Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Титульная страница
Русская планета
Титульная страница

Сити отказался от менеджера

Екатеринбург решил избирать мэра, но вряд ли раньше 2018 года
Елена Коваленко
27 мая, 2013 19:26
4 мин
Спикер екатеринбургской городской Думы Евгений Порунов // фото © РИА Новости, Павел Лисицын
Уже больше месяца в Екатеринбурге не утихают разговоры об отмене должности сити-менеджера и возвращении прямых выборов главы города. И чем активнее идет обсуждение, чем больше ведомств и конкретных лиц озвучивают свою позицию, тем запутаннее становится ситуация.
Принципиально вопрос должен был решиться на публичных общественных слушаниях 20 мая. Слушания прошли, решение принято, однако полной ясности это не внесло.
Ситуация, как водится, уходит корнями в историю, правда, неглубокую. Осенью 2010 года власти Екатеринбурга вкупе с общественностью утвердили «двуглавую» систему управления городом. Вместо избираемого населением мэра появился тандем из главы Екатеринбурга (он же председатель городской думы, избирается городскими депутатами из своего круга) и главы администрации Екатеринбурга (он же сити-менеджер, приглашается «со стороны» теми же депутатами). Первым стал Евгений Порунов, вторым — Александр Якоб, оба занимают эти должности и по сей день. В ходе общественных обсуждений 2010 года имели место бурные дискуссии о целесообразности такой системы, но при активной поддержке администрации города и областных властей она была воплощена в жизнь.
Тандемы были тогда модной тенденцией в российских городах: в том же 2010 году институт сити-менеджера появился еще в двух мегаполисах, Нижнем Новгороде и Челябинске, не говоря уже о многих более мелких населенных пунктах. В отличие от некоторых других городов (Смоленск, Пермь, Миасс и др.) Екатеринбург не испытал такого недостатка «двуглавой» системы, как жесткое противостояние городского парламента и сити-менеджера. Тем не менее не прошло и двух с половиной лет, как на обсуждение общественности вынесли вопрос о возвращении прямых выборов мэра.
Инициатива опять-таки пошла из городской администрации. Персонально — от замглавы Александра Высокинского. Официально причиной возвращения к старой системе была названа обеспокоенность за будущее города.
- Это делается для того чтобы в будущем избежать конфликта интересов, — объяснил  Высокинский. — Пока его нет, но нет и гарантий, что он не возникнет в будущем.
- Никто не знает, кто руководит городом, власть стала непонятной, а следовательно, дальше от народа, — сказал  по этому поводу другой сторонник прямых выборов мэра депутат городской думы Леонид Волков.
Итогом забот о будущем Екатеринбурга стали «поправки Высокинского» — изменения, которые предложено внести в устав города. Другой вариант поправок разработал Волков. Общественное обсуждение обоих вариантов должно было состояться 8 мая на публичных слушаниях, участниками которых стали активисты и представители бюджетных учреждений. Однако когда все собрались в городской администрации, выяснилось, что для проведения мероприятия с таким количеством участников (порядка 1200 человек) там физически не хватает места. Власти неожиданно оказались не готовы к такой проблеме, хотя два года назад при учреждении поста сити-менеджера слушания были не менее массовыми. Обсуждение перенесли на 20 мая, а место его проведения — в один из городских домов культуры.
В указанный день события разворачивались еще более интересно. Во-первых, выяснилось, что и время, и место слушаний весьма неудобны для участников (понедельник, 14 часов, окраина города), в результате чего на них явилось немногим более половины прежнего состава (700-750 человек). Во-вторых, слушания оказались публичными лишь номинально: не зарегистрированные заранее в качестве участников граждане не допускались в зал даже как зрители, несмотря на то, что, не имея специальных карточек для голосования, они не могли внести нарушения в этот процесс. В-третьих, зарегистрированные лица также допускались туда с трудом. Корреспондент «Русской планеты» стал свидетелем многочисленных конфликтов, когда пришедших к самому началу слушаний участников (естественно, в рабочий день люди не стали приходить заранее) пытались отправить обратно под предлогом опоздания.
Затем, еще до начала процедуры голосования, несколько десятков человек покинули зал. Те из них, кого корреспонденту «Русской планеты» удалось «перехватить» на выходе, пояснили, что не желают оставаться, поскольку «здесь и так уже все решено».
Александр Высокинский и Леонид Волков представили собравшимся свои варианты поправок. При общей основной идее отмены должности сити-менеджера и возвращения прямых выборов главы города между ними обнаружилось два принципиальных отличия. Первое заключалось в том, что вариант Высокинского предполагал возвращение к действовавшей ранее системе с преобладанием полномочий мэра над полномочиями городской думы, а поправки Волкова в значительной мере уравнивали в правах два этих института власти. Второе, более любопытное отличие оказалось в том, что Волков предлагал заменить сити-менеджера выборным мэром уже осенью 2013-го, в то время как Высокинский отнес этот процесс на 2018 год. В итоге слушаний за поправки Высокинского проголосовали 565 собравшихся (против — 50), за поправки Волкова — 92 человека (против — 503).
Принятые таким своеобразно-демократическим путем изменения в июне должны быть утверждены городской думой, после чего их окончательно легитимизирует Министерство юстиции.
Впрочем, для большинства граждан, следивших за процессом, так и осталось неясным, зачем было поднимать вопрос, если его решение откладывается на пять лет. Официальное объяснение мэрии — в 2013 году на замену системы не хватит времени, а потом нужно будет ждать окончания срока полномочий городской думы — выглядит несерьезно. В 2010 году процесс замены мэра на сити-менеджера занял менее трех месяцев, причем тогда речь шла о переходе к новой, не опробованной ранее системе. Теперь администрация Екатеринбурга, предложив возвращение прямых выборов мэра, сама отложила их. Очевидно, что действующий тандем Якоб — Порунов» устраивает все ветви городской власти. Однако осенью Екатеринбург ждут выборы в городскую думу, и нельзя исключать вариант, что новый состав думы изберет своим главой вместо Евгения Порунова кандидата, неугодного администрации города. В этом случае предусмотрительно принятым поправкам можно будет придать «ускорение» и, отказавшись от тандема, форсированно провести всенародные выборы мэра. Таким образом, «поправки Высокинского» — своеобразная страховка администрации от возможного передела власти. Впрочем, интересы рядовых екатеринбуржцев эта страховка также учитывает, ведь конфликт интересов в «верхах» города никому не нужен.
Имеется у истории с отменой сити-менеджера и чисто рекламная сторона. В свете грядущих выборов и обновления власти (тем или иным путем) местные политики пытаются заявить о себе, показать свою работу с народом. И вот фамилия Александра Высокинского (по слухам, кандидата от администрации на пост мэра), ранее мало кому известная, уже, что называется, «на слуху». Мнение общественности по важному вопросу выслушано и учтено — еще один «плюс» администрации. В то же время напомнил о себе и оппозиционный мэрии депутат Леонид Волков.
Дополнительную интригу в процесс вносят прокуратура и областное правительство. Первая накануне слушаний заявила, что «поправки Высокинского» не вполне соответствуют законодательству, но администрация это попросту проигнорировала. Второе вообще пока не обозначило четкой позиции по вопросу возвращения выбираемого мэра, хотя мнение областных властей — вещь весомая, и когда оно будет сформулировано, с ним придется считаться. Пока же — Екатеринбург отказался от сити-менеджера, но сити-менеджер остается.
темы
4 мин