заявили, что в рамках региональной квотной кампании, по которой предоставляются рабочие места для иностранных граждан, в регионе есть вакантные 1 250 специальностей, из которых уже порядка 700 востребованы. Получить рабочее место можно при оформлении статуса временного убежища или разрешения на временное проживание. Кроме того, все прибывшие в Россию украинцы могут получить в территориальной комиссии по мониторингу миграционной ситуации направления на медицинское обслуживание. По этим ним их обслуживают вне очереди и отдельно проводят по всем кабинетам для сдачи анализов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости