Новости – Люди












Люди
«О любви речи практически не шло»

Молодые супруги и гости после венчания. Фото из архива Владимира Ермакова.
Корреспондент РП узнала, как проходили свадебные обряды в Тамбовской губернии и почему холостых считали неполноценными
13 марта, 2015 16:22
6 мин
На Руси вступление в брак и продолжение рода всегда считались главными предназначениями человека, а свадебная церемония имела особый сакральный смысл. Временем становления русского свадебного обряда принято считать XIII–XIV века. Однако в каждом регионе формировалась своя специфика в зависимости от географического положения, времени заселения и других факторов.
По данным всеобщей переписи населения Российской империи, которая проводилась в 1897 году, в Тамбовской губернии в браке состояли около 70% взрослого населения. Холостых мужчин и незамужних девиц было около 20%. Еще 10% составляли вдовы. Количество разведенных было ничтожно мало. На весь город Тамбов, согласно официальным документам, приходилось 35 мужчин и 88 женщин, прервавших брак.
– Вступление в брак на Руси было как бы моральным долгом человека не только перед обществом, но и перед Богом, — рассказывает краевед Владимир Ермаков. — Семья была признаком добропорядочной жизни, а если взрослый физически здоровый человек оставался холостым, его считали неполноценным, побаивались, сторонились. Считалось даже, что неженатые мужчины и незамужние женщины со временем становились колдунами и ведьмами. Это и в русских пословицах отражено, в народе говорили: «Поповой собаки, отставного солдата, да старой девки злее нет».
Государство поддерживало вступление в брак на законодательном уровне. При распределении земель женатые мужчины получали наделы в два раза больше, чем холостые. Женщинам земля не полагалась.
– Люди жили по принципу соборности, — говорит заведующая отделом использования и публикации документов тамбовского областного архива Галина Ходякова, — пожилые люди, вдовы, «солдатки» могли надеяться только на помощь общины, своих детей или внуков. Как правило, без этой помощи их никогда не оставляли.
Создание семьи считалось делом серьезным и ответственным, неопытным «молодым» не доверяли самим строить свою судьбу. Почти во всех случаях женихов и невест выбирали родители.

Тамбовские молодожены. Фото из архива Владимира Ермакова
– О любви речи практически не шло, это было дело второстепенное — стерпится-слюбится. Пару старались выбрать из уважаемой, трудолюбивой и нравственной семьи. Возраст вступления в брак устанавливался церковью и государством и регламентировался довольно строго. До 1830 года девушки могли выходить замуж с 13 лет, а юноши жениться — с 15. Потом брачный возраст постепенно повышался. Сначала до 16 и 18 лет соответственно, потом и вовсе до 21 года для юношей. Слишком ранние браки для мужчин не приветствовались. А вот невесту старались взять помоложе — чтобы слушалась, — поясняет Владимир Ермаков.
Краевед рассказывает, что в дореволюционном Тамбове свадьба представляла собой комплекс обрядов, которые веками проходили по установленному сценарию — сватовство, сговор, девичник, венчание, брачная ночь, свадебный пир. Тамбовские свадьбы вобрали в себя ритуалы деревень южных губерний, так как население здесь состояло в основном из переселенцев с юга.
– На этапе сватовства подключались свахи. Это были активные словоохотливые женщины средних лет. Приходя в дом к потенциальному жениху или невесте, они не заводили разговоры напрямую, только иносказательно — «У вас товар, у нас купец» или «У вас ярка (молодая, еще не ягнившаяся овца. — Примеч. авт.), у нас пастух». Если обе стороны все устраивало, начинался сговор. Именно он считался первым этапом уже непосредственно свадебного обряда. В семью невесты по очереди приходили представители жениха — сначала сваты, потом родители.

Девушка в костюме невесты. Фото из архива Владимира Ермакова.
Во время сговора обсуждалась материальная сторона — размер приданого невесты, подарки жениха. Когда все «технические» вопросы были улажены, на стол ставились угощения и начинался так называемый «запой», неотъемлемыми атрибутами которого были хлеб и соль.
– Гости угощались и пили вино, подружки невесты пели венчальные песни, а сама невеста причитала, — говорит Ермаков. — Через несколько дней снова приглашались гости. Это называлось «большим запоем». На нем невеста с женихом уже сидели рядом друг с другом и впервые прилюдно целовались под крики: «Горько». Но это все была еще только подготовка к бракосочетанию. Потом был канун свадьбы. Устраивался девичник, на котором под печальные песни невеста прощалась с подружками, детством, юностью и родной семьей.
Главным на свадебном обряде был дружка или, как говорили на Тамбовщине, «дружко» — ведущий всей свадебной церемонии. В доме жениха готовили «свадебный поезд». Во время «поездки» этого символического поезда к дому невесты ему чинились всяческие препятствия, за прохождение которых надо было выплачивать выкуп. После благословения родителей жених с невестой ехали в церковь, но все еще в разных санях. В церковь невесту часто вели за руки. Это символизировало отсутствие жизненных сил у молодой. А вот из церкви она уже выходила сама и все участники церемонии ехали в дом мужа.
– Родители снова благословляли молодых, осыпая их на пороге маком и хмелем, — продолжает краевед. — Новоиспеченные муж и жена обедали в отдельной комнате и присоединялись к пирующим гостям позже. Вот здесь уже начиналось настоящее веселье — пелись свадебные песни, а ближе к концу вечера — частушки. Молодых провожали в спальню, а утром их поднимал дружко и праздник продолжался. На второй день молодая жена должна была впервые вымыть пол в избе. На стол ставилось специальное украшение, которое называлось «сад» — репей в разноцветных лентах. Праздновать свадьбу полагалось три дня. В последний день, перед тем как гости разойдутся, их угощали яичницей и блинами.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости