Новости – Титульная страница












Титульная страница
ЗаЩИТить некому

фото © Максим Киселёв/Кемерово
Кузбасс становится единственным регионом России без наружной рекламы
25 июня, 2013 15:01
6 мин
В Кемеровской области по решению властей демонтируют баннеры и щиты. Десятки рекламных фирм оказались под угрозой закрытия. Многие из них уже сокращают штат. Если так пойдет и дальше, работу потеряют около полутора тысяч человек. А городские бюджеты лишатся от 30 до 50 млн рублей в год — таковы оценки экспертов.
– Правовой основой для последних событий является федеральный закон «О рекламе». Согласно ему, установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выдаваемого местным самоуправлением. Формальным правовым поводом для демонтажа чаще всего является отсутствие таких разрешений, — рассказал «Русской планете» Антон Крючков, управляющий партнер центра правовой поддержки «ЮрИнвест» (Кемерово). – Но нельзя забывать о другом важном обстоятельстве. Разрешений нет, потому что городские власти решили не проводить соответствующие торги. В итоге у рекламных компаний истек срок действия старых договоров, а новые им никто не выдает, поскольку торги не проводятся.
Многие директора рекламных агентств предполагают: торги не состоялись из-за того, что земля в Кемерове федеральная, а рекламой занимается мэрия. Городской совет народных депутатов на очередной сессии 28 июня примет документ, расширяющий полномочия администрации Кемерова. «Согласно изменениям, городские власти смогут упорядочить размещение рекламных конструкций, сформировать единый стиль и многое другое», — заявил депутат кемеровского городского совета Вячеслав Петров.
Представители областной власти поступают в соответствии с позицией, которая уже ими обозначалась. Губернатор Аман Тулеев негативно высказался о баннерах и щитах в Кемерове еще 13 июня. Он приказал убрать конструкции, которые не отвечают требованиям безопасности. А также подчеркнул, что реклама портит архитектуру исторических центров городов Кемеровской области и не выполняет главных, по его мнению, задач.
«Конструкции наружной рекламы должны нести социальную направленность, призывать население вести здоровый образ жизни, заботиться о детях, ветеранах. На стендах должны быть лица известных и заслуженных кузбассовцев, лучших людей Кемеровской области. Вместо этого местные службы зачастую размещают на них коммерческую информацию, которая вводит потребителей в заблуждение», — цитирует главу региона пресс-служба областной администрации.
Кроме того, руководители рекламных агентств Кемерова 19 июня получили письмо от Андрея Калинина, заместителя главы города, начальника управления городского развития. В нем содержалось требование «незамедлительно, до 20 июня принять действенные меры по демонтажу конструкций с коммерческой рекламой банков, услуг связи, рекламы нижнего белья, сантехники и др.». Руководители были в замешательстве — как демонтировать конструкции за сутки, как это объяснить партнерам? Документ немедленно разошелся по социальным сетям. А в городе начался тотальный демонтаж «наружки».
– В целом ситуация вписывается в правовое поле. Но у меня возникают сомнения в обоснованности жесткой и резкой «чистки» региона от наружной рекламы, — продолжает Антон Крючков. — Никто не мешает муниципальным властям осуществлять более жесткий контроль над выполнением технических требований и содержанием рекламных материалов. Если конструкции засоряют исторический центр города, то почему бы не убрать их именно из центра? Можно было бы плавно и безболезненно исправить ситуацию. В результате принятых мер прекратит деятельность целая отрасль. В том случае, если политика властей в отношении наружной рекламы вновь изменится и через год будут проведены торги и возобновится выдача разрешений, большая часть нынешних операторов рынка наружной рекламы уже не сможет вернуться. Зато появятся новые лица. То есть все нынешние преобразования выльются в передел рынка наружной рекламы.

Новый закон о рекламе стал лакмусовой бумажкой для региона. Он показал, что власти и бизнесу в Кемеровской области нелегко построить диалог. Руководители региона оказались не готовы работать по новым правилам, установленным законодательством. А потому и не услышали игроков рекламного рынка. Так считает Татьяна Думенко, экономический обозреватель областной газеты «Кузбасс»:
– Я не оправдываю бизнес, — заявила она «Русской планете». — Но компании, занятые наружной рекламой, как раз пытались доносить до всех свою позицию. Она состояла в следующем: раз нужно работать по новым правилам — давайте. Замечу, такая позиция делает честь бизнесу, который было принято считать нецивилизованным. Несколько соседних городов СФО тоже прошли через это. Но нигде не было того, что сейчас происходит в Кемерове. Везде нормально прошли торги на право размещения наружной рекламы.
Каковы издержки такого решения?
– Около 1,5 тыс. человек могут лишиться работы, и это только в Кемерове.
– Городской бюджет потеряет около 40 млн рублей. Какой урон понесет область, сказать пока трудно.
Демонтаж наружной рекламы — нарушение демократических прав жителей региона. Так считает Сергей Чернышев, PR -специалист, старший преподаватель кафедры маркетинга и рекламы Кемеровского института РЭУ им. Г. В. Плеханова.
– Нас лишают источника получения информации. Ну и что, что она коммерческая? — говорит он РП. — Да, все мы, как обычные люди, очень часто недовольны рекламой. Абсолютно любой. Она раздражает, она навязчива, она тупая. Но это не повод уничтожать целую часть рекламной отрасли! Я не верю, что большинство рекламных установок отвлекают водителей, опасны для горожан в плане падения. Поверю только данным исследований. А они, по крайней мере на Украине, доказывают безопасность установок, смонтированных согласно проектной документации, с учетом всех нагрузок. В малой толике соглашусь, что некоторые установки устарели и нарушают архитектурный облик. Но таковых, может, процент найдется! Если уважаемые власти хотят навести порядок, то, наверное, можно было бы стимулировать инвестиции в другие, современные виды «наружки». У нас в регионе лишь единицы форматов используются.

Сергей Чернышев не считает уровень развития рекламы в Кузбассе высоким. По его словам, «шедевров мало». Но сфера-то молодая, это не удивительно. В соседних регионах ситуация такая же. Демонтаж ничего хорошего не принесет. Поддерживает его дизайнер Сергей Фатеев:
– Наружная реклама от крупных игроков рынка была украшением. Местная чаще всего разочаровывала. Но социальная реклама от администрации, на мой взгляд, выглядит еще хуже. Мне нравится, как поступила администрация Москвы в отношении всех вывесок и наружки, об этом пишет Артемий Лебедев в своем блоге. Нужно не запрещать, а нормировать. Регулировать, а не убирать.
Как оценивают проблему с наружной рекламой сами игроки рынка? Корреспондент «Русской планеты» встретилась с руководителем рекламного агентства в Кемерове, одним из ведущих направлений которого была именно наружная реклама. Предприниматель попросил не называть его имени, потому что в ситуации со щитами видит политический подтекст.
РП: Каковы причины демонтажа наружной рекламы в Кемеровской области?
– Новый федеральный закон «О рекламе» вступил в силу 7 мая 2013 года. По старым договорам работать уже нельзя, а для новых нужно провести торги. Мы уже второй год повторяем властям: давайте работать по закону, пусть сильнейший победит в торгах, а бюджеты получат деньги. Но ответа мы так и не получили. Теперь отрасль уничтожают.
Кузбасс становится единственным регионом России без наружной рекламы. Примечательно, что с данной ситуацией не столкнулись в Новосибирске, Томске, Барнауле. А ведь у них значительно больше наружной рекламы, чем у нас. И они продолжают работать в соответствии с новым законом.
И ни у кого из моих коллег нет однозначного ответа, почему у нас ликвидируют огромное направление рекламного бизнеса. Никто и никогда еще не встречал настолько жестоких и беспрецедентных по масштабам мер. Я считаю, что это уголовное преступление по отношению к предпринимателям. А именно умышленное уничтожение чужого имущества — статья 167 Уголовного кодекса. Тем более что рекламные конструкции стоят очень дорого. Стоимость двух щитов равносильна автомобилю.
РП: Как отреагировали ваши клиенты?
– Партнеры из федеральных и международных компаний говорят прямо: «Вы живете не в России, а в какой-то другой стране». Удивлялись они и ранее. Мы ведь согласовывали макеты для наружной рекламы с городскими властями. И нам запрещали размещать в центре города баннеры со сварочными аппаратами, сантехникой, финансовыми услугами, розами из Голландии. Про женские образы и нижнее белье я вообще молчу! Дошло до того, что федеральные компании делали для всей страны одни макеты, а для Кузбасса — другие. Это как экономический 37-й год — без арестов и расстрелов, но с цензурой.
РП: К чему приведет демонтаж рекламных конструкций в регионе?
– Во-первых, это полная ликвидация отрасли. Что означает увольнение до полутора тысяч человек! Причем 70% сотрудников — это рабочие: водители, электрики, монтажники. Сфера наружной рекламы существует в Кузбассе 20 лет. У нас трудятся дети первых сотрудников, есть даже династии. И все эти люди окажутся на улице!
Во-вторых, уничтожение десятков предприятий малого бизнеса. Власть подрывает доверие к себе со стороны предпринимателей. Инвестиции, которые могли бы остаться в Кузбассе, уйдут в другие регионы.
В-третьих, возникнут проблемы с саморекламой у различных компаний. И, как следствие, повышение цен на товары и услуги. Предприятия не смогут рекламироваться и поэтому потеряют прибыли. Чтобы их восполнить, начнут повышать цены. И это ударит по каждому жителю Кузбасса.
В-четвертых, отразится на нас и сокращение бюджета области и городов. Все мы являемся их потребителями. На бюджетные деньги строят дороги, ремонтируют дворы, открывают новые детские площадки и так далее. Теперь регион потеряет деньги, которые получал от наружной рекламы. А это десятки и даже сотни миллионов рублей! За 20 лет существования наружная реклама принесла бюджету города от 300 до 500 миллионов рублей. Эти деньги были потрачены на нужды Кемерова. В масштабах области эту сумму вы можете смело умножать на три.
Кроме того, это очень опасный прецедент. Сегодня власти полностью ликвидировали наружную рекламу. Завтра решат, что аптек много. Или, скажем, что офисы на первых этажах зданий эстетический облик города портят. Да все что угодно! В цивилизованном обществе это невозможно — там, где главенствует закон. А у нас — пожалуйста.
РП: Вы боретесь с этим?
– Да! Многие предприниматели пишут заявления в Следственный комитет, полицию, суды всех уровней. Завтра их будут не десятки, а сотни. Вода камень точит. Но люди остались без работы уже сейчас, им надо как-то жить. А если вчерашний монтажник, у которого трое детей, кредиты и ипотека, полезет в петлю?
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости