Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Каждый, кто приходит сюда, находит свои “точки”»

Какие тайны раскрывает музей истории образования Смоленской области

Елена Коваленко
4 мин

Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»

В начале октября в Смоленском областном институте развития образования (СОИРО) открылся музей истории образования. Представленные в экспозиции материалы рассказывают о становлении и развитии системы образования на Смоленщине с XII века до наших дней. Коллекцию музея создавали жители области, смоленская митрополия, педагогическая общественность образовательных учреждений разного уровня. Благодаря им фонды музея насчитывают сейчас более 500 единиц хранения и продолжают пополняться все новыми экспонатами. Корреспондент «Русской планеты» побывала в музее истории образования Смоленской области и узнала его тайны.
– Люди приносят материалы и после открытия музея, — говорит руководителя проекта «Музей истории образования Смоленской области» Вячеслав Мешков и показывает на пакет, лежащий рядом со мной. В пакете виднеются пионерские галстуки. — Вот галстуков у нас уже огромное количество, но как человеку сказать: «Нет, неси назад»?
Идея создания музея появилась несколько лет назад. В феврале этого года региональное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» выступило с инициативой организовать музей.
– Наверное, сохранение истории — это естественная потребность. Есть огромное количество школьных музеев об их истории. А музея, который показывал бы историю образования региона в целом, — нет в Смоленской области. В России есть музеи образования, но их не так много.
Инициативу организации подобного музея поддержали различные социальные институты и общественность. Отдельная работа велась с районами. Для них поставили три задачи: предоставить информацию по истории образования в районе, истории учебных заведений и поделиться предметами в виде оригиналов или копий.
– Конечно, воспринято было с правильной настороженностью. Потому что никто не знал, что из этого получится. Когда поступили первые предметы, нам стало понятно, что проект находит отзыв, что он не надуман, а абсолютно реален и нужен.
16 районов активно включились в процесс. В середине марта муниципальные образования уже прислали первые документы, сведения, истории и экспонаты.
– Постепенно люди начали приносить личные вещи, которые для них представляют ценность. И тогда стало очевидно, что это признание музея как пространства, в которое не жалко отдать то, что они сберегали, хранили у себя в семье. Это было значимо и знаково.
Сейчас в фондах музея чуть более пятисот экспонатов: репринтные и оригинальные издания книг, иконы, фотографии, архивные документы, различные вещи.
– В концентрированном виде информация об истории системы образования и образовательных учреждений районов есть только у нас. И я думаю, что это не конец, это только начало.
В действующую экспозицию, конечно, вошло не все. Вячеслав Мешков считает, что в дальнейшем экспозиция будет корректироваться.
Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»
Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»
– Сейчас это основа. Все остальное будет нарастать. Оригинальные вещи могут вытеснять копии, одни фотографии другие, появляться еще более ценные вещи. Если мы увидим, что формируется какой-то массив, который может вылиться в самостоятельную экспозицию — мы ее сделаем.
Мы поднимаемся на второй этаж института. В одной части коридора расположены 16 экспозиционных секций, в другой — временная выставка «Моя школа» учащихся детской художественной школы им. М. Тенишевой.
Мешков предлагает мне сначала самой прогуляться по экспозиции. Я с удовольствием разглядываю старые вещи и фотографии, читаю архивные документы и названия старинных книг, останавливаю взгляд на школьной форме и старой низенькой парте. Замечаю, что почти в каждой секции есть сведения о людях известных и не очень, которые способствовали развитию образования как на местном, так и на государственном уровне. А еще почти за каждым стеклом есть азбука своего времени.
– Начинается экспозиция с уникального памятника древнерусской культуры. Это сосуд с древнейшей русской надписью «гороушна». Оригинал был обнаружен в 1949 году, во время раскопок в курганах у поселка Гнездово. То есть в XII веке писать умели, — с улыбкой говорит Вячеслав. —Образование уже было.
Теперь мы вместе идем вдоль экспозиционных секций. Мешков то и дело останавливается, рассказывая короткие истории о том, как тот или иной экспонат появился здесь и почему именно его выбрали для экспозиции.
– Самым тяжелым по комплектации оказался период с 1917 по 1941 год — почти ничего не сохранилось.
Я останавливаюсь. В первый раз не обратила внимание, а сейчас не могу оторваться.
– Период Великой Отечественной войны, — говорит Вячеслав. — Подлинный аттестат, выданный 16 июня 1941 года, комсомольский билет погибшего человека. Видите, он залит кровью… Детские рисунки про войну тех времен. Наши дети сейчас тоже так рисуют.
Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»
Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»
Чуть помолчав, Мешков показывает мне фотографию женщины.
– Есть интересная история, связанная с этой фотографией. Это Елена Гордеевна Новикова. Она была заместителем директора по воспитательной работе технического училища № 2 в Смоленске. А еще она работала в детском доме. В период войны они попали в окружение, и Новикова смогла вывести из него тридцать детей. Есть истории, которые трогают за душу. Это второй слой музея.
– А как к вам попала эта парта? — спрашиваю я. — Похоже на ту, за которой я в первом классе сидела. Только та без дырочек была.
– Это парта для младших школьников конца 50-х — начала 60-х годов. Вот эти дырочки когда-то были чернильницами. Такая парта оказалась в подвале одной из сельских школ Рославльского района.
Отдельные секции посвящены православному образованию в XIX-XX веках и в наше время.
– Один из интересных экспонатов — вот этот, — Вячеслав указывает на пухлую тетрадь в твердой обложке. Она открыта. На развороте фрагмент рукописного текста. — Это конспекты. В библиотеке Смоленской православной духовной семинарии обнаружили их абсолютно случайно и принесли нам.
Около конспекта стоит стеклянная чернильница, рядом фотографии известных выпускников духовной семинарии, маленький мольберт с эскизом иконы.
– А это история института, в котором мы находимся. Особенно интересна здесь одна вещь — логарифмическая линейка 1975 года. Ее изобрел Владимир Евгеньевич Кучеров, работник этого института. Он не изобрел логарифмическую линейку вообще, она появилась намного раньше, — отвечает на мой удивленный взгляд Мешков. — Оригинальность линейки Кучерова в том, что с помощью кодоскопа она позволяла рассказывать ученикам, как ею пользоваться. По сути дела это одно из первых интерактивных средств обучения: преподаватель мог одновременно отвечать на вопросы и показывать. Академия педагогических наук приняла ее к производству, но производства никакого не было, потому что появились калькуляторы.
Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»
Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»
Мы подходим к последнему стенду экспозиции. Он касается начального профессионального образования. Кроме фотографий, книг там представлены макеты слесарного верстака и пресса.
– Какую бы вы специальность ни получали в начальном профессиональном образовании, слесарная подготовка была в обязательном порядке, — объясняет Вячеслав Мешков. — Начального профессионального образования сейчас уже нет. Поэтому это уже точно музейная история.
– Многие вещи поражают в вашем музее, — выдыхаю я.
– Специфика музея образования не в том, чтобы удивить какими-то раритетами, а чтобы человек, который пришел, получил представление, как образование начиналось и развивалось в разные исторические периоды. Каждый, кто приходит сюда, находит свои «точки», которые для него близки и интересны. Нам важно, чтобы было действительно интересно разным людям: молодежи, детям, учащимся учебных заведений разного уровня, ветеранам. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин