Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Старинный тракт омолодят

Шоссе на Хамар-Дабане составит конкуренцию Кругобайкальской железной дороге
Елена Коваленко
1 мин
Железнодорожная станция на берегу озера Байкал. Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Новиков
Иркутские ученые планируют восстановить в ближайшее время старинную дорогу через хребет Хамар-Дабан. Сейчас почтовый тракт, которым с 1856 по 1864 год пользовались купцы и путешественники, практически полностью разрушен. Но его немногочисленные следы еще видны на популярных туристических тропах южного берега Байкала.
– Старинный почтовый тракт связывал Иркутск и Кяхту. Его протяженность была 150 верст, то есть чуть более 160 километров. Дорогу постоянно ремонтировали, и сегодня еще можно обнаружить остатки серпантина на перевалах Хамар-Дабана в районе пика Черского, — рассказывает член иркутского регионального отделения Русского географического общества Андрей Краснер.
Опытные туристы эти места хорошо знают и помогают корреспонденту «Русской планеты» сориентироваться: «Эта дорога, как ее еще называют, Чайный тракт, проходила от станции Култук по хребту Комар до реки Утулик, далее по реке Шубутуй, через озеро Патовое в долину реки Снежная».
Старокомарская дорога — старинный почтовый тракт, соединяющий в конце XVIII и начале XIX века Сибирь с Монголией и Китаем. Но после постройки Транссибирской железной дороги караванный путь оказался не нужен и теперь находится в заброшенном состоянии. «Зато он превратился в подлинную туристскую тропу, ведущую в Центральную часть Хамар-Дабана, в верховья Утулика, Хаара-Мурина, Снежной и Темника — знаменитых сплавных рек, — парирует иркутский турист со стажем Алексей Перевозников. — По нему также проходят горные, пешеходные и лыжные маршруты. На пару дней заезжают сюда и байкеры из Иркутска. Но они налегке поднимаются только до пика Черского, по более короткой тропе из Слюдянки, а потом спускаются по Старокомарской дороге в Култук. Дальше перевала Чертовы ворота никто, кроме как пешком, не был».
Сейчас, по мнению местных туроператоров, тракт не предназначен для туристов без опыта сложных пеших переходов. «Давно заброшенные дороги, глухие таежные тропы, крутые подъемы и сложные спуски, множество бродов и сложных переправ, и все это в режиме полной автономности», — перечисляют в местном бюро путешествий «На Восток».
– Группа должна владеть всем спектром туристической подготовки. Плюс необходимо владеть техникой из других видов туризма — от горного до водного. Но если тракт правильно «освоить», он может стать крайне популярным среди туристов, особенно иностранных — в этом мнении сходятся и турагентства, и ученые. Мы ориентируемся на КБЖД — Кругобайкальскую железную дорогу. После запуска плотины дорогу затопило, и ею перестали пользоваться, но сегодня она очень популярна среди туристов, наверняка так же популярен будет и этот тракт, — полагает ученый Андрей Краснер.
Его коллега Иван Семенчук в разговоре с корреспондентом «Русской планеты» поддерживает идею: «Этот край девственной красоты северной тайги, виды с вершин и перевалов захватывают дух, кристально чистые реки изобилуют рыбой, в дебрях встречаются следы диких зверей, а в лесу множество разных ягод и грибов. Если удастся гармонично соединить все это с комфортными условиями путешествия — тракт, пожалуй, сможет составить серьезную конкуренцию КБЖД».
Сколько средств для этого потребуется вложить, ученые сказать затрудняются, зато туроператоры предположили, что речь идет о нескольких десятках миллионов рублей. Пока же точно известно только то, что первая экспедиция по старинной дороге, которая пройдет под патронажем местного отделения Русского географического общества, намечена на конец августа 2013 года.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
1 мин