Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

А зачем вам автобус?

Как живут люди там где нет ни дорог, ни общественного транспорта
Елена Коваленко
5 мин
Фото: Татьяна Бондаренко
В села Аркадакского района Софьино, Чиганака, Алексеевки и Малиновки больше года не ходят рейсовые автобусы. «Аркадакское ПАТП» отменило их из-за того, что дороги в этом муниципалитете очень плохие, а самой компании не хватает водителей. Корреспондент РП посмотрел, как живут люди в населенных пунктах без общественного транспорта.
Добираться из Саратова в Аркадак на общественном транспорте в будний день неудобно — туда ездит одна электричка «Саратов — Балашов». Она отходит от саратовского железнодорожного вокзала в 18:10 и прибывает в Аркадак в 22:00. Билет стоит 386 рублей. Ехать на автобусе «Саратов — Турки», идущем через Аркадак, еще дольше и дороже. Первый его рейс в 10:30 утра, время в пути составляет 5,5 часов, а билет — 515 рублей.
Все 250 км пути до Аркадака вместо дорог — одно бездорожье. Автобус трясет. По пути один раз попадаются дорожники, делающие ямочный ремонт.
На соседнем сидении едет студент Игорь. Ему нужно в село Грачевка. И чтобы попасть туда, он выйдет на трассе возле въезда в село Росташи, где его встретит односельчанин.
– Автобусы к нам не ходят, а он за 250 рублей довезет меня. Если б я поехал с таксистом от Аркадака, вышло бы рублей 500, ловить попутку до села дешевле, чем ехать с таксистом, но не знаешь, будет ли она, поэтому договариваемся заранее в селе, с теми, у кого есть машина, — рассказал Игорь.
Аркадак — город с населением в 12,5 тысяч жителей. По улицам ходят коровы. Дома преимущественно частные, но есть несколько пятиэтажек.
Уехать из Аркадака в областной центр на общественном транспорте в тот же день, что приехал, невозможно. Последний автобус уходит в 11:00, а электричка «Балашов — Саратов» прибывает Аркадак в 3:43.
Есть еще таксисты. Они, если что, готовы отвезти в Саратов за 4-4,5 тысячи рублей. Или за 1 тысячу рублей до Ртищево и Балашова — где можно сесть на проходящие мимо поезда. Билет на них тоже стоит в среднем тысячу.
Дороги на большинстве аркадакских улиц требуют ремонта. Некоторые и вовсе напоминают деревенские: асфальта там зачастую нет. В 2012 году местное предприятие «Дорожник» проводило ямочный ремонт, рассказала председатель Совета Аркадакского отделения партии «Справедливая Россия» Ольга Урюпина.
– Асфальт кидали в лужи и в пыль. Ничего не пробивали, ни гудронили, не делали «стоматологической пломбы», как положено. Когда я спросила, как можно класть асфальт в пыль и прибивать лопатой, мне ответили, что это новые технологии.
Тогда же, по ее словам, в честь приезда губернатора на церемонию открытие моста через Хопер, отремонтировали дорогу от Ртищева до Аркадака. Сейчас она в удручающем состоянии.
В 2014 году частично отремонтировали некоторые улицы Аркадака, залатали выезд из него, но большинство дорог, в том числе, те, по которым можно добраться в села, до сих пор разбиты. На мосту у выезда из города в глаза бросается затертая надпись: «Дорог нет».
На автостанции Аркадака ни одного автобуса. Транзитный «Саратов-Турки» высаживает пассажиров и сразу уезжает.
Из-за плохого дорожного покрытия и нехватки водителей пассажирская компания «Аркадакское ПАТП» с 2012 года сократила, а с 1 марта 2013 года отменила рейсовые автобусы в направлении сел Софьино, Чиганак, Алексеевка, Малиновка. Автобус «Турки-Саратов», едет из Аркадака в сторону Ртищево по трассе через Чаганак, Кистендей, Андреевку не заходя в села. В направлении Софьино и Алексеевки добираются только на своих машинах. Расписание пригородных маршрутов на стенде аркадакской автостанции замазано.
Спрашиваю в кассе билет на автобус до Софьино:
– Они у нас больше года не ходят, временно отменили, — сообщила кассир, дав номер телефона местного транспортного предприятия, для выяснения подробностей. Там мне сообщили, что до села Баклуши ходит только один автобус, и посоветовали взять такси.
– Автостанцию вообще хотели закрыть, автобусов почти нет, билеты можно купить у водителей. А если нужно в другое село — на такси или на попутке. Пойдете сейчас вперед, прямо по улице железнодорожный вокзал, там всегда стоят таксисты, — пояснила мне работница парикмахерской, находящейся в здании автостанции.
Железнодорожный вокзал в 10 минутах ходьбы от автостанции. Рядом с ним — реклама службы такси, закрепленная на водонапорной башне. Тут же дежурят таксисты-нелегалы. Цены они устанавливают сами. За поездку в Софьино, что в 54 км от Аркадака, с меня попросили 1,5 тысячи рублей, и то не все соглашались ехать.
– В Софьино я в этом году не ездил, в том году брал чуть ли не две тысячи. До Новосельского, Алексеевки 30 км с небольшим, едешь больше часа, дороги вообще нет. Где можно — ездим полями, но после дождей там такая грязь, что на легковой машине не проедешь, нужен трактор, «УАЗик» или вездеходный джип. Где нельзя полями — по ямам в асфальте, — говорит мне таксист Сергей.
Звоню в аркадакскую службу такси: поездка до Софьино — 1,2 тысячи рублей, до Чиганака (около 40 км от Аркадака) — 800 рублей, до Малиновки (около 25 км) — 400 рублей, до Баклуш (около 30 км) — тысяча.
Фиксированного тарифа у них нет, стоимость поездки выходит 16-33 рубля за километр, в зависимости от направления. Для сравнения саратовские службы такси берут за междугороднюю и пригородную поездку 15-17 руб/км. Частник дороже на сто-триста рублей.
Месяц назад аркадакские общественники во главе с Урюпиной написали письмо в администрацию района с просьбой возобновить движение автобусов. Каждый из отмененных маршрутов проходил через несколько сел и деревень. Железной дороги там практически нигде нет.
– Не у всех имеются личные машины, 70 % населения их не имеют, особенно старики, — объясняет депутат совета Росташевского муниципального образования Аркадакского района Сергей Бажан, показывая мне письмо.
В нем говорится, что движение рейсовых автобусов в районе никто не отменял: «Начиная с 2012 года, перевозка пассажиров на общественном транспорте по маршрутам Аркадакского района снижена, и не выполняется в полном объеме по причине плохого состояния дорог. Маршрутная сеть общественного транспорт по всем направлениям проходит по дорогам регионального значения. Собственник этих дорог — комитет дорожного хозяйства Саратовской области».
Администрация Аркадакского района принимает меры для решения проблемы. В марте объявили конкурс на осуществление пассажирских перевозок по всем направлениям. После приезда в район министра транспорта и дорожного хозяйства области Николая Чурикова, дорожным организациям была поставлена задача — привести дороги в нормальное состояние, но для этого, по словам Цыганкова, необходимо время и деньги.
В Аркадакском районе живут 24,5 тысячи человек. По данным местной газеты «Сельская новь» в 2012 году в Чиганаке проживало 440 избирателей, в Малиновке — 765, в Росташах — 717, в Грачевке — 392, в Новосельском — 594, в Софьино — 251, в Баклушах — 384. А кроме них — какое-то количество неучтенных несовершеннолетних детей. Дороги всюду настолько плохие, что скорая помощь из Аркадака добирается в села по несколько часов.
– Недавно был случай в Малиновке, у женщины начался отек Квинке, скорая помощь ехала 3,5 часа 20 километров, — добавляет Урюпина.
Нормальная дорога в направлении отменного маршрута на Софьино, по словам Сергея Бажана, есть только до Росташей: там находится опытная станция и каждый год проходит «Праздник поля», на который приезжают высокопоставленные гости.
Приличной считается дорога на Баклуши. В этом направлении автобусы ходят дважды в месяц по четвергам. Еду туда на частном автомобиле, по пути подсаживая жительницу соседнего поселка Комсомольский. Из-за редких автобусных рейсов, она вынуждена ходить на работу в Аркадак пешком, по шесть с лишним километров в одну сторону.
– У меня ноги больные, иду медленно, за час дохожу примерно. Иногда на попутке подвезут, — говорит она.
На выезд из Аркадака в асфальте много свежих заплаток, в некоторых местах уже разбитых. В районе Комсомольского дорога становится лучше, этот участок отремонтировали весной. Дальше, в сторону деревни Подрезенка дорожное полотно разбито, повсеместно видны следы старого ямочного ремонта. Параллельно идет грунтовая дорога через поле, со следами протектора шин — недавно по ней ехали.
Едем мы со скоростью 20-40 км/час максимум, водителю приходится постоянно притормаживать и объезжать ямы. 13 километров от Аркадака до Подрезенки преодолеваем за час. Бензина при такой езде расходуется больше, чем на ровной дороге.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Аркадакском районе Саратовской области — 268 км, сообщил РП министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков. Для того, чтобы привести их в нормативное состояние необходим капремонт на 91 километров полотна и ремонт еще 146 киллометров. Стоимость работ превышает 2,6 млрд рублей. Потребность в финансировании содержания дорог — 229 млн рублей, а в нынешнем году на эти цели предусмотрено 47 млн рублей. В апреле выполнены работы по ликвидации проломов на дороге Балашов — Ртищево в границах Аркадакского района и работы по ямочному ремонту на дорогах в границах Аркадака. С марта на дорогах Балашов — Ртищево, Аркадак — Турки, дорогах в границах Аркадака и его обхода, а также на участке Аркадак — Алексеевка ведутся работы по ликвидации дефектов дорожного покрытия. Выполнен ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия площадью 31 тыс. м². После завершения ремонта планируется продолжить ремонт на остальных дорогах района. После проведения ремонта дорожного полотна и оборудования проезжей части дорожными знаками движение автобусов в села Чиганак, Софьино, Алексеевка, Малиновка, Баклуши будет возобновлено.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
5 мин