Новости – Люди












Люди
Бурение в соснах
Фото: Официальный сайт национального парка «Бузулукский бор»
Как в Бузулукском бору собираются добывать нефть и сохранять природу крупнейшего в Европе заповедника
30 марта, 2015 12:53
8 мин
В Оренбургской области определился победитель конкурса на право пользования недрами трех месторождений, расположенных на территории национального парка «Бузулукский бор». Им стал Антипинский нефтеперерабатывающий завод. В вопросе, можно ли вести нефтедобычу в местах, расположенных в самом сердце Бузулукского бора, поставлена точка. Сторонники нефтедобычи ссылаются на необходимость ликвидации и консервации нефтяных скважин, оставшихся со времен Советского Союза, которые могут привести к экологической катастрофе. Противники уверяют, что новые работы приведут к еще более печальным последствиям и могут полностью уничтожить заповедное место.
Национальный парк «Бузулукский бор» — крупнейший в Европе заповедник настоящей тайги. Он относится к особо охраняемой территории и был создан в целях сохранения единственного в степном Заволжье лесного массива, состоящего из реликтовых сосновых и сосновых широколиственных лесных культур. На территории парка произрастают 13 видов редких растений, включенных в Красную книгу, высока доля видов фауны, включенных в эту же Красную книгу.
Геологоразведочные работы на территории бора проводились в 50-х годах прошлого века, но в 1971 году после серьезной аварии — разлива нефти и вспыхнувшего пожара — они были свернуты, пробуренные скважины, которых на сегодня насчитывается порядка 164, законсервированы, а все работы по разведке и нефтедобычи запрещены тогдашним руководством страны. Объем месторождений оценивается примерно в 70-80 млн тонн. Прибыль от продажи нефти, которая могла бы быть получена в месторождениях Бузулукского заповедника, составляет 1,1 трлн рублей.
Вопрос о разработке, а, скорее, о необходимости что-то делать со скважинами, возник в прошлом году: их большая часть по истечении 40 лет находится в аварийном состоянии и требует в связи с негерметичностью повторной консервации или ликвидации. К тому же со скважин, находящихся под высоким давлением, варварски снимается или срезается противофонтанная арматура. Имеющиеся на них протечки и выход газа могут послужить причиной возгорания и вызвать техногенную катастрофу.
– Вы, наверное, могли видеть видеоролики, где лесник протыкает палкой землю, а оттуда появляется нефть, — поясняет пресс-секретарь Антипинского нефтеперерабатывающего завода Мария Яшметова.
Впрочем, ликвидация и консервация были поставлены в условиях конкурса, проводимого Роснедрами, одними из главных. У правительства области на проведение таких работ денег нет. А первый взнос победителя проведенного конкурса составляет 16 млрд рублей. Плюс 3 млрд ежегодно в виде налоговых отчислений. При этом завод пока на словах, но обязуется провести лесовосстановительные работы, рекультивацию земель, улучшить жилищные условия сотрудников национального парка и вообще оказывать всяческую помощь.
По закону на территории национального парка, который является федеральным учреждением, запрещена разработка полезных ископаемых, в частности, добыча нефти, чтобы не нарушить и не уничтожить уникальную экологическую среду. Откуда же взялся вопрос о разработке и добыче нефти в Бузулукском бору?
– В 2001-2010 годах часть земельных участков, где находятся месторождения нефти, были выведены чиновниками Оренбургской области из состава национального парка, — поясняет РП вице-спикер Оренбургского заксобрания Игорь Сухарев. — С тех пор эти участки не давали покоя нефтяникам.
Фото: Антипинский НПЗ (annpz.ru)
Новость о проведении конкурса на право пользования недрами на территории национального парка вызвала большой резонанс. Накануне проведения конкурса депутаты заксобрания Оренбургской области провели круглый стол по вопросам возможной нефтедобычи в границах национального парка Бузулукский бор. На заседание были приглашены как ученые-экологи, так и руководители областной администрации, ответственные за экологию и природные ресурсы.
– Была создана межведомственная комиссия по данному вопросу, — рассказала РП пресс-секретарь министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Елена Кулик. — Мнения ученых на заседании круглого стола разделились. Но нашим министерством было рекомендовано заняться разработкой добычи нефти участков, находящихся на территории парка, до лучших времен. К сожалению, распорядителем земель нацпарка мы не являемся. И Роснедра приняли свое решение.
Основной причиной противостояния новым разработкам ученые и экологи Оренбуржья называют старые технологии, которыми пользуются нефтяники. Именно это, по мнению экологов, и может нанести вред флоре национального парка.
Решению федерального агентства по недропользованию пытались противостоять депутаты заксобрания. На эту тему они общались с министром природных ресурсов и экологии РФ Сергеем Донским.
– Для министра разговор не стал новостью, — рассказывает вице-спикер оренбургского заксобрания Игорь Сухарев. — Он сказал нам буквально следующее: да, я беру на себя ответственность, потому что добыча нефти в Бузулукском бору нужна нам во спасение. Я гарантирую, сказал он, что зайдет ответственный лицензиант, вернее, до того, кто зайдет, будут доведены все особенности ситуации и к нему будут предъявлены такие требования, которые он в процессе добычи, консервации и ликвидации скважин не сможет обойти и нанести ущерб бору.
Антипинский НПЗ к вопросу о разработках нефти на территории нацпарка, которые уже вроде по закону и не относятся к территории Бузулукского бора, по словам пресс-секретаря Марии Яшметовой, тоже относится серьезно.
– В ближайшее время мы намерены провести разъяснительные беседы, как с населением, так и с руководителями муниципальных образований и рассказать, что наши методы не могут нанести ущерб экологии парка, — делится планами компании пресс-секретарь. — Существуют технологии, которые позволяют добывать нефть без возведения инфраструктуры на территории месторождений методом наклонно-направленного и горизонтального бурения. Все скважины будут располагаться на 10 участках, причем в обязательном порядке будет учитываться роза ветров.
Намерены вести тесный диалог с заводом и депутаты областного заксобрания. А параллельно народные избранники будут проводить собственное депутатское расследование по поводу выведения участков из состава нацпарка.
– Лицензия позволяет заводу, выигравшему конкурс, вести нефтедобывающие работы. Но возникает сомнение, что эти работы могут нанести нацпарку более серьезный ущерб, чем те скважины советских времен, которые требуют ликвидации и консервации, — так оценивает ситуацию вице-спикер областного заксобрания Игорь Сухарев. — Мы намерены встретиться с компанией-лицензиатом, выслушать, как они видят ситуацию по дальнейшей работе в новых реалиях, и узнать, какие мероприятия будут проводиться на территории месторождений.
Что касается расследования, здесь депутаты намерены выяснить фамилии и призвать к ответу чиновников, которые вывели земельные участки, находящиеся в самом сердце парка, из его подведомственности. Ведь именно с их легкой руки месторождения на территории национального парка не давали покоя нефтяникам.
– Если бы не было этих «дырок», то и вопроса такого бы не возникло, — уверен Игорь Сухарев.
Чтобы зайти на территорию парка, Антипинскому НПЗ необходимо подготовить большое количество документов и займет это у компании не месяц и, может, не один год.
– Только с ваших слов я услышал, что у них есть лицензия, — говорит оренбургский межрайонный природоохранный прокурор Роман Юдин. — Если даже и есть, то недавно. И вопрос этот для области серьезный, позицию по которому я на данный момент прокомментировать не могу.
Сами работники парка, которым завод обещает всяческую помощь — создание на территории заповедника собственной пожарной части, обустройство и содержание мест отдыха и даже улучшение жилищных условий сотрудникам, с ситуацией смирились. «Люди подневольные» не могут противостоять решениям начальства, какое бы мнение при этом не имели.
– Конечно, нам хочется надеяться, что все будет хорошо, — говорит специалист по связям с общественностью ФГБУ «Национальный парк “Бузулукский бор”» Олеся Мартынова. — Трудно сказать сейчас, будет вред от нефтедобычи или нет. И однозначно надо что-то делать с теми скважинами, которые сейчас есть на территории парка. Если от завода парку будет какая-то помощь, мы будем только рады. И надеемся, что сумеем найти общий язык с предприятием. Главное, чтобы не отнеслись потребительски.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости