Новости – Люди












Люди
«Чтобы делать инновационный бизнес, нужен азарт»

Анатолий Пономаренко, директор ООО «Дон-Инвек». Фото: Марина Меркулова/ "Русская планета"
Как разработки ростовских ученых превратились в прибыльное дело
15 мая, 2015 14:29
17 мин
Бизнес, связанный с инновациями, — одно из ключевых направлений развития Ростовской области. Губернатор постоянно говорит о поддержке наукоемкого производства, создании научных кластеров. Сейчас идет конкурс на оказание финансовой поддержки инновационным малым и средним предприятиям. Одновременно принимают заявки на конкурс на звание лучшей инновационной компании. При том, что о разработках ростовских ученых, и тем более, истории воплощения научных идей в продукт, который востребован на рынке, знают только узкие специалисты. «Русская планета» собрала истории ученых, которые стали бизнесменами.
«Тензор» — одно из старейших научно-производственных предприятий Ростовской области. Открыто в 1989 году при НИИ механики и прикладной математики двумя сотрудниками: Александром Какуриным и Александром Агеевым. Заместитель директора, к.т.н. Александр Агеев рассказывает о научных разработках предприятия, федеральных заказах и экономическом кризисе.
– Мы были первыми, кто в России внедрил весовой контроль на автомобильных дорогах, первая система была установлена 21 год назад — в 1994 году. Тогда предприятие уже имело обороты на системах компьютерного проектирования на базе персонального компьютера (они тогда только появились). Молва пошла, что есть два человека, которые могут научные разработки поставить на промышленные рельсы. Ко мне пришел коллега, принес датчик и говорит: «Дома еды на 3 дня, хотел бы с вами работать, вот сделал высокоточный датчик с чувствительностью до килограмма». Вместе мы изготовили два таких прибора. Один продали в Таганрогский порт, а второй — в Ростовский в качестве крановых весов. А потом пришла идея разработать полноценную систему весового контроля на автодороге. Тогда в 1993 году ситуация на дорогах была катастрофическая. Через открывшиеся границы пошел мощный транзит. К границе подъезжали два автомобиля и перегружались в один, который въезжал в Россию. Дорога прогибается, начинается трескаться. Они реально убивали дороги. Появилась задача распознать движущийся автомобиль и измерить в движении вес и уровень нагрузки на дорогу. Мы это воплотили в жизнь. До сих пор производим эти системы, начиная от датчиков, электроники и заканчивая металлоконструкциями весов.
Система управления отходами индустриального города создавалась для «Чистого города». На полигоне ТБО была система приема мусора по талонам. Машины привозили некие условные объемы, важно было довести талон, а не мусор. Невозможно было контролировать объем привезенного мусора, людей, которые его привозят и, вообще, привозят ли. Мы создали автоматическую систему управления отходами: загруженные мусоровозы проходят через въездные весы, на которых автоматически регистрируются дата и время прибытия машины, ее марка, госномер, фамилия водителя; код, наименование и принадлежность организации-перевозчика, вид отходов и район их доставки; определяется вес автомобиля и груза. Система изменила ситуацию в городе. Во-первых, полигон стал принимать в 2 раза больше отходов, вести реальный учет, во-вторых, бизнес разобрался, как можно зарабатывать на уборке города, которая раньше была убыточной. Такие системы управления отходами работают на полигонах в 12 городах-миллионниках России.
Предохранительные мембраны для атомных электростанций — наша давняя разработка. Система защиты с помощью мембран позволяет с высокой точностью определять критическое давление для их аварийного срабатывания.
Система весового железнодорожного контроля. Этой разработкой мы сейчас плотно занимаемся. Создаем принципиально новое изделие динамического контроля подвижного состава. Как сейчас работают платформенные вагонные весы? Они нарушают целостность железнодорожного пути, скорость движения на участке взвешивания должна быть снижена, либо поезд остановлен, иногда отцепляют вагоны, чтобы их взвесили специальные бригады. А это большие деньги и огромные неудобства. А в результате, всего 10% вагонов реально контролируются. Мы создаем систему, которая позволяет автоматически взвешивать вагоны на высокой скорости и без расцепки состава, — импортозамещающие зубчатые передачи для транспортных средств, которые мы поставляем потребителям по всей России.

Заместитель директора "Тензор" Александр Агеев. Фото: Марина Меркулова/ "Русская планета"
Заместитель директора "Тензор" Александр Агеев. Фото: Марина Меркулова/ "Русская планета"
– Сейчас на предприятии работает порядка 100 человек. В Ростове — научная база, в Таганроге — производственная. Свыше 30% сотрудников — это исследователи и разработчики, которых мы готовим сами.
Основные заказы сейчас — производство зубчатых передач, обслуживание ранее выпущенных систем, ремонты. Это обеспечивает нас процентов на 30. Также мы поставляем предохранительные устройства для атомных электростанций — это процентов 5. В этом году мы впервые перевели наших сотрудников на неполный рабочий день и сократили зарплаты всем, в том числе и себе.
С изменениями курса рубля и ростом процентной ставки, наши партнеры не могут брать кредиты по таким высоким ставкам, поэтому оплачивают поставки с опозданием. Сейчас мы частично приостановили производство. Нам пришлось продать какие-то объекты недвижимости и положить деньги на счет компании, потому что мы не можем занять в банке под 25 процентов — мы их попросту не окупим.
Два года «Тензор» не имеет федеральных заказов на системы, которые он же и создал. Сейчас заказы делают, основываясь на личных отношениях.
В госпрограммах поддержки мы никогда не участвовали. К тому же, допустим, 500 тысяч рублей помощи для нашего предприятия — это копейки, которые практически ничего не покроют. Давать деньги нужно молодым стартаперам. Мы с большой надеждой смотрим на сотрудничество с РЖД. Им реально интересна и нужна наша весовая система.
«Тензор» начинался с создания собственной базы. Чтобы делать инновационный бизнес, нужен азарт, кураж, как на сцене. Это помогает в трудные времена. Вот я, буквально, горю от того, как мы делаем свое дело!
НПК ООО «Дон-Инвек» — научно-производственное предприятие, открытое в 2004 году кандидатом химических наук, ведущим научным сотрудником лаборатории композиционных материалов и покрытий ЮФУ Анатолием Пономаренко. Первичный капитал предприятия — грант фонда Бортника на разработку смазочно-охлаждающей смеси. Анатолий Пономаренко, директор НПК ООО «Дон-Инвек», рассказывает о научных разработках предприятия, грантах и сотрудничестве с РЖД.
– Универсальная смазочно-охлаждающая жидкость — материал, который применяется на станках, где режется металл. Если металл резать в сухую, то из-за высокой температуры инструмент быстро тупится. Поэтому лучше смазывать. Можно маслом, но оно плохо охлаждает. Лучше охлаждает вода, но она плохо смазывает. Мы придумали эмульсию «масло в воде», которая облегчает трение. Смазочно-охлаждающую жидкость используют практически на всех заводах. На рынке есть разные жидкости, мы сделали более эффективную формулу.
Самосмазывающиеся полимерные материалы для подшипников автомобильной и авиационной техники с высокой степенью нагрузки — наша старая разработка, которую мы сделали еще в РГУ (теперь ЮФУ) для космического корабля «Буран». Сам «Буран» особо не летал, но подшипники с этим материалом оказались так хороши, что авиация взяла их на вооружение. Материал приклеивается к подшипнику специальным клеем, способен выдерживать высокие нагрузки, температуру от минус 100º до плюс 250º.
Антиобледенительные смазки для защиты от намерзания, которые можно использовать для предотвращения образования сосулек, замерзания линий электропередач, подвагонного оборудования поездов. Концентрат присадок — интеллектуальный смазочный материал, который восстанавливает изношенные детали двигателя, снижает расход топлива и может использоваться в легковых и грузовых автомобилях.
– Все научные сотрудники предприятия — с университета. С переменным успехом над научной базой «Дон-Инвек» работает до 12 человек. Есть деньги, можно людей содержать, нет — приходится увольнять. Сейчас у нас 5 научных сотрудников. Производственной базы практически нет. Нанимаем работников по необходимости, когда есть заказы.
Когда закончились деньги гранта фонда Бортника на разработку смазочной охлаждающей жидкости, мы не смогли расшириться, потому что единственный крупный заказчик этого материала — Ульяновский моторный завод — после трех лет сотрудничества отказался от нашей жидкости, когда объединился с автозаводом, у которого были свои поставщики.
Раз в год у нас есть один крупный заказ на производство самосмазывающихся полимерных материалов от Саратовского подшипникового завода. Это 3-4 месяца работы. Остальное — небольшие заказы от малых и средних предприятий, которые ремонтируют автомобили, делают метало-керамические подшипники.
Антиобледенительные смазки мы разработали в ЮФУ специально для РЖД. Когда поезд идет зимой, снег и лед намерзают под колесами и тормозной системой, которая останавливает поезд. Если там намерзнет много льда, то тормоза не сработают, что может привести к аварии. Испытывали эти материалы на 4-х направлениях России в разных погодных условиях, в том числе и на севере. Мы рассчитывали, что дальше можно будет производить эти смазки и покрытия в большом количестве. Но РЖД не решились выделять на это деньги, несмотря на то, что из-за обледенения рельсы быстрее изнашиваются.
Раньше были научные конференции, на которые ходили представители заводов — главные инженеры, механики. Были экскурсии на этих предприятиях, там нам показывали, что они делают, и где у них проблемы. Сейчас это осталось только в Белоруссии. Кластерная система? Она работает уже? Я пока не вижу. Есть разные сайты, которые занимаются распространением информации об инновациях, но они пока слабо помогают. Находят нас, как правило, через личные отношения. Например, к нам так пришли ребята с Урала. У них были контакты с ЮФУ. Они поставили 9 задач, которые мы можем реализовать. Сначала хотели заключить контракт, а потом решили, что выгоднее будет выбрать исследователей по программе «Кооперация» фонда Бортника, когда государство дает деньги на исследования, а предприятие обязано внедрить разработки, полученные в результате, в течение 5 лет. Будем с ними сотрудничать по такой схеме.
Еще одна разработка, которую мы сейчас внедряем, это энергосберегающие смазочные материалы. Мы выиграли университетский грант на эти исследования на три года. Сейчас идет испытание на автомобильном транспорте, на заводах. Применение энергосберегающих материалов позволяет экономить до 10% и более топлива (например, бензина). Хотим с этой разработкой выйти не только на автопром, но и на авиацию: энергосберегающие смазки можно использовать в беспилотниках, у которых срок действия ограничен энергетическим ресурсом, если они будут тратить меньше энергии, то их срок действия продлится.

Генеральный директор «БВН инжениринг» Александр Сироткин. Фото: Марина Меркулова/ "Русская планета"
Генеральный директор «БВН инжениринг» Александр Сироткин. Фото: Марина Меркулова/ "Русская планета"
«БВН инжениринг» — научно-производственное предприятие, которое занимается спецодеждой. Открыто в 1991 году доктором технических наук Бринка Иваном Юрьевичем. Весь научный состав предприятия был сформирован из сотрудников лаборатории теплозащитной одежды Шахтинского технологического института бытового обслуживания. В этой лаборатории разрабатывали экипировку советско-канадской экспедиции через Северный полюс, пуховую одежду для работников нефтегазовой отрасли, противотепловой костюм для горноспасателей, комплекс оборудования для переработки перо-пухового сырья. О разработках предприятия, интеллектуальной одежде и кризисе рассказывает генеральный директор «БВН инжениринг» Александр Сироткин.
– Теплозащитные конструкции брюк повышенной комфортности, которые мы разработали и запатентовали, позволяют заполнять утеплителем коленные и локтевые сгибы (в изделиях), что при работе человека в согнутом положении обеспечивает равномерную теплозащиту. Электростатически безопасная ткань применяется для обеспечения пухонепроницаемости специальной одежды.
Проектирование и производство специальной одежды в ООО «БВН инжениринг» базируются на научных разработках в области теплообмена и электростатики. Мы выпускаем теплую, легкую и эргономичную специальную одежду с натуральным пуховым утеплителем, которая эксплуатируется в особенно холодных регионах России с температурой в минус 50 0С и сильным ветром.
Одежда с интеллектуальной системой сенсорного анализа и теплозащиты — наша общая разработка с коллегами из Германии, которая в этом году будет завершена. Вместе мы выиграли конкурс на исследования, который проводили Международное Бюро Федерального Министерства образования, науки, исследования и технологий Германии (BMBF) и Фонд содействия развитию МФПНТС (Россия). В основе действия системы заложен принцип «климат-контроля». Мы создали математическую модель человека с зонами подогрева, так как всего человека одинаково греть не имеет смысла, да и нельзя (к примеру, область сердца и почек). А требуется греть определенные зоны и то неравномерно: где-то надо давать 0,8 Вт, а где-то хватит всего 0,3 Вт, тем самым снижается энергопотребление и повышается комфорт. В качестве нагревательного элемента используется особая текстильная нить с интегрированными в нее датчиками, которые мониторят температурное состояние человека и дают команду, где и насколько требуется подогреть или выключить подогрев. Одежда с данной системой может быть использована как в качестве специальной одежды для холодных регионов, так и в качестве бытовой. К примеру, мы часто видим как бегают дети, а родители то расстегивают, то застегивают их одежду, чтобы они не запарились или не переохладились. Если одеть ребенка в одежду с системой интеллектуального подогрева, то эта проблема будет решена, так как система сама включит подогрев, если ребенок остановился и начал замерзать, и сама выключиться, если ребенок начал активно двигаться и перегреваться.
Бизнес
– Сегодня в компании работают 38 сотрудников. Предприятие социально-ориентированное. Мы поставляем специальную одежду предприятиям нефтегазового комплекса и ряда других отраслей с вредными и тяжелыми условиями труда. Это ОАО «Газпром», ЛУКОЙЛ, ТНК, РОСНЕФТЬ, НОВАТЭК и другие.
Что касается объемов производства и продаж, то с 2014 года наблюдается определенная стагнация, обусловленная наложением санкций на основных потребителей нашей продукции — предприятий нефтегазового сектора. Мы планируем, что в 2016 году объем нашего производства возрастет на 70-100% в связи с выводом на рынок нового продукта — «Одежды с интеллектуальной системой сенсорного анализа и теплозащиты». Мы работаем сейчас над интеграцией элементов интеллектуальной системы сенсорного анализа и теплозащиты в российскую боевую экипировку военнослужащего «Ратник», именуемую также «комплект солдата будущего». Данный продукт будем производить совместно с ООО НПП «Интор» (г. Новочеркасск).
Помимо этого, ООО «БВН инжениринг» — производитель продукции для туризма, активного отдыха, спорта, постельных принадлежностей на основе пуха и пера. Нашими заказчиками являются горнолыжные курорты Северного Кавказа — Красная поляна, Домбай, Архыз, Безенги. Был у нас и опыт сотрудничества с торговыми сетями «Ашан» и «Метро», но из них нас вытеснили производители из Китая.
Наша компания тратит на научно-исследовательские разработки около 2,5% от годового оборота, что обеспечивает появление инновационных продуктов. К сожалению, целый ряд разработок не удается вывести на рынок в связи с его определенной «костностью к изменениям». Это одна из проблем российского инновационного бизнеса, зачастую люди в компаниях, которые могли бы воспользоваться инновационным продуктом, не хотят ничего менять, им комфортно жить в старом мире со старыми правилами.
На более поздней стадии поддержка государства должна осуществляться на паритетных началах с бизнесом 50 на 50. При этом такой подход и у государства: сначала проекты должны привлечь частные деньги, а затем уже получить поддержку от властей. Зачем продукт финансировать государству, когда он не нужен бизнесу? Государству же, в первую очередь, нужно строить и развивать объекты инфраструктуры для инновационного бизнеса, которые бы занимались как привлечением ресурсов, так и коммерциализацией разработок через различные механизмы. Это будет работать.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости