Новости – Люди












Люди
Сибирская неоархаика

Репродукция картины Сергея Дыкова «Хозяйка озера»
Как объединить искусство и науку в один проект
31 октября, 2014 14:19
10 мин
Мастерская по случаю непогоды довольно сумрачная. Снегопад скрадывает большую часть естественного освещения. Рабочий стол придвинут вплотную к окну, и там, в углу у верстака, света вполне хватает, можно даже обойтись без лампы.
– Вот этой работе особенно повезло, — говорит Ольга Галыгина, директор галереи «Сибирское искусство», накладывая дополнительные скрепы на раму картины. — Без всякой спешки одеваем. До выставки время есть, и почти все успели вовремя.
Еще несколько щелчков степлера, оценивающий взгляд на результаты, и картина отправляется в дальний угол — там работы складируют перед отправкой на выставку. Галерея сейчас готовит огромный проект — «Сибирская неоархаика». Выставка художественных работ — всего лишь ее часть.
– Мы пытаемся совместить вещи, казалось бы, разные, но способные взаимообогащать друг друга, — объясняет Ольга. — Ученые помогают художникам и наоборот, а тема общая — искусство Сибири.
Говорить несколько мешает звук работающего станка: багет для рам нарезают в этом же помещении.
– Я прочитал программу предстоящего мероприятия и нашел странную формулировку: «…к участию приглашаются профессиональные исследователи — археологи, этнографы, искусствоведы, реставраторы». Что может объединить этих людей?
– Объект исследований. Культура древней Сибири — тема многогранная. Древние цивилизации, жившие на территории Сибири с домонгольских времен, оставили нам великое наследие, которое нельзя изучать однобоко. Только искусство коренных народов — это огромный комплекс тем, открытий, философии. Это обращение к явлению в полном объеме. Они же были очень гармоничны. И нельзя их расчленить. Выделить какую-то одну составляющую, не рассмотрев ее в контексте. Как можно рассуждать о быте народа, не зная его религии, истории? Как можно от людей, живших в тесном контакте с природой отделить их представления о силе стихий?
Основа предстоящего форума — Всероссийская научная конференция «Архаическое и традиционное искусство Сибири». Доклады готовят специалисты института археологии и этнографии СО РАН, профильных кафедр НГУ, КемГУ, Института искусств, Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства.
– При чем тут выставка? — не могу понять я.
– Изначально проект «Сибирская неоархаика» зародился именно как художественный. Его основоположники, первопроходцы — Александр Суслов из Новокузнецка и томич Сергей Лазарев. Они работали со многими известными археологами, этнографами. Очень много были в экспедициях. По итогам этих путешествий состоялись выставки «Мифы тайги и тундры», «Кожистая земля Сибири», это был первый опыт тесной работы именно с учеными. В нашем нынешнем проекте художественный вымысел автора играет не первостепенную роль. Важна та конкретная информация, с которой сталкивается художник во время своих поисков. И эту информацию могут дать именно археологи, культурологи, антропологи. А художники могут эту информацию интерпретировать.
– То есть разглядеть в научных данных, в музейных экспонатах именно художественную составляющую?
– Абсолютно верно. В начале 2000-х годов мы впервые соединили художественную выставку с научной конференцией. И сами не ждали, что в этом могут открыться такие глубокие смыслы. Сколько возникает новых тем, направлений для работы.
Перебираем подготовленные к выставке работы. Хозяйка галереи показывает все без утайки, даже те экспонаты, что обычно прячут подальше от чужих глаз, берегут как особо ценные.
– Я не возьмусь даже приблизительно оценить материальную стоимость этой коллекции, — сообщает мне Ольга. — Конечно, большинство работ мы берем у авторов только на время экспонирования, а потом возвращаем. Особенно крупные формы, такие, как деревянные идолы, например. А уж художественная ценность просто непостижима.
– А ученым от этого проекта какая польза?
– Им же нужно объяснять людям: над чем же таким они работают? Почему важны их исследования? Это очень просто делать через выразительные средства. Художники пишут картины, фотографы делают шикарные снимки. Ваяют скульпторы. Пишут поэты. И появляется очень достойная интерпретация научных данных, выраженная в произведениях культуры и искусства.
– Представьте: человек видит афишу. Запоминает слово «архаика». И приходит на выставку с надеждой и ожиданием увидеть что-то из настоящей древности. Шаманские маски, бубны, резьбу по бивню мамонта, каменных идолов, обереги, петроглифы. А попадает на выставку современных художников. Не боитесь негатива от «эффекта обманутых ожиданий»?
– Мы же не первый год работаем, — смеется Ольга. — И недаром у нас тесное сотрудничество с учеными. На нашей выставке предусмотрено две экспозиции. Первая — как раз старина. Именно те предметы, которые являются настоящими: вышивки, узоры, артефакты. Эту часть готовит Кемеровский государственный университет. Человек пришел, увидел, как это выглядело в глубине веков. И у него есть возможность посмотреть, как это отразилось на современном искусстве. А рядом, буквально напротив — современная интерпретация. Это сделано осознанно. Чтобы зритель мог понять, какой путь проходит художник. Это поиск современного изобразительного эквивалента той информации, которую оставили после себя древние цивилизации.
Рассматриваю «Маску шамана». Она сделана из камня и металла. Почти такую же я видел в краеведческом музее Ханты-Мансийска. В наших краях шаманы свои «личины» предпочитают делать из более податливого материала — бересты, например. Но тут-то не музейный экспонат, художественное произведение, с правом на свободу творчества.
– А художников, работающих в этом направлении, не обвиняли в плагиате? Мол, в древности это уже было, а вы копируете, заимствуете?
– Что вы! На начальном этапе даже копирование узоров и символов, образов было фантастически интересным, потому что все равно было пропущено через призму восприятия современного человека, это уже была авторская интерпретация. А сейчас этап копирования далеко позади, — уверяет Ольга Галыгина. — Сейчас работы уже более насыщены смыслом, философией. Появилось разнообразие форм и техник. Сравните, например, резных деревянных идолов, чеканные маски, кованые скульптуры и картины в технике батик.
Где-то за стенкой вновь взвыл станок: очередная заготовка для рамы легла на резак. Вкусно пахнет разогретым деревом. Чтобы не мешать мастеру и чтобы он не мешал нам, отходим подальше. К тому же, большинство работ этой коллекции авторы пришлют к самому началу выставки, и ознакомиться с ними я могу только с помощью каталога.
– Какие скрепы объединяют столь разнообразный материал, специалистов, авторов в единый проект? — продолжаем разговор, пока я пролистываю репродукции.
– Это вопрос самоосознания, самоидентификации. Мы живем в пространстве Сибири. Прекрасно знаем, что атмосфера того места, где живет человек, на него влияет. На самых разных уровнях. Формирует человека. Пространство Сибири — огромное, мощное, богатое, энергетичное. В нем легко отыскать приметы минувшего, надо только приглядеться. Оно в петроглифах, в мифах, в поэтике, в письменности, в символизме. Когда начинаешь исследовать эти вещи, удивляешься, насколько много сохранилось памятников, переживших тысячелетия. Ассоциация исследователей искусства народов Сибири может представить публике уникальные научные экспонаты: находки археологических партий, оттиски наскальных рисунков и так далее. Скупо. Научно. В черно-белых тонах. Строго. А вот передать философию, систему образов, символов — это нужно делать наглядно, просто. И тут художники могут очень сильно помочь.
– А насколько востребовано это у широкой публики? Жив ли интерес к архаике?
– Современные люди зачастую испытывают ощущение оторванности от пространства. Мы перестали радоваться солнцу, ветру, дождю. Посмотрели прогноз погоды, взяли зонтик, потопали суетливо по улицам. А у древних людей этого не было. Они знали, в чем черпать силу. Знали, как близка природа, как она может быть прекрасна, какой может стать грозной, какой щедрой. В этом с них можно брать пример. Людям подсознательно хочется органичности существования. А для этого нужно сделать так, чтобы человек снова научился испытывать радость. Хотя бы от того, что живет в огромном, интересном, безумно красивом пространстве. Поэтому тема Сибири сейчас крайне популярна.
Замечаю подпись под картиной и удивляюсь:
– А почему автор из Бельгии?
– Сибирский художник — это тот, кто черпает здесь вдохновение. Совсем не важно, где он при этом живет, — объясняет Ольга Галыгина. — Сибирское направление в изобразительном искусстве давно вышло за условные географические рамки. Сибирь и научные исследования сибирской старины вдохновляют авторов по всему миру. Особенно в Европе, Японии. У нас даже был уникальный опыт в рамках нашего проекта: мы возили иностранных художников на пленер в горы, в тайгу. А когда они разъехались — они представили Сибирь через свои произведения на мировой арене, очень широко. И сколько лет прошло, а отголоски того пленера до сих пор слышны: произведения «сибирского цикла» участвуют в выставках этих художников, они до сих пор творят под впечатлением от поездки. Участвуют в форумах, семинарах, присылают нам материалы лекций, которые они читают.
Закрываю каталог выставки с некоторым сожалением.
– Скажите напоследок: вам удалось объединить ученых и художников в рамках одного проекта. Чем, по-вашему, это закончится?
– В глобальном смысле даже не буду загадывать. На уровне ближайших ожиданий? Когда выставки будут путешествовать по сибирским городам, их увидит большое количество самых разных людей. И каждый, надеюсь, поймет, в каком прекрасном, позитивном, мощном пространстве мы живем. И в ком-то проснется дух созидательный, конструктивный. И этот кто-то скажет себе: хватит вздыхать о том, как все плохо, пойду-ка, сделаю что-нибудь хорошее.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости